«Выставка народных умельцев»


Кресникова Ольга Николаевна

воспитатель ГККП ясли – сад № 8 «Сказка»

Конспект открытой организованной деятельности.

Воспитатель Кресникова Ольга Николаевна

ГККП ясли – сад № 8 «Сказка»

«Выставка народных умельцев»

Ожидаемый результат:

 расширять представление детей о многообразии предметов казахского народного искусства;

– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами казахского народного искусства;

– учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных казахских народных ремесел;

– воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;

– воспитывать национальную гордость за мастерство казахского народа;

– показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства.

Материал к занятию:

– предметы казахских народных ремесел («тускииз», тумар, домбыра, камча, предметы посуды, украшения – серьги, бусы);

– дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами

«Ұлттық қазақ»

– запись казахских народных мелодий (домбыра, кобыз);

– карта Казахстана;

– казахский народный костюм;

– элементы казахского орнамента для ковра, пиалы для росписи, фоамиран – бумага, тесьма, пайетки;

– гуашь, акварельные краски, фломастеры, карандаши, бумага, ножницы, ;

– хлебобулочные изделия (бауырсаки).

Предварительная работа: 

Беседы с детьми о казахском народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, пословиц о мастерах, мастерстве, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход ОД:

Ребята, сколько у нас сегодня гостей? Поприветствуйте их и друг друга.

«Сәлеметсіз бе, Алтын күн,

Сәлеметсіз бе, көк аспан,

Сәлеметсіз бе, Жер Ана,

Сәлеметсіз бе, Менің Отаным!»

Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (Казахстан)

Какая наша страна?                           (Үлкен – большая, күшті –

                                                             сильная, тегін- свободный, тату –

                                                             дружный, әдемі – красивая, көпұлтты –

                                                             многонациональный, бай – богатая)

Чем богат Казахстан?                       (көмір – уголь, газ, алтын – золото, нан –

                                                            хлеб, қарбыз – арбуз, алма – яблоко,

                                                            қауын – дыня, алмұрт – груша, сүт –

                                                            молоко, балық – рыба, Жануарлар –

                                                           животные, құстар)

А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) (Үлкен, ұлы)

Большая, великая наша страна – много городов, деревень, аулов в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (Шебер)

                             (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) 

Какие пословицы вы знаете о мастерах?

  •  «Шеберлікке шек жоқ» – Мастерству нет предела для совершенства
  • «Өнерліге есік ашық» – Умельцу все двери открыты
  • «Шебердің қолы көпке ортақ» – Руки мастера всему народу служат
  • «Күш жақсы, күштен іс жақсы» – Хорошо иметь сильные руки, а еще

                                                         лучше иметь умелые руки.

Казахстан имеет свои уникальные народные ремесла, возникшие в древности и развивавшиеся на протяжении тысячелетий.

Мы приглашаем вас на выставку народных умельцев.

  1. А вот куда мы отправимся сначала? Мы узнаем, если отгадаем загадки. Готовы?

Ходят модницы за речкой –

Кущдри белые колечком

А зимой из их кудряшек

Бабушка носочки вяжет.

                           (Овцы)

На полу у нас лежит,

У него красивый вид,

Разноцветный там узор

Все зовем его …

                           (Ковер – текемет)

Одним из важнейших и древнейших казахских ремесел по праву считается изготовление войлока и работа с ним. Толстый войлок (кошму) использовали для покрытия юрт, а тонкий войлок служил материалом для пошива различной одежды: чапанов, халатов, шапок и.т.д.

Что еще делают из войлока? (дети называют предметы на казахском языке)

Войлок служил основой для ковров «текемет», которые стелили на пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз» с рисунками и орнаментами, которые вешали на внутренние стены юрт как украшение. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и изготовление ковриков из тонких полос ткани (корпе).

Орнамент на ковре

Богдан

Ою – өрнек кілемде,

Жылулықты сыйлайды.

Бояулардың сан түрі,

Күн нұрындай шырайлы.

Аиша

Ою – өрнек

Қазақта бір ою бар -«Қошқар мүйіз»
Орын алар тұрағы, көрпе – киіз.
Шеберлер осы өрнекпенсәндегенде
Көз тартып құбылады оюымыз.

  • Отгадываем следующие загадки, что бы узнать куда отправляемся теперь.

Оно росло в лесу дремучем,
Поднималось, к синим тучам.
Но мастера его срубили
И много полезного смастерили

                                                (Дерево)

Кішкіне ұлым бар,

Кірген-шыққан сүйеді.

                                                 (Кесе)

Не менее важным ремеслом в жизни кочевников была работа с деревом. Из него изготавливалась посуда. Какую посуды вы знает? 

                                                 (Пиала, торсық, қасық, казан, астабақ).

Так же изготавливали оружие, мебель и другие бытовые предметы, детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки. Всё это зачастую украшалось орнаментальной резьбой по дереву. 

Еще одно народное казахское ремесло, связанное с деревом — изготовление музыкальных инструментов. Назовите музыкальные инструменты.

                                                (Домбра, асатаяк и многие другие инструменты в древности были обязательными атрибутами праздников (тоев).

Пиала

София Б.

Бұл ғажайып боялған,

Тостағанның кереметі

Пиаланың сұлулығы,

Дастарханның келбеті

Домбыра

Салима

        Домбыра – қазақбұл,

        ал қазақ – домбыра!

        Киесі ғажап бұл –

        Қазына, мол мұра!

  • Есть у нас еще загадки, попробуете отгадать?

Эти шарики на нити

Вы примерить, не хотите ли?

На любые ваши вкусы

Выбираем …

                  (Бусы – моншак)

В ушах блестят колечки,

В них камушки-сердечки

И прочные застежки

На золотых…

                   (Сережках)

Казахские ювелиры были знакомы со многими техниками: ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом для украшения было серебро, реже золото. Назовите украшения, которые вы знаете.

                            (Кольца – сақина, браслеты – білезік, серьги – сырға и подвески, детали одежды — пряжки и пуговицы).

Серебром часто инкрустировали оружие (Камча), мебель, одежду и другие предметы быта. 

Сырға

Лиза

         Сылдыр – сылдыр, сырғалым,
         Құлағыма тағар кім?
         Сұлу болып әрдайым,
         Сырғалы қыз атандым.

Какое народное ремесло вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать пиалы орнаментом, сложить текемет, сделать ювелирные изделия – білезік.

              (дети расходятся по мастерским, выполняют творческое задание с педагогами)

С древних времен казахский народ известен своей танцевальной культурой. На праздниках исполнялись танцы, песни, устраивались состязания. Наши ребята подготовили танцы, для нашей встречи.

Танец девочек с торсыком.

Танец мальчиков с камчой.

Показ детских работ.

Что сделали? Было ли сложно? Что понравилось?

Ребята, у вас все получилось, вы настоящие мастера.

Игра «Домра, камча, такия».

Угощение «Баурсак»