Обобщение педагогического опыта «Система работы учителя истории по развитию исследовательских компетенций учащихся»


Кулагина Ирина Николаевна
учитель истории
КГУ «Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

Тема: «Система работы учителя истории по развитию исследовательских компетенций учащихся»

3. Условия формирования, становления опыта.

Современная система образования за последнее десятилетие претерпела существенные изменения. Но как бы не менялись требования к учебному процессу, неизменной остаётся востребованность формирования у учащихся аналитических навыков. И возникает вопрос, подчёркивающий актуальность данной проблемы, как организовать учебный процесс, чтобы он максимально способствовал формированию академической мотивации и повышению интереса к предмету в целом, заинтересованности в работе над получаемой информацией и желанию сделать собственный вывод, а в итоге – формированию исследовательских и аналитических компетенций обучающихся.  Работа над методической темой «Система работы учителя истории по развитию исследовательских компетенций учащихся» позволила рассмотреть данную проблему более глубоко и найти оптимальные решения.

4. Актуальность опыта.

Современный этап развития образовательной системы характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели обучения, которая способствует формированию деятельной, саморегулируемой, компетентностной личности. Новой информации для обучающихся всё больше, при этом время на изучение не увеличивается, а сокращается, в результате чего обучающиеся не всегда могут сосредоточиться на обретении новых знаний и навыков, понять значимость изучаемого. Преодолеть данный барьер в обучении может помочь развитие у учащихся способности видеть проблему, исследовать её и решить, то есть развитие исследовательских и аналитических компетенций. Актуальность рассматриваемой темы тем значительнее, что формированию и развитию исследовательских компетенций особое внимание уделяется и в новом государственном общеобязательном стандарте образования.

5. Теоретическое обоснование опыта.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.

Американский психолог А.Маслоу неоднократно отмечал, что образование в демократическом обществе не может быть ничем  другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества [1]. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и аналитические.

Обратимся к содержанию нормативно-правового документа для педагога – инструктивно-методическому письму на 2022 – 2023 учебный год: «При обучении истории педагогу рекомендуется правильно подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, формы организации обучения, которые будут направлены на развитие аналитических, исследовательских способностей в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, умение самостоятельно и ответственно выполнять задания, вызовут интерес к уроку». [2]

В этой связи актуальными становятся положения теории Д.Б.Эльконина об учебной деятельности, который определяет её (деятельность) как процесс, включающий методы действий в области научных понятий и которая вызывается адекватными причинами. К таким причинам Д.Б.Эльконин в первую очередь относит мотивы овладения методами действий, т.е. причины, которые способствуют развитию собственной личности. Таким образом, только важная и общественно значимая деятельность способствует саморазвитию, совершенствованию навыков, социализации личности школьника, накоплению социокультурного опыта и видов, форм теоретической, когнитивной и практической деятельности [3]. Обоснование проблематики исследовательской деятельности и исследовательского подхода обучения рассматривали Н.А.Добролюбов, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский и другие [4, с. 45-49]. Проблемы организации исследовательского метода, дидактики и методики обосновывали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко и другие [5, с. 55-61]. В работе О. В. Лебедевой повествуется о том, что целью любого учебного исследования помимо получения знаний, является приобретение учащимися самого навыка ведения исследовательской деятельности как универсального способа освоения окружающего мира, развития исследовательского мышления через активацию личности учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний [6, с. 58-62]. Таким образом, конечным результатом такого исследования должно является получение нового знания, но при правильной организации урока – исследования, результат которого учителю известен заранее. Тогда как

ученики, для себя переоткрывают известные в науке знания, осваивая данный

способ.

