«Конфликт – нераскрытая возможность. Технологии предупреждения конфликтов»


Ибраева Ирина Анатольевна

воспитатель г.Степногорск  КГУ ОСШЛИ  №4 «Болашак»

Тема: «Конфликт – нераскрытая возможность.

                  Технологии предупреждения конфликтов»

Цели: формировать конфликтную компетентность; овладение приемами общения в конфликте                                                                                                                                                                                                                                        

Задачи:

               формирование представлений о различных вариантах человеческого  общения; актуализировать знания учащихся о конфликте;

             показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние  в ходе конфликта

Подросток – это личность, обремененная энергией: ее у него больше, чем, необходимо, в десять с лишним раз. Поэтому, если эта энергия не имеет объекта приложения, то она направлена по каналу разрушения.

                                                                                            Н. Е. Щуркова

Каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Все начинается еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Одних еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта.

Весь наш мир состоит из конфликтов. Проблема  конфликтов всегда была, есть и будет. Без конфликтов прожить жизнь нельзя. Конфликты являются вечными спутниками нашей жизни. Но каждый может научиться решать конфликты с выигрышем для себя и других Конфликты могут улучшить отношения. Надо только захотеть. Конфликт – это один из способов развития.  Тема конфликтов волновала и притягивала внимание человечества всегда.

Доказательством тому могут служить различные мифы, сказки, былины и т.д.: все слышали греческий миф про «яблоко раздора», все знают историю из библии про Каина и Авеля. Издавна люди сталкивались с конфликтами, издавна величайшие мудрецы и философы (Конфуций, Гераклит, Эпикур и многие другие) размышляли об этой проблеме, пытались понять, из-за чего возникают конфликты, искали пути их разрешения.

Не утратила актуальности эта проблема и в наше время. Каждый человек за свою жизнь сталкивался с конфликтами разных родов, даже соглашаясь с поговоркой «худой мир лучше доброй ссоры», люди, тем не менее, не могут избежать разногласий, ссор. Надо учиться предупреждать, распознавать конфликты, предвидеть их последствия, а главное – управлять ими. Мне кажется, что если бы каждый человек имел хотя бы начальные понятия о конфликтах, то конфликты и возникали бы реже, а если возникали бы, то люди выходили бы из них с меньшими потерями. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Так же изучать конфликты необходимо для того, чтобы научиться понимать жизнь общества.                                                                                                                                                                                     

Я выбрала эту тему  для того, чтобы лучше разобраться и понять, что такое конфликт, чтобы узнать, как и из-за чего они формируются. Понять какие у конфликтов источники, какое может быть их развитие, также изучить   конфликты  от и до, поскольку сама часто встречаюсь с ними напрямую или косвенно, и, что самое главное, понять, как их нужно разрешать.

Если возникает  конфликт в классе, конфликт между учениками, который часто ведет к неадекватности поступков,  он не должен остаться незамеченным. Его надо урегулировать, но не подавлять. Многие дети просто не научены, мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Учащиеся, обучающиеся в школе – интернат находятся в замкнутом пространстве. Им приходиться общаться с одними и теми же людьми. Как на уроках, так и на самоподготовке, в столовой, в своих секциях. Они постоянно в общении со сверстниками, со взрослыми – учителями, воспитателями. И поэтому могут возникнуть различные конфликты, как   « ученик-ученик», «учитель-ученик», « учеником и группой»,  «между группами».

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия.

 Методы и формы, которые я использую в работе, учат учеников выходить из конфликтной ситуации или же находить компромисс. Из многообразия методов и форм я отдаю предпочтение следующим

-Тренинги общения

-Групповая проблемная работа (обсуждение ситуаций)

-Создание ситуации успеха

-Метод мозгового штурма

-Диалог «педагог-воспитанник», беседы

-Экскурсии, мероприятия, дела

-Коллективно-творческое дело

-Упражнения, игры, конкурсы.

В чем же заключается цель этих форм и методов?

Наблюдение – оценить личность ребенка в ходе участия в какой-либо деятельности.

Беседа – в ходе устного общения узнать как можно больше о ребенке его увлечениях, о том, что волнует, о семье, друзьях.

Общение – это лучший способ избежать конфликта или разрешить его, если он уже возник.

Анкетный опрос – анкета одна из распространенных форм диагностики. Цель анкетирования, изучение интересов личности учащихся. Вопросы составляются исходя из того, о чем хочется получить информацию.

Работа в парах – основная задача этой формы – научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог; откровенно высказывать свои соображения.

