Конспект открытого занятия по естествознанию в средней группе “Насекомые – маленькие помощники”
Леглер Надежда Витальевна
Воспитатель
ГККП «Детский сад № 5 «Еркетай» города Степногорск при отделе образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»
Задачи:
1.Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
2.Показать взаимосвязь между насекомыми и природой, человеком.
3.Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации.
4.Развитие внимания.
5.Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и расскажем о том, какие мы дружные ребята:.
Дружит с солнцем
ветерок,
А роса – с
травою.
Дружит с
бабочкой цветок,
Дружим мы с
тобою.
2. Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам посмотреть, что перед нами (цветочная полянка)
-А как вы думаете, здесь кто-нибудь живет? (полянка пустая)
-Давайте заселим эту полянку
Обращаю внимание на муляжи игрушек: насекомые, домашние и дикие животные, птицы.
-Возьмите только того, кто может жить на цветочной полянке.
-Как одним словом мы можем назвать обитателей полянки (Насекомые).
-А кому нужны цветы? ( бабочкам, пчелкам)
Правильно, а вот на нашу полянку прилетела бабочка На какой цветок она села? ( ромашка)
Опустилась бабочка на ромашку и замерла, точно заснула на пушистой желтой подушечке. Весной как только пригреет солнышко бабочка тут как тут, она вылетает первой . И все ей рады, ведь она на своих лапках переносит пыльцу с цветка на цветок.
Интересуюсь, нравятся ли ребятам чудеса? Предлагаю послушать про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. ( демонстрирую схему развития бабочки). Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Посмотрите, что есть у бабочки? (крылышки, туловище, усики)
Бабочки украшают наши парки, луга, леса. Они очень красивые и поэтому бабочек нельзя ловить и убивать…
2.Игра в парах “Найди половинку бабочки”.
Цель игры – развитие логического мышления, наблюдательности, зрительного восприятия. Также ребёнок научится выделять признаки предметов, составлять из 2 частей целое.
3.Знакомство с муравьем
Имитирую щекотание по руке муравьем:
-Кто это, где живет?
-А вы видите где – нибудь муравейник?
Предлагаю построить муравейник
При помощи половинок бабочек делю детей на 2 команды. По краям два обруча, в которые нужно собрать палочки, листики.
Беседа о пользе муравьев
-Молодцы, Если поднести руку к муравейнику он впрыскивает муравьиную кислота (уточняю для чего она нужна: в медицине).
-А еще они наводят чистоту, когда собирают материал для муравейника.
-Ой, птица прилетела на муравейник. Как вы думаете, почему она сидит на муравейнике?
Муравьи лечат птиц, вытаскивают из ее крылышек маленьких жучков, которые мешают ей. Муравьи безобидные, послушные, они санитары леса. И муравейники нельзя разорять.
4. Знакомство с пчелой.
Полосатая хозяйка
Пролетает над цветком.
Он поделится медком.
Кто это прилетел на полянку? (пчела)
Где живет пчела? (в домиках)
Да каждая пчела живет в своем домике, этот домик называется улей (показ картинки).
Как называется этот домик? (улей)
Видите, пчела перелетает с цветка на цветок. Ч то она делает? ( собирает мед)
Пчелы собирают нектар с этих цветов. Нектар – это душистая сладкая жидкость. Из нее потом пчела делает мед; сладкий, вкусный мед очень полезен детям и взрослым, когда они болеют: кашляют, чихают, когда болит горло, то можно лечиться медом (показ картинки).
5. Информация о вредных насекомых:
Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
– А скажите, каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: муха, комар.
Воспитатель: а чем вредны мухи?
Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: лягушки, стрекозы.
-А как кусаются комарики?
Дарики, дарики
Вот летят комарики.
Вились, вились.
И в щечку (спинку, коленку….)
6. Работа по закреплению материала:
На столах лежат карточки и фишки.
-Назовите, кто изображен (муха, пчела, божья коровка, стрекоза, комар, муравьи, бабочка, кузнечик).
Предлагаю закрыть синей фишкой то насекомое, которое не может летать (муравьи, кузнечик)
Красной фишкой -вредных насекомых.
Зеленой -кто может летать.
Затем уточняю, кто опыляет цветы, собирает нектар.
Почему кузнечик зеленый.
7. Работа с карточками “Правила поведения в природе”
– Ребята, а вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут и растения, птицы, животные. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить, охранять.
Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами скажем, что нельзя делать в природе.
-Какое насекомое вам больше всего нравится? (картинки – раскраски)
-Почему?
Вы все молодцы!