«Выставка народных умельцев»
Кресникова Ольга Николаевна
воспитатель ГККП ясли – сад № 8 «Сказка»
Конспект открытой организованной деятельности.
Воспитатель Кресникова Ольга Николаевна
ГККП ясли – сад № 8 «Сказка»
«Выставка народных умельцев»
Ожидаемый результат:
расширять представление детей о многообразии предметов казахского народного искусства;
– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами казахского народного искусства;
– учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных казахских народных ремесел;
– воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
– воспитывать национальную гордость за мастерство казахского народа;
– показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства.
Материал к занятию:
– предметы казахских народных ремесел («тускииз», тумар, домбыра, камча, предметы посуды, украшения – серьги, бусы);
– дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами
«Ұлттық қазақ»
– запись казахских народных мелодий (домбыра, кобыз);
– карта Казахстана;
– казахский народный костюм;
– элементы казахского орнамента для ковра, пиалы для росписи, фоамиран – бумага, тесьма, пайетки;
– гуашь, акварельные краски, фломастеры, карандаши, бумага, ножницы, ;
– хлебобулочные изделия (бауырсаки).
Предварительная работа:
Беседы с детьми о казахском народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, пословиц о мастерах, мастерстве, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход ОД:
Ребята, сколько у нас сегодня гостей? Поприветствуйте их и друг друга.
«Сәлеметсіз бе, Алтын күн,
Сәлеметсіз бе, көк аспан,
Сәлеметсіз бе, Жер Ана,
Сәлеметсіз бе, Менің Отаным!»
Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (Казахстан)
Какая наша страна? (Үлкен – большая, күшті –
сильная, тегін- свободный, тату –
дружный, әдемі – красивая, көпұлтты –
многонациональный, бай – богатая)
Чем богат Казахстан? (көмір – уголь, газ, алтын – золото, нан –
хлеб, қарбыз – арбуз, алма – яблоко,
қауын – дыня, алмұрт – груша, сүт –
молоко, балық – рыба, Жануарлар –
животные, құстар)
А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) (Үлкен, ұлы)
Большая, великая наша страна – много городов, деревень, аулов в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (Шебер)
(человека, который очень хорошо выполняет свою работу)
Какие пословицы вы знаете о мастерах?
- «Шеберлікке шек жоқ» – Мастерству нет предела для совершенства
- «Өнерліге есік ашық» – Умельцу все двери открыты
- «Шебердің қолы көпке ортақ» – Руки мастера всему народу служат
- «Күш жақсы, күштен іс жақсы» – Хорошо иметь сильные руки, а еще
лучше иметь умелые руки.
Казахстан имеет свои уникальные народные ремесла, возникшие в древности и развивавшиеся на протяжении тысячелетий.
Мы приглашаем вас на выставку народных умельцев.
- А вот куда мы отправимся сначала? Мы узнаем, если отгадаем загадки. Готовы?
Ходят модницы за речкой –
Кущдри белые колечком
А зимой из их кудряшек
Бабушка носочки вяжет.
(Овцы)
На полу у нас лежит,
У него красивый вид,
Разноцветный там узор
Все зовем его …
(Ковер – текемет)
Одним из важнейших и древнейших казахских ремесел по праву считается изготовление войлока и работа с ним. Толстый войлок (кошму) использовали для покрытия юрт, а тонкий войлок служил материалом для пошива различной одежды: чапанов, халатов, шапок и.т.д.
Что еще делают из войлока? (дети называют предметы на казахском языке)
Войлок служил основой для ковров «текемет», которые стелили на пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз» с рисунками и орнаментами, которые вешали на внутренние стены юрт как украшение. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и изготовление ковриков из тонких полос ткани (корпе).
Орнамент на ковре
Богдан
Ою – өрнек кілемде,
Жылулықты сыйлайды.
Бояулардың сан түрі,
Күн нұрындай шырайлы.
Аиша
Ою – өрнек
Қазақта бір ою бар -«Қошқар
мүйіз»
Орын алар тұрағы, көрпе – киіз.
Шеберлер осы өрнекпенсәндегенде
Көз тартып құбылады оюымыз.
- Отгадываем следующие загадки, что бы узнать куда отправляемся теперь.
Оно росло в лесу дремучем,
Поднималось, к синим тучам.
Но мастера его срубили
И много полезного смастерили
(Дерево)
Кішкіне ұлым бар,
Кірген-шыққан сүйеді.
(Кесе)
Не менее важным ремеслом в жизни кочевников была работа с деревом. Из него изготавливалась посуда. Какую посуды вы знает?
(Пиала, торсық, қасық, казан, астабақ).
Так же изготавливали оружие, мебель и другие бытовые предметы, детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки. Всё это зачастую украшалось орнаментальной резьбой по дереву.
Еще одно народное казахское ремесло, связанное с деревом — изготовление музыкальных инструментов. Назовите музыкальные инструменты.
(Домбра, асатаяк и многие другие инструменты в древности были обязательными атрибутами праздников (тоев).
Пиала
София Б.
Бұл ғажайып боялған,
Тостағанның кереметі
Пиаланың сұлулығы,
Дастарханның келбеті
Домбыра
Салима
Домбыра – қазақбұл,
ал қазақ – домбыра!
Киесі ғажап бұл –
Қазына, мол мұра!
- Есть у нас еще загадки, попробуете отгадать?
Эти шарики на нити
Вы примерить, не хотите ли?
На любые ваши вкусы
Выбираем …
(Бусы – моншак)
В ушах блестят колечки,
В них камушки-сердечки
И прочные застежки
На золотых…
(Сережках)
Казахские ювелиры были знакомы со многими техниками: ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом для украшения было серебро, реже золото. Назовите украшения, которые вы знаете.
(Кольца – сақина, браслеты – білезік, серьги – сырға и подвески, детали одежды — пряжки и пуговицы).
Серебром часто инкрустировали оружие (Камча), мебель, одежду и другие предметы быта.
Сырға
Лиза
Сылдыр – сылдыр, сырғалым,
Құлағыма тағар кім?
Сұлу болып әрдайым,
Сырғалы қыз атандым.
Какое народное ремесло вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать пиалы орнаментом, сложить текемет, сделать ювелирные изделия – білезік.
(дети расходятся по мастерским, выполняют творческое задание с педагогами)
С древних времен казахский народ известен своей танцевальной культурой. На праздниках исполнялись танцы, песни, устраивались состязания. Наши ребята подготовили танцы, для нашей встречи.
Танец девочек с торсыком.
Танец мальчиков с камчой.
Показ детских работ.
Что сделали? Было ли сложно? Что понравилось?
Ребята, у вас все получилось, вы настоящие мастера.
Игра «Домра, камча, такия».
Угощение «Баурсак»