Талызина Н. Ф. определяет исследование как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование должно характеризоваться объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью [7]. Автор А.И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает, как особый вид творческой и интеллектуальной деятельности, который начинает действовать при активизации поисковой активности, имеющая в основе исследовательское поведение [8]. Исследовательскую деятельность как познание на основе исследования и открытия обсуждали в своих работах Ж.-Ж Руссо, И.Песталоцци, Ф.Дистервег, Г.Кершенштейнер, Дж.Дьюи, С.Френе. Профессор кафедры психологической антропологии Института детства А. С. Обухов, исследуя исследовательскую деятельность, отмечал, что исследовательская деятельность – это есть творческое взаимодействие между школьником и учителем. Общей задачей является поиск ответа на заданный вопрос, где на этапах взаимодействия происходит обмен культурной информацией между старшим и младшими поколениями, результатом которого должно являться формирования мировоззрения и становление исследовательской позиции у школьников [9, с. 91-93].

Большое внимание проблеме исследовательской деятельности уделял М.М. Рубинштейн, который отмечал, что исследование не всегда должно быть теоретическим, и что оно должно давать обязательно новый результат. Исследование может быть проверкой и в этом случае оставаться исследованием только для того, кто его провел и бессмысленным для других участников образовательного процесса [10].

Свой вклад в вопросе становления исследовательской деятельности внес С.Т. Шацкий. По мнению учёного, учебное и научное исследование идёт по пути противопоставления этапов обоих видов исследования, которые определяются правильностью поиска. Этапы учебного исследования сопоставимы с этапами научного исследования, к ним относятся [11, с. 18-23]:

1. постановка проблемы;

2. решение проблемы-через использование догадок и гипотез;

3. поиск догадки и гипотезы производиться путем наблюдения, опыта, теоретического анализа;

4. решение проблемы и проверка;

5. фиксирование проверенных результатов исследовательской работы.

С.Т. Шацкий описал несколько типов учебного исследования [12, с.582-583]:

1. констатирующие исследования: основной целью является ведение наблюдений, путем раскрытия существенных признаков предмета или явления и наполнения образов у ребенка об этом явление (предмете);

2. умозаключающие исследования: используется наблюдение, добавляет к ним личный опыт ученика, служит для выстраивания связей между явлениями;

3. обобщающие исследования: основной целью является сочетание наблюдения и опыта для раскрытия механизмов явления в глазах ученика.

Такие ученые как В.В. Давыдов и Л.В. Занков предложили использование исследовательского метода, поскольку такой подход способствовал, по мнению ученых, достижению больших возможностей достижения целей развития и организации образовательного процесса [13].

Исходя из выше сказанного, мы определили, что в основе любого научного и учебного исследования будут лежать следующие компоненты:

наблюдение, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента и построение своей деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся синтезирует образовательный процесс в [14, с. 2-7]:

  • обучение (овладение знаниями и умениями, опытом деятельности);
  • воспитание (нормы поведения);
  • развитие (познавательные процессы и универсальные учебные
  • действия).

Исследовательская деятельность в условиях образовательного процесса обладает большим образовательным потенциалом. Отметим, что особенностью исследовательской деятельности является то, что она способна преобразовывать существующую действительность не только в соответствии с установленными нормами, но и прерывать заложенные в неё программы, что подтверждает её открытость и универсальность.

 В этой связи становится очевидным, что педагогические воздействия и усилия позволяют актуализировать внутренние резервы ученика в индивидуальной форме. Таким образом, образовательный потенциал исследовательской деятельности может быть представлен совокупностью возможностей различных субъектов, которые демонстрируют образцы поведения, образцы разнообразных знаний, ценностных установок, человеческих отношений, которые транслируют человеческий опыт, опыт творчества, позволяющий пережить, присвоить и созидать ценности [15].

Такая трактовка образовательного потенциала исследовательской деятельности возможна, по нашему мнению, с позиций системно-деятельностного и компетентностного подходов.

6. Ведущая педагогическая идея опыта

История как предмет обладает большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Применение различных подходов и методов обучения на уроках истории позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников, а в результате развитию исследовательских и аналитических компетенций. Развитие исследовательских и аналитических компетенций учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Если обучающийся владеет навыками исследования, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки саморегуляции. Поскольку формирование аналитических навыков сегодня занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и право.

Подробнее…