Конспект открытого занятия по естествознанию в средней группе “Насекомые – маленькие помощники”


Леглер Надежда Витальевна
Воспитатель
ГККП «Детский сад № 5 «Еркетай» города Степногорск при отделе образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

Задачи:

1.Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

2.Показать взаимосвязь между насекомыми и природой, человеком.

3.Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации.

4.Развитие внимания.

5.Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

ХОД   ЗАНЯТИЯ.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и расскажем о том, какие мы дружные ребята:.

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

2. Сообщение темы занятия.

-Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам посмотреть, что перед нами (цветочная полянка)

-А как вы думаете, здесь кто-нибудь живет? (полянка пустая)

-Давайте заселим эту полянку

Обращаю внимание на муляжи игрушек: насекомые, домашние и дикие животные, птицы.

-Возьмите только того, кто может жить на цветочной полянке.

-Как одним словом мы можем назвать обитателей полянки (Насекомые).

-А кому нужны цветы? ( бабочкам, пчелкам)

Правильно, а вот на нашу полянку прилетела бабочка На какой цветок она села? ( ромашка)

Опустилась бабочка на ромашку и замерла, точно заснула на пушистой желтой подушечке.  Весной как только пригреет солнышко бабочка тут как тут, она вылетает первой . И все ей рады, ведь она на своих лапках переносит пыльцу с цветка на цветок.

Интересуюсь, нравятся ли ребятам чудеса? Предлагаю послушать про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. ( демонстрирую схему развития бабочки). Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Посмотрите, что есть у бабочки?  (крылышки, туловище, усики)

 Бабочки украшают наши парки, луга, леса. Они очень красивые и поэтому бабочек нельзя ловить и убивать…

2.Игра в парах “Найди половинку бабочки”.

Цель игры – развитие логического мышления, наблюдательности, зрительного восприятия. Также ребёнок научится выделять признаки предметов, составлять из 2 частей целое.

3.Знакомство с муравьем

Имитирую щекотание по руке муравьем:

-Кто это, где живет?

-А вы видите где – нибудь муравейник?

Предлагаю построить муравейник 

При помощи половинок бабочек  делю детей на 2 команды. По краям два обруча, в которые нужно собрать палочки, листики.  

Беседа о пользе муравьев

-Молодцы, Если поднести руку к муравейнику он впрыскивает муравьиную кислота (уточняю для чего она нужна: в медицине).

-А еще они наводят чистоту, когда собирают материал для муравейника.

-Ой, птица прилетела на муравейник. Как вы думаете, почему она сидит на муравейнике?   

Муравьи лечат птиц, вытаскивают из ее крылышек маленьких жучков, которые мешают ей. Муравьи безобидные, послушные, они санитары леса. И муравейники нельзя разорять.

4. Знакомство с пчелой.

Полосатая хозяйка

Пролетает над цветком.

Он поделится медком.

Кто это прилетел на полянку?   (пчела)

Где живет пчела?  (в домиках)

Да каждая пчела живет в своем домике, этот домик называется улей (показ картинки).

Как называется этот домик?  (улей)

Видите, пчела перелетает с цветка на цветок. Ч то она делает?    ( собирает мед)

Пчелы собирают нектар с этих цветов. Нектар – это душистая сладкая жидкость. Из нее потом пчела делает мед; сладкий, вкусный мед очень полезен детям и взрослым, когда они болеют: кашляют, чихают, когда болит горло, то можно лечиться медом (показ картинки).

5. Информация о вредных насекомых:

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

– А скажите, каких вредных насекомых вы знаете?

Дети:  муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки, стрекозы.

-А как кусаются комарики?

Дарики, дарики

Вот летят комарики.

Вились, вились.

И в щечку (спинку, коленку….)

6. Работа по закреплению материала:

На столах лежат карточки и фишки.

-Назовите, кто изображен (муха, пчела, божья коровка, стрекоза, комар, муравьи, бабочка, кузнечик).

Предлагаю закрыть синей фишкой то насекомое, которое не может летать  (муравьи, кузнечик)

Красной фишкой -вредных насекомых.

Зеленой -кто может летать.

Затем уточняю, кто  опыляет цветы, собирает нектар.

Почему кузнечик зеленый.

7.  Работа с карточками “Правила поведения в природе”

– Ребята, а вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут и растения, птицы, животные. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить, охранять.

Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами скажем, что нельзя делать в природе.

-Какое насекомое вам больше всего нравится? (картинки – раскраски)

-Почему?

Вы все молодцы!