«Живая речь» 2 сыныпқа арналған элективті курс бағдарламасы
Дайындаған: Нысанбаева Гульмира Анетбаевна «Маңғыстау облысының білім басқармасының Жаңаөзен қаласы бойынша білім бөлімінің №16 бастауыш мектеп» КММ бастауыш сынып мұғалімі, педагог-шебер,
Пояснительная записка
В Казахстане в 2020 году дан старт проекту «Читающая школа – читающая нация». Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотным, очень важно, чтобы дети читали художественную литературу.
Данная программа ориентирована на учащихся 2-ых классов русских школ.
Направленность программы – художественная, развитие умения говорить и понимать устную речь, помогает улучшить навыки аудирования, произношения, лексики и грамматики.
Цели и задачи программы:
– повышение интереса младших школьников к чтению ,
– формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении и письме; – формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Представленная программа «Живая речь» направлена на развитие читательской грамотности, которая основывается на умении производить смысловой, логический и эстетический анализ литературного произведения. Новизна программы заключается в том, что в ней представлены совокупность трех граней языкового развития: собственно языковой (речевой), коммуникативной и логопедической (коррекционной).
Программа включает в себя следующие разделы:
- Речедвигательная деятельность (речевая гимнастика, коррекция речи).
Содержит комплексные средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
- Устное народное творчество. Обеспечивает изучение языка как культурно- исторического процесса, позволяет почувствовать своеобразие национального народного искусства и его общность с фольклором других народов.
- Развитие письменной речи (занятия творчества). Дает возможность
выражать мысли и чувства письменными средствами, а также понимать то, что написано другими. (профилактика нарушений фонематического восприятия,
обогащению словарного запаса)
Актуальность программы состоит в пути решении проблем у учащихся с затрудненном пониманием, с учебными трудностями, дефицитом концентрации внимания и сниженный объем слухоречевой памяти, приводящий к трудностями в запоминании и воспроизведении стихов, сказок, рассказов. Из-за низкой работоспособности, быстрой утомляемости затрудняется и обучение по основным школьным предметам.
Особенности программы в том, что приведены тексты для выразительного чтения, вопросы для понимания о прочитанном, даны тренировочные задания и контрольные вопросы, выявляющие уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки, а также даны QR код на аудирование.
Программа « Живая речь» имеет особо важное значение для уроков литературного чтения в младших классов, и как одно из эффективных средств овладения русским языком. Она обеспечивает вдумчивое и эмоциональное восприятие произведения, усиливает его воспитательное воздействие, положительно влияет на культуру речи человека – чистоту и правильность языка, чуткость к меткому и образному слову, к оттенкам интонации в живой речи и чтении.
Объем рабочей программы внеурочной деятельности «Живая речь» рассчитан на 34 часа, срок реализации 1год для учащихся вторых классов. В программе представлены произведения как казахских, так и русских писателей.
Учебно-тематический план программы включает теоретические и
практические занятия, с учетом психолого-возрастных и педагогических особенностей младших школьников.
Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальное, парное и групповое, коллективное выполнение заданий, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы.
Результатом занятий являются творческие работы (сочинения), исследовательские работы, проекты, праздники. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение; игровая, личностно-ориентированная технологии.