Урок “Земноводные и пресмыкающиеся”


Красавина  Светлана Николаевна,

учитель начальных классов, КГУ  ” Средняя школа № 42″
г. Петропавловск, СКО
Директор:  Шалахаев   Бекайдар   Жылкайдарович

 

Цель обучения Изучить особенности класса земноводных и пресмыкающихся
Задачи v  Знаю  особенности  земноводных  и  пресмыкающихся

v    Понимаю чем они отличаются друг от друга и других

животных

v    Могу привести примеры земноводных и пресмыкающихся

 

Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Дифферен

циация

Оценивание Ресурсыоборудование, обстановка класса
Стадия вызова.

Создание   коллаборативной  среды

Цель: повысить эмоциональный  настрой  учащихся

 

2.Погружение в тему

А)Сюрпризный  момент.
Цель: повышение интереса к уроку

 

Б)Мозговой штурм
Цель: проверка  знаний по изученным  темам

 

 

 

В)формирование темы и критериев успеха  урока

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приветствие “Здравствуйте!”

Разминка “Фиксики”

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент
учитель показывает детям конверт и вытаскивает из него картинки животных

-Внимательно посмотрите,
на какие группы можно разделить картинки? Докажите своё мнение.(млекопитающие-дикие, домашние; морские, сухопутные; травоядные , всеядные и хищные; насекомые, земноводные и рептилии)

-Какие животные у нас остались, назовите. (ящерица, лягушка, тритон, черепаха)
– На какие 2 группы можно разделить этих  животных?
-Сегодня мы будем говорить о  пресмыкающихся и земноводных. Как  вы  думаете,  почему  эти  животные  так  называются? (земля+вода;  пресмыкаться – передвигаться , касаясь  земли).

-Чтобы урок был успешным, что мы должны сделать до конца  урока?
-Знать…
-Понимать…
-Уметь применить …  .

 Учащиеся  держатся за руки и приветствуют друг друга, желая  что- то хорошее.

Танцуют  под музыку.

 

 

 

 

Рассматривают картинки, анализируют,  делят на группы, называя общие признаки и отличия

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения

 

 

 

 

 

Формулируют   тему и  критерии успеха

 

 

 

 

Весь класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

Активность и доброжелательность учеников

 

 

 

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование ответов

 

Аудиозапись

 

 

Картинки различных  животных

 

 

 

 

 

 

 

3.Стадия  осмысления

А) Работа по учебнику. Чтение со стопами.

Цель: учиться  находить в  тексте  необходимые  сведения

Б)Работа с таблицей
Цель: учиться  анализировать и заносить в таблицу  нужную  информацию,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
В)Работа по иллюстрации
Цель: учиться анализировать схемы, делать  вывод

 

 
Г)Ролевая  игра
Цель: взаимообучение
повышение интереса к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Д)Работа в группах
Цель:закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Е)Просмотр презентации
Цель:расширение  знаний  о  земноводных и пресмыкающихся

 

 

Ж)Эксперимент
Цель: развитие критического мышления, умение  применять на практике полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З)Закрепление

Цель: закреплять изученный  материал, развивать мышление учащихся

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  мин

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4мин

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

 
3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста со “стопами” с.60-61

– Сейчас мы  прочитаем текст  из  которого  узнаем,  чем  отличаются  эти группы  животных
друг  от  друга.Всё что мы  узнаем  из  текста  об  этих  животных,  занесём в  таблицу.

  земноводные рептилии
Среда
обитания
   
кожа    
дыхание    
размножение    
Способ  передвижения    

-Сравните данные в таблице: чем похожи и чем отличаются эти две группы  животных?

Самообучение

Рассмотрите иллюстрацию на с.61.
– Расскажите, как происходит развитие  лягушки из икры.

 

Ролевая игра (две девочки разыгрывают разговор лягушки и жабы.)

– Как-то вечером встретились лягушка и жаба. Вам интересно узнать, о чём они говорили? Слушайте внимательно!

Жаба. Здравствуй, Лягушка!

Лягушка. Здравствуй,  Жаба!

Жаба.  Почему ты так быстро и далеко прыгаешь?

Лягушка.  А потому, что задние лапки у меня длиннее, чем у тебя, и мне  удобно ими отталкиваться и прыгать.

Жаба. А мне тяжело прыгать, мне с моими короткими лапками удобнее ходить.

Лягушка. Посмотри, какая у меня гладкая и скользкая кожа. В год я четыре раза переодеваюсь – меняю свою кожу, и всякий раз съедаю поношенное платье.

Жаба. А у меня кожа покрыта бугорками. Они такие красивые!

Лягушка. Скажи, Жаба, а почему ты держишь голову очень близко к земле? Я вот всегда голову вверх приподнимаю!

Жаба. А потому, что я питаюсь насекомыми, которые ползают по земле. А ты охотишься за летающими насекомыми.

Лягушка. Почему-то я совсем не вижу тебя днём?