Работа в группах – особенность в возможности пообщаться, поделиться  самым сокровенным с теми людьми, кто тебя принимает и понимает, научиться отстаивать свое мнение.

Тренинг – это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которых, личностное развитие.

На внеклассных мероприятиях,  по субботам «Школа выходного дня», на самоподготовке применяю различные упражнения, игры, тесты.

Целью,  которых является сплочение детей, взаимоуважение, умения понимать друг друга, правильно оценивать ситуации.

Игра «Эмоция общения».

Цель: Умения выражать свои чувства с помощью эмоции.                                                                

Группа учащихся встают в круг. По кругу передают мяч в левую сторону -называют эмоции, мешающие общению, в правую – эмоции помогающие общению.

« Общее и особенное» (работа в парах)

Цель: Научить правильно и грамотно общаться.

Учащиеся делятся на пары. За 7 минут найти « общее качество» и «особенное», чем отличаются друг от друга.

«Искаженная информация»

Цель: Умение выходить из ситуации учитывая последствия .Показать на примере к чему приводят подобные ситуации.

Один ученик выходит из класса, получая информацию о любом предмете, событии. Подготовив рассказ, заходит в класс. Рассказывает соседу, а тот в свою очередь следующему и так, пока не услышали все участники.(Ведущий не называет предмет, о котором идет речь).

Обсуждение:

– На каком моменте исказилась информация?

-К чему это может привести?

-Как следует поступить?

«Белый стул»

Цель: Научить детей высказываться. Уметь видеть хорошие качества своего товарища.

Один ученик сидит на стуле в центре круга. А сидящие по кругу учащиеся,  говорят о нем только самое хорошее.

«Ассоциативный ряд»

Цель: Повысить  интерес к происходящему, активность. Умение слушать друг друга.

Может быть выбрана любая проблема, любое направление деятельности учащихся. Вначале любого мероприятия учащимся предлагается назвать ассоциации по данной теме.  В общем кругу дети зачитывают свои ассоциации. Это помогает расположить к себе детей, заинтересовать перед началом мероприятия.

Игра «Аплодисменты».

Цель: Развивать умения у учащихся дарить аплодисменты, радоваться за других.

Условия игры

-Ведущий называет определенную группу детей.

-Те, кто относит себя к названной группе, встают.

-Остальные участники им аплодируют.

-Участники сидят в кругу.

Упражнение «Что ты знаешь обо мне».

Цель: Научить учащихся слушать собеседника, воспринимать все, что он говорит, вести диалог. Умение выделять главное в общение.

Учащиеся объединяются в пары. Так как пары работают одновременно, включаю тихую музыку, создавая определенный музыкальный фон, который помогает ребятам настроиться на душевную беседу. В течение 10 минут учащиеся рассказывают  по очереди о себе, семье, друзьях, привычках, увлечениях. Затем один садиться на стул, другой стоит позади, положив руки на плечи, и рассказывает биографию от имени сидящего. Затем участники меняются местами. В конце этого упражнения ребята должны сказать, что же их объединяет, общие качества.

«Разговор при свечах» (работа в группе)

Основная задача этой формы – освоение учащимися нового стиля общения с группой людей.

Цель: Научить учащихся свободно говорить об  интересующих вещах, быть раскрепощенными, видеть в окружающих добрых людей, кто тебя принимает и понимает.

Для проведения в классе на полу расстилается одеяло, зажигаются свечи, выключается свет. Дети садятся в круг, чтобы не было свободного пространства, причем рядом с тем, с кем они хотят. Начинается беседа на ту тему, которую выберут дети. Когда один ученик говорит, все остальные должны внимательно слушать, не мешая ему говорить. После того, как закончит говорить ученик, начинает следующий учащийся и до тех пор, пока не выскажутся все желающие. На протяжении всего общения должно соблюдаться правило – «Говорит один человек, остальные слушают, не мешая и не перебивая его»

В целом, я считаю, что каждый должен понимать все плюсы и минусы конфликта, для того, чтобы в какой-то момент его избежать, а в другой воспользоваться им.

Упражнения разминки:

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы… собака».

«Прогноз погоды»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас “плохая погода” или “штормовое предупреждение”, а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

«Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

«Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

«Сигнал» 
 Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

«Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

«Меняющаяся комната»

Инструкция:

Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…

Упражнения  на завершения мероприятия:

«Аплодисменты по кругу»

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

«Подарок»

Участники встают в круг

Инструкция: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

«Спасибо за приятное занятие»

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.