Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе “Личные местоимения”
Мишунина Татьяна Олеговна
учитель начальных классов КГУ “Большемалышенская средняя школа”
Кызылжарского района Северо-Казахстанской области
Цель: изучение личных местоимений.
Задачи: формировать у учащихся представление о личных местоимениях; развивать наглядно-образное мышление, критическое мышление, наблюдательность учащихся; воспитывать взаимовыручку, умение работать в группах, интерес к русскому языку.
Ход урока
- Организационный момент
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
- Актуализация знаний
Ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои. Послушайте музыку и угадайте, кто это. Действительно, это Фиксики. Они будут нам сегодня помогать узнавать новое и интересное о русском языке.
- Изучение нового материала
Напишем минутку чистописания.
Мм, мм, Мм, мм, Мм.
Малина мыло месяц мы машина
Ребята, сейчас вам нужно найти лишнее слово и составить с ним предложение. Лишнее слово – мы. Почему? Так как все слова – имена существительные, а мы – местоимение. Догадайтесь, о какой части речи мы сегодня будем продолжать говорить? Действительно, о местоимении.
Давайте вспомним, что такое местоимения? На какие вопросы они отвечают? Каким членом предложения являются местоимения? Познакомимся с одним из разрядов местоимений – личные местоимения. Для того, чтобы узнать о них, посмотрим мультфильм о личных местоимениях.
Ребята, откроем учебники на стр. 36. Познакомимся с правилом. Личные местоимения – я, ты, он, она, мы, вы, они – указывают на предметы, но не называют их. В предложении личные местоимения в именительном падеже являются подлежащим, в косвенных падежах – второстепенными членами.
Личные местоимения изменяются по лицам и числам (картинка).
ед. ч. мн. ч.
1- е лицо – я, мы.
2 –е лицо –ты, вы.
3 –е лицо – он, она, оно они
Для того, чтобы узнать больше о личных местоимениях, мы сейчас с вами будем играть. Фиксики приготовили для вас задания. Чтобы их выполнить, разделимся на 2 группы: «Умники» и «Знатоки». Каждой группе будет выдаваться задание. Какая группа правильно выполнит задание, такая и получает жетон – Фиксики.
1 задание. Сейчас вам нужно составить кластер «Местоимение».
2 задание. Выполним упражнение 81. Раскроем скобки. Запишем сочетания слов с личными местоимениями. Укажем их лицо.
Ты спросил, он спросил, она спросила.
Он сказал, я сказал, ты сказал.
Мы увидели, вы увидели, они увидели.
Я встретил, ты встретил, он встретил, она встретила.
3 задание. Выполним упражнение 82. Найдем и подчеркнем местоимения.
Определим лицо и число личных местоимений.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если мы сорвем цветы, опустеют все поляны и не будет красоты. Как, милый петушок, поешь ты громко, важно! А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. Злой тоской удручена, к муравью ползет она. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!
4 задание. Каждой команде необходимо отгадать загадки о личных местоимениях.
1.К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить средство умывания? (Мы)
2.Какие местоимения встречаются на дорогах? (Я-мы)
3.Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (Оно)
4.Сколько личных местоимений в слове семья? (7-я)
5.Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты)
6.Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – название овоща. (Тыква)
5 задание. Каждой команде я читаю стихотворение. Вам необходимо хлопать в ладоши, если вы слышите личное местоимение.
Для 1 команды:
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я» !
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
Для 2 команды
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна.
- Музыкальная физминутка с Фиксиками.
- Закрепление изученного
7 задание. Каждой команде выдаются предложения с картинками. Вам нужно составить предложения и вместо пустых строк вставить личные местоимения, подходящие по смыслу, затем определить их лицо и число.
8 задание. Сейчас вам нужно помочь Фиксикам собрать букет подснежников. Необходимо будет каждой команде по очереди определять лицо, число и род местоимений.
Итак, ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали? Давайте разгадаем ромашку. Каждой группе необходимо выбрать лепестки, на которых записаны вопросы. Вам нужно, совещаясь в группе, ответить на эти вопросы.
- Что такое местоимение? На какие вопросы оно отвечает?
2.Что бы было, если бы не было местоимений?
- Где используют местоимения?
- Для чего нужны местоимения?
- Почему нельзя говорить только местоимениями?
- Каким членом предложения является местоимение?
- Правильно ли я понял, что местоимения изменяются по лицам и числам?
- Какие местоимения изменяются по родам?
Действительно, мы познакомились с личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Местоимения указывают на предмет, но не называют его. В именительном падеже являются подлежащим, в косвенных падежах – второстепенными членами. Изменяются по числам и лицам, а местоимения 3-го лица единственного числа по родам. Они помогают избежать повторов в речи.
А теперь подсчитаем жетоны – Фиксики.
- Домашнее задание
Дома вам необходимо будет выучить правило на стр. 36, выполнить упражнение 84 на стр. 38, а также для самых любознательных, нужно прочесть правило «Хочу знать больше!» о том, как местоимения склоняются по падежам.
- Рефлексия.
Ребята, сейчас давайте каждая команда оценит свою работу и работу другой команды. Для начала вам нужно взять стикер и расположить его на горе успеха, в зависимости от того, на какой высоте вы находитесь. Каждый из противоположной команды возьмет стикер и приклеит на доску к названию другой команды. Если вы выбираете стикер зеленого цвета – значит, вам понравилась работа соперников, и вы бы поставили им оценку 5, если понравилось, но считаете, что что-либо было не так, приклеиваете желтый стикер, и если совсем не понравилось – то красный.
Молодцы, ребята, Фиксики всех вознаградят заслуженными оценками. Победила дружба!