Мое село -Лозовое


Венгрина Мария Афанасьевна

учитель географии КГУ «ООШ села Лозовое»

КГУ «Лозовская средняя школа»

«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель МО     Протокол № ___ от «___»          ________________2017 г.   «Согласовано» Экспериментальной комиссией РМК       «______»___________2017 г.     «Утверждаю» Директор школы       от «____» ___________2017 г.

Календарно – тематический план

по факультативу для 11 класса

в области краеведение:

 «Мое село – Лозовое»

 на 2017-2018 учебный год

Составила: Венгрина Мария Афанасьевна

                                                                                                                                             учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 В рамках  национальной программы «Мәңгілік ел»

 

 «Главная цель воспитания

должна заключаться в

развитии самодеятельности,

благодаря которой  человек 

    может     впоследствии  стать

 распорядителем своей судьбы,

продолжателем своей судьбы,

продолжателем образования своей

жизни».

А. Дистервег

       Современная  общеобразовательная школа  вместе  со своей страной переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы уже стало дифференциация  и индивидуализация обучения. В содержании образования  рассматривается  как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:

*
  • опыта познавательной деятельности или знаний;
*
  • опыта осуществления известных способов деятельности  или умений действовать по образцу;
*
  • нестандартные  решения;
*
  • социального опыта  и ценностных ориентаций.

      В сложившихся условиях большое значение приобретает  целенаправленная работа  школы  по созданию условий для осознания  личностных смыслов  и ценностей существования личности.

       Эти  условия может реализовать курс «Мое село   –   Лозовое»

Поэтому главной целью курса является ориентирование учащихся в выборе    профиля через углубленное изучение  систематизированного, целостного представления о Малой Родине (село, поселок, межселенная территория)

Курс «Мое село  –  Лозовое» обеспечивает:

*
  • Создание образных представлений о взаимодействии природы и общества;
*
  • Выявление  оценки явлений социальной и экономической  жизни общества;
*
  • В процессе  изучения ближайшего окружения (села)  способствовать        формированию учащихся  грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно-значимого  компонента  образования человека;
*
  • Развивать  умения  оценивать  различные источники информации;

      Курс  ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность   познакомить учащихся с интересными вопросами, подходами  в изучении родного села. Данный курс является  междисциплинарным, т.к.содержит  круг  вопросов историко-географического характера. 

        Средством воспитания и образования служит участие учащихся  в индивидуальной и групповой исследовательской – поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины, поэтому программа предусматривает значительно количество практических работ исследовательского характера, что позволит развить у учащихся познавательные коммуникативные умения и навыки.

        Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве. Выбор методических приёмов обусловлен осознанием необходимости мотивационно – целевого управления процессом познания: малая дискуссионная группа, работа с документом, беседа, интервью, практическая работа, экскурсии.

      Итогом курса является включение  учащихся в разнообразные учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини-исследовательских     проектов, предполагает   личный вклад   каждого учащегося в разработку и реализацию 1-2 общественно – значимых   полезных  для села дела. Таким образом, содержание курса раскрывает   широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем, нацеливает на жизнь в своем  родном селе, сельской территории.

       Курс предназначен для предпрофильной подготовки 10 класса, реализует  компонент регионального образования, может быть  рекомендован для изучения учащимися  социально-экономического, гуманитарного профилей.

Учащиеся должны знать:

*
  • Существенные признаки понятий: экономико-географическое положение территории, воспроизводство, естественный прирост, половозрастной, национальный состав населения, трудовые ресурсы и занятость населения , специализация территории;
*
  • Национальные традиции и обычаи, культурно-исторические осо­бенности народов. Религии, трудовые навыки  своей местности;
*
  • Главные черты хозяйства сельского поселения, историко-географические            особенности развития села, ведения хозяйства формы

     повседневной жизни, обычаи,  правила поведения в обществе.

Учащиеся должны  уметь:

*
  •  Выдвигать гипотезы – версии названий улиц села, подтверждать или      опровергать их на основе собранных фактов;
*
  •  Согласовывать правила ведения учебной дискуссии, участвовать в дискуссии;
*
  • проводить маршрутную съемку местности;
*
  •  Развивать простейшие навыки  интервьюирования, проводить интервью, обрабатывать данные;
*
  •   Работы в текстовом редакторе Word: набирать текст объёмом до 70 слов, редактировать его, сканировать фотографии и размещать их в тексте;
*
  •   Уметь ставить задачи, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать вклад своего участия в экскурсиях, дискуссиях, на уроке в групповой работе, на основе анализа своих затруднений в способах работы и интересующих вопросов;
*
  •   Подготовить материал для газеты.

КАЛЕНДАНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «МОЕ СЕЛО – ЛОЗОВОЕ»

Всего 34 часа, 1 час в неделю

  п.п.   Наименование тем курса   Всего часов   Планируемая работа по теме   Лек   ции   Практические работы     Семинары   Сроки
1-2   Введение     1   Сбор  информации о селе, его название, история происхождения   1          
  1 Составление плана села, физико-географическое положение села            1      
3-4 Тема 1 Истоки  села   1 Прогулка по окрестностям (сопкам), фото – информация на сегодняшний день     1      
  1 Сравнительный анализ окрестностей села (было – настоящее время)         1  
  5-8 . Тема 2 Истоки  села, население.   4 Сбор информации у старожилов.   1   1   1  
Малая перепись населения (25-50 человек)     1    
9-12 «Откуда мы?»   4 Схема  – «Родословная семьи»   1   2      
Защита схемы : откуда я?         1  
13-16 Тема 3 Хозяйство села   4 Сравнения уровня развития хозяйства в 80-х годах и наше время   1   1      
Проверка практ. работы   1 1  
  17-19 Тема  4 Социально-культурное развитие села   3 Сбор фото и печатной информации .   –   1          
Понятия «социальность» и «культура». 1-2 общественно-полезных дел       1    
Защита-мини проекта: «социально – культурное развитие села»       1         1  
20-23 Тема 5  «По страницам истории села Лозовое»           4 Информация о селе на сегодня     1     1        
Аанализ, сельской истории (к чему привела нас история?)     1   1  
24-26 с. Лозовое прогресс на сегодня   3 План села на начало его пути и  на 2017 год   1   1    
Прогресс в истории на сегодняшний день за 25 лет независимости       1  
27-29 План села     3 Сбор фото информации. Сбор информации в альбом с фотоприложением.   –   2    
Описание местности по фото приложению  в  альбоме       1  
30-33 Тема  6  Родное село в наше время.       4 Подготовка материала к выставке на стенд, подготовка слайдов «Моё село – Лозовое!»         1     2     1  
Презентация Статьи, стендовой экспозиции        
  34   Итоговое занятие   1 Выставка , анализ проведенной работы   –   –   1  
  Итого 34   7 17 10  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕАТУРЫ:

  1. Архивы электронных библиотек.
  • Атлас для 8 класса общеобразовательной школы по «Физической геграфии Казахстана».
  • Спутниковая карта.
  • План местности села Лозовое.
  • Фото – альбом села Лозовое.