«Имя числительное как части речи. Количественные и порядковые имена числительные»


Спирина Елена Юрьевна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №7» отдела образования по г. Усть-Каменогорску управления образования ВКО

КГУ «Средняя школа №7»

Отдела образования по городу Усть-Каменогорску

Управления образования Восточно-Казахстанской области

Поурочный план для педагога организаций среднего образования

Тема урока: «Имя числительное как части речи. Количественные и порядковые имена числительные»
Раздел: В контексте сквозной темы «Природные явления».
ФИО педагога Спирина Елена Юрьевна
Дата: 10.01.2023г
Класс: 4 «Г» Количество присутствующих:  Количество отсутствующих:
Тема урока «Имя числительное как части речи. Количественные и порядковые имена числительные»
Цели обучения в соответствии с учебной программой 4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия, предлоги определять их роль в предложении.
Цель урока Научаться отличать числительные от других частей речи, а также различать количественные и порядковые имена числительные.

Ход урока

Этапурока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы
  Начало урока                     Середина урока                                                                                                                                                                                   Конец урока Создание положительного эмоционального настроя Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок.   -предлагаю наш урок начать с создания хорошего настроения, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.А теперь повернитесь ко мне и улыбнитесь мне.   я думаю, что такое хорошее настроение у вас будет до конца урока. Минутка чистописания – откройте тетради, запишите число и слова классная работа. Десятое января. Классная работа. Одна голова хорошо – а две лучше. – как вы думаете, ребята, почему в пословице говорится: «Одна голова – хорошо, а две лучше».     Формулирование темы и цели урока.   – Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах. Вот здесь у вас будет работать не одна голова, а несколько.   Групповая работа  – Итак. У вас на столах лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача – разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.    – Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Советуйтесь, объясняйте, спрашивайте. Сейчас ваша основная задача – не скорость, а качество выполнения.   -Проверим, что у нас получилось.   Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки со словами, которые вы положили в конверт «Имя существительное»       -Докажите, что эти слова являются существительными.     Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки со словами, которые вы положили в конверт «Имя прилагательное»       Докажите, что эти слова являются прилагательными.           Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки со словами, которые вы положили в конверт «Глагол»   Докажите, что эти слова являются глаголами.       Группа № 4– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Наречие»         Докажите, что эти слова являются глаголами       Постановка проблемы  – Какие же слова у нас остались?               — Вот она – проблема № 1. Что это за слова и к какой части речи они относятся?   -Давайте подумаем, что называют эти слова?    – Как мы можем назвать такую часть речи? молодцы! Вы правильно сказали – это имя числительное.   – кто из вас может назвать тему нашего сегодняшнего урока? – ребята, какую цель мы поставим перед собой? Что мы должны узнать о новой части речи? Первичное закрепление. Работа с учебником. – Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник. Прочитайте определение правила в учебнике на странице 4. – что такое имя числительное? – что обозначает имя числительное? – на какие вопросы отвечает имя числительное? Работав в тетради – я вам буду читать загадки, а вы должны услышать в них числительные и записать их в тетрадь.   Проверка по образцу в парах – посмотрите на доску и сравните слова, которые записали ваши товарищи с моими словами.  Продолжение изучения новой темы – ребята, у нас с вами есть ещё одна проблема, которую необходимо решить. – для этого продолжим работу со словами из пустого конверта. – посовещайтесь и определите, на какие две группы можно разделить данные числительные? – на какой вопрос отвечают количественные числительные? – что обозначают количественные числительные? – на какой вопрос отвечают порядковые числительные? – что обозначают порядковые числительные? — Вот мы с вами и разобрались с проблемой №2. Физкультминутка Закрепление изученного материала Диффериенцированная работа Уровень А (низкий уровень – синяя карточка)   Запишите слова в два столбика, первый столбик порядковые, второй столбик количественные числительные. Сто, двадцатый, четыреста, девяносто, десять, девятый, тысяча, пятый, двухтысячный, десятый.   Уровень Б (средний уровень – жёлтая карточка) Спиши предложения. Найди имена числительные. Обозначь порядковое – п.ч., количественное числительное к.ч. Четыре времени года имеют свои отличительные явления. Первой приходит зима, второй весна, потом лето, а затем осень. Год делится на двенадцать месяцев.   Уровень С (высокий уровень – красная карточка) Спиши пословицы, вставляя пропущенные числительные. Укажи количественные и порядковые числительные. __ ум хорошо, а ____ лучше. ___ раз отмерь, ____ раз отрежь. Не имей ____ рублей, а имей ___ друзей. Обещанного ____ года ждут. У него открылось _____ дыхание.     Проверка работ.   Домашнее задание Учебник страница 5. Итог урока Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке? –  Достигли ли мы этой цели? –  что на уроке вам показалось лёгким? – что на уроке вам показалось сложным? Что нужно сделать, чтобы этих сложностей не возникало.         Улыбаются друг другу, учителю       Записывают число, классная работа, предложение. Высказывают предположения               в группах раскладывают слова по конвертам, в зависимости от части речи           Читают слова: урок, красавец, сон. отвечают на вопрос кто? Что? И обозначают предмет Читают слова: красивая, высокое, грустный. Отвечают на вопросы какой, какая, какое и обозначают признак предмета Читают слова: прыгать, сплю, бегаем. Отвечают на вопросы что делать? что делаем? что делаю? Обозначают действие предмета Читают слова издалека, вчера, впереди. Отвечают на вопросы как, когда, где и обозначают признак действия   Читают слова: шестой, восемьсот, пятая, семь,           порядок при счете или количество предметов ответы детей формулируют тему и цели урока   читают правило   отвечают на вопросы учителя                   на количественные и порядковые сколько? количество какой? Какая? Порядок при счете                                             Записывают домашнее задание Отвечают на вопросы учителя                       Светофор                                     Хлопок           Хлопок             Хлопок       Хлопок                                                     Светофор         Хлопок                                             Светофор  Эмоц. настрой               Тетрадь                   Конверты со словами                                                                                   Учебник         Тетрадь     Карточки-слова     Конверт со словами           Разноуровневые карточки
Рефлексия Лесенка успеха Оцените свою работу на лесенке успеха Отмечают себя на лесенке успеха   Лесенка