Формирование чувственно-образного восприятия как возможностьразвития способности к усвоению исторических знаний учащимися с ООП


Ермулатова Жанаргуль Шайдуловна
Педагог специальной организации образования
КГУ”Специальная школа-интернат N3″

«Мир постигать и мыслью и сердцем» (Гомер).

Формирования образного восприятия значима и актуальна в плане воспитания и образования ребёнка, становления его духовности.

Образное восприятие с яркой эмоциональной окраской базируется не на работе логического левого полушария головного мозга, а затрагивает, прежде всего, “творческое” правое полушарие (к сожалению, в современных методиках почти не востребованное). Медицинские исследования проводимые медико-педагогической лабораторией под руководством доктора медицинских наук В. Базарного, показали, что в  результате ее однобокого левополушарного воздействия из года в год происходит “обесчеловечивание” поколений. Особое значение развития педагогики связанной с восприятием через правое полушарие, имеет у детей с ООП, так как чаще всего дефект мышления связан с логикой восприятия. Можно только  представить, как формирование чувственно-образного восприятия, могла бы оказать неоценимую помощь в обучении детей с ООП.

По  выражению Гомера – легендарного древнегреческого поэта и сказителя- мир следует постигать мыслью и сердцем. Эмоционально-образное восприятие понимается, как способность человека эмоционально переживать содержание изучаемого  материала. Задача педагога  увлечь, заразить чувствами, вовлечь, преподнести материал  так, чтобы оно было понятно ученику, дошло до его сердца, было бы осмыслено, прочувствовано им. Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счёт интонационного разнообразия речи педагога. Экспрессивность речи выражается в эмоционально-напряжённой речи педагога, его мимике, жестах и позе: это страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – всё это вовлекает ребят в беседу. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить ученику интерес, любовь, отзывчивость, гуманность,  сопереживание, но и обогатить его внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Чем больше и ярче эмоции при восприятии информации, тем глубже отразиться она в памяти.

Программа по истории, для обучающихся с легкими интеллектуальными  нарушениями,  отличается от программы по истории для общеобразовательной школы. В специальной школе не изучается всемирная история. Такой подход к изучению исторического материала определяется тем, что школьники с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами из-за стойкого нарушения познавательной деятельности. Но за три года обучения истории Казахстана они могут усвоить наиболее важные события и явления на доступном для их понимания уровне. Такие темы как «Декабрьские события», «Великая Отечественная война», «Освоение целины», «Голод 30-х годов» и т.п. требуют от учителя создание атмосферы трагичности, сочувствия, способностью заражать своими переживаниями, оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами.

Что такое «золотое правило» дидактики по Я.А. Коменскому? Это использование всех органов чувств человека во время обучения, поэтому в работе целесообразно использовать такие  методы как:

– беседа, рассказ;
– метод сравнительного анализа (настоящее и прошлое);
– метод направленных ассоциаций звук и образ;
 – наглядные методы (естественная (натуральная) наглядность; изобразительная наглядность; символическая и графическая наглядность; звуко-изобразительная наглядность)
      Важным критерием является услышать от ученика ответы на вопросы: что он почувствовал? Что услышал? Что понял?

Без развития чувственно-образного мышления не может сформироваться полностью гармоничная, отзывчивая, уважающая достоинство и индивидуальность другого человека личность.