Экологическое воспитание студента, как орентир заботы об окружающей среде.


Ахметова Хымбат Назынбековна

заместитель руководителя по воспитательной работе ГККП «Высший колледж лесного хозяйства ,экологии и туризма.Бурабайский район.г.Щучинск.Акмолинская обл.              

Ахметова Х.Н. Заместитель руководителя по воспитательной работе, г.Щучинск, Казахстан

Экологическое воспитание студента ,как орентир заботы об окружающей среде.

«…с человеком, несомненно, появилась

новая огромная геологическая сила

на поверхности нашей планеты»

В.И.Вернадский

Сейчас, когда человек осваивает космос, экология, пусть не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого. Экология вышла за пределы понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства каждой личности. Экология касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого. Следовательно, важно каждому приложить свои силы к сохранению окружающей среды.

Данная программа не содержит научных выкладок, она несет прикладной характер. Через конкретные дела, мероприятия студены включаются в решение частных проблем своего двора, колледжа, города. Используются различные формы работы со студентами, затронуты проблемы и окружающей и природной среды, и экология города, и экология тела человека. Не оставлен без внимания здоровый образ жизни, студентам предлагается задуматься о своих привычках, о своем питании, о физических нагрузках. Работа по этой программе позволяет достичь намеченных целей.

Актуальность проблемы:

Экологическое образование и воспитание молодежи – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится не только общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее, но и среднему профессиональному образованию.

Эффект экологического воспитания студентов во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие студентам культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на учебе, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся, целью которых является закрепление у студентов первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: экологический десант, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности обучающихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно – полезные дела, а также участие обучающихся в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать студентам общечеловеческие ценности гуманистического характера:

– понимание жизни как высшей ценности;

– человек как ценность всего смысла познания;

– универсальные ценности природы;

– ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

• компетентность в области общественно – политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

• компетентность в социально – производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

• компетентность в учебно – познавательной деятельности;

(самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в эколого  – практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

Цели и задачи:

Цель – создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Задачи:

  • Повышение уровня осведомлённости об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
  • Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.
  • Развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
  • Развитие стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды.
  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой.

Основные формы реализации программы.

Программа экологического воспитания студентов реализуется при помощи различных форм внеурочной воспитательной работы:

  • классные и кураторские часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования студентов под руководством преподавателей колледжа;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе – экодесант, субботники;
  • походы и экскурсии.

Структура программы:

1. Мониторинг развития нравственно-экологических ценностных отношений личности к природе, к самому себе.

2. Организация комплекса мероприятий направленных на повышение уровня осведомлённости в области экологии.

3. Научно-исследовательская и проектная деятельность, деятельность студенческого научно-исследовательского общества.

4. Сотрудничество с учреждениями, деятельность, которых направлена на развития экологического направления воспитания, участие в их мероприятиях.

5. Экологические мероприятия внутри колледжа.

6. Мероприятия, направленные на применение и контроль экологических знаний.

Этические принципы и экологическое мировоззрение:

  • Принцип единства – все мы являемся частью природы.
  • Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
  • Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
  • Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.
  • Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.
  • Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
  • Принцип “Чти свои корни” – Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет, истощенная Земля – истощенная экономика.

Ожидаемый результат:

  • рост информированности студентов по вопросам экологических проблем

современности и пути их разрешения;

  • рост качества мероприятий организуемых в рамках Программы;
  • увеличение числа реализованных социальных проектов в области экологии;
  • динамика мотивации ответственного отношения к окружающей среде.

План мероприятий по экологическому воспитанию на 2022-2023 уч.год:

Дата Экологический календарь Организация работы по экологическому воспитанию (проводимые мероприятия)
сентябрь 7.09.2022 – Международный день чистого воздуха. 17.09.2022 – Всемирный день уборки 19.09.2022 – День работников леса – Участие студентов в олимпиадах, конкурсах и неделях по экологии. – Акция «Самый чистый двор», видео-ролики. –  Концерт -организованный студентами лесного отделения.
октябрь 04.10.2022 – Всемирный день животных. 14.10.2022 – День экологического образования – Раздача брошюрок с законами о защите животных. -Викторина для студентов: «Лучший знаток экологии».
ноябрь 11.11.2022 – Международный день энергосбережения 30.11.2022 – День домашних животных  – Акция «Пять минут без света»   – «Мой четырехлапый друг», конкурс фотографии среди первых курсов.
декабрь 03.12.2022 – Международный день борьбы против пестицидов 05.12.2022 – Всемирный день почв – Разработка творческих заданий для студентов: подготовить сообщение, статью о состоянии окружающей среды г.Щучинск, района, об острых экологических проблемах, о работе общественных и официальных организаций города.  
январь 01.01.2023 –  День признательности комнатным растениям 11.01.2023 – День заповедников, национальных парков 17.01.2023 – Всемирный день снега – «Самый красиый цветок» – фотоконкурс. – Экскурсси по Национальным паркам, видео-ролики. – Очистка теттритории колледжа от снега.
февраль 02.02.2023 – всемирный день водно – болотных угодий – Акция: «Чистый водоем», конкурс на лучший способ очистки эко-системы.
март 01.03.2023 – Всемирный день иммунитета 03.03.2023 – Всемирный день дикой природы 20.03.2023 – Всемирный день земли   21.03.2023 – Международный день  лесов. Всемирный день посадки деревьев. 27.03.2023 – Час земли – Участие в акции «Сломанная сигарета». – Показ видео-фильма о дикой природе. – Дискусионный семинар на тему:»Атомная бомба – оружие Апокалипсиса или Миротворец». – Участие в акциях, посадка лесов. – Конкурс слайдов «Моя Земля» среди студентов – экологов.
апрель 01.04.2023  Международный день птиц 04.04.2023 – Всемирный день бродячих животных 19.04.2023 – День подснежника 22.04.2023 – Всемирный день матери – земли – Систематическая уборка территории – Акция «Зеленый город». – Участие в конкурсе по изготовлению кормушек – Акция «С заботой о пернатых».
май 03.05.2023 – День солнца 15.05.2023 – Международный день защиты климата 21.05.2023 – Всемирный день исчезающих видов – Озеленение территории, прилежащей к колледжу – Акция «Зеленый город», кабинетов и холлов колледжа.
июнь 05.06.2023 – Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога – Конкурс газет, рисунков, фотографий по проблемам экологии между группами.

Мониторинг развития нравственно – экологических ценностных отношений личности к природе, к самому себе:

  • Анкетирование студентов «Твой образ жизни. Сделай вывод сам», «Курение – вредная привычка».

Организация комплекса мероприятий направленных на повышение уровня осведомлённости в области экологии:

  • Организация постоянно действующей выставки книг по проблемам экологии в библиотеке.
  • Пополнение информационного банка по проблемам экологии в библиотеке колледжа.
  • Классный час «Влияние экологических факторов на здоровье населения Бурабайского района».
  • Включение экологических вопросов в программу производственного и теоретического обучения (безотходные производственные технологии, безопасные условия труда человека, влияние различных явлений окружающей среды, материалов на состояние здоровья человека).

Научно – исследовательская и проектная деятельность, деятельность студенческого научно – исследовательского общества:

  • Организация работы со студентами по выполнению исследовательских работ по экологической тематике. Участие в ежегодной конференции студенческого научного общества.

Сотрудничество с учреждениями, деятельность, которых направлена на развития экологического направления воспитания (социальные партнеры):

  • Поддержание связи и осуществление контактов с официальными и общественными организациями Щучинско – Боровской курортной зоны:
  • Филиал Северный регион РГКП Республиканский лесной селекционный семеноводческий центр
  • ТОО «Бурабай даму» УПДП РК
  • ГНПП «Бурабай» отдел науки и экологического мониторинга, отдел охраны, воспроизводства и рационального использования лесов, растительного и животного мира
  • ГКП на ПХВ «Бурабай Су Арнасы»
  • Лаборатория анализа питьевой воды, СБО – станция биологической очистки сточных вод
  • ТОО «Каз НИИ ЛХа» лаборатория экологического мониторинга
  • ТОО «КазНИИЛХА им. А.Н. Букейхана»
  • Управление санитарно – эпидемиологического района
  • Лаборатория микро клонирования при лесосеменном селекционном центре
  • Отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов
  • Администрации города и района

Библиографический список

  1. Акимова Т. А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 566 с.
  2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
  3. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование – № 2, 2010 – с. 24 – 30
  4. Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование – № 4, 2010 – с. 9– 13.
  5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. – № 4, 2009 – с. 6 – 10
  6. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико – ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
  7. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. – № 5, 1989 – с. 3-25.
  8. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
  9. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование – №1, 2011 – с. 1- 15
  10. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. – №4, 2010 – с. 3 – 8.
  11. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
  12. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.