Жаба. А я вообще не люблю солнечный свет, мои зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато я прекрасно вижу в темноте, поэтому на охоту отправляюсь только после захода солнца.

Лягушка. Ну, тогда удачной охоты!
Работа в группах

Каждая группа получает в конверте набор карточек, на которых  указаны отличительные черты  жаб и лягушек. 3 группы  выбирают признаки лягушек, а 3 группы-признаки жаб и наклеивают на лист.

Каждая группа  представляет свою работу.
Дети  оценивают  ответы каждой группы

Работа с презентацией.Учитель показывает  слайды по  теме, сообщает информацию по теме урока

– Что интересного узнали?
-Приведите примеры земноводных, пресмыкающихся

9. Эксперимент .Обсуждение в парах
Ребята, а сейчас вам предстоит стать экспериментаторами. Представим, лягушка попала в среду обитания ящерицы. Обсудите в парах , с какими непреодолимыми трудностями столкнется лягушка. (Дети обсуждают в парах , а потом обосновывают свои ответы)
Делается вывод, что амфибия не выживет вдалеке от водоемов: негде откладывать икру, которая не защищена скорлупой, нет пищи: мошек, комаров, не сможет долго уходить от преследователя, кожа не защищена от солнца.
– а теперь обсудите ,  кто же : земноводные  или пресмыкающиеся  – лучше  приспособлены к  жизни?

–Действительно, рептилии намного лучше приспособлены к суше, чем земноводные. Они заселили огромные пространства земли, выживая в сложных условиях. Защита кожи, способы быстрого перемещения, защитная скорлупа яиц, спячка во время засухи или холодов все это делает возможным их распространение и вдалеке от водоёмов.

 

Читают текст учебника по частям,

находят в тексте  нужный материал  для  заполнения таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают, делают вывод

 

 

Самостоятельно рассматривают  рисунок

 

Рассказывают, как происходит развитие  лягушки

 

 

 

две девочки разыгрывают разговор лягушки и жабы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают услышанную информацию,выбирают  нужные признаки
наклеивают на лист

Выступают с постерами

Оценивают выступление (приём “Большого пальца”) Просматривают слайды, запоминают новую  информацию

Отвечают на вопросы

 

 

Дети обсуждают в парах, а потом  колективно, делают вывод,обосновывают свои ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики группы А, В

 

 

 

 

две девочки   (Группа А) разыгрывают разговор лягушки и жабы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весь класс

 

 

Наблюдение

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь

 

Комментирование ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

Умение взаимодейсвовать в группе, выбирать нужную информацю

взаимооценивание

 

 

наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

Умение применить полученные  знания на практике

 

 

НаблюдениеОбратная связь

Комментирование ответов

 

Учебник “Познание мира”  1 класс

 

 

 

 

 

 

 

Постер с таблицей,маркер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник “Познание мира”  1 класс

 

 

 

 

 

Маски лягушки и жабы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверты с карточками, листы с названием рептилии, клей

 

 

Мульмедийная доска, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3мин

Закрепление.
Д/и “Выбери животное”
-Выберите из  списка животных  тех, которые  относятся к  земноводным, к рептилиям.
Кошка, комар, лягушка, ворона, енот, тритон, ящерица, варан, баран, жаба, крокодил, черепаха, муха, бабочка, змея, коза, волк.

Выбери слова, которые  связаны с   изучаемыми животными.
Перья, чешуйки, гладкая кожа, вода, суша, воздух, крылья, усики, шерсть, копыта, насекомые, икра, яйца,
клюв, 4 ноги, хвост, растения, амфибии, гребень.

 

Выбирают названия рептилий и земноводных, называют класс, к которому  они относятся

 

 

 

Выбирают нужные  слова,  объясняют их  связь с изучаемыми животными

   

Усвоение изученного материала, умение  анализировать,  находить связи

 

Мультимедийная доска

 

Е) Тестовый опрос вида “Верю- не верю

Цель:Проверка усвоения знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
4.Рефлексия

Цель: осознание достижения поставленных  целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. 5.Дифференцированое домашнее задание:

*нарисовать земноводное и пресмыкающееся (гр.С)

*с.60-61, читать, отвечать на  вопросы (гр, В)

*подобрать доп. материал о  рыбах (группа А)

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

“Учитель читает утверждения, дети ставят + – если согласны и – если не согласны

-Лягушка – это пресмыкающееся.
-Тритоны могут жить вдалеке от водоёмов.
– Крокодил откладывает яйца на суше
-Лягушки развиваются из икры.
– Головастики живут в воде.
– Пресмыкающиеся  ползают, касаясь животом земли.
– Лягушки и жабы это одинаковые животные.
-Лягушки приносят вред.
– У всех пресмыкающихся есть ноги.
– У земноводных кожа гладкая.
– Тело пресмыкающихся покрыто чешуйками.

.
Проверка своей работы по образцу . Выставьте оценку по  критериям, указанным на доске.

 

Рефлексия
Работа с рефлексивным экраном

 

 

-А теперь проверим, насколько  мы  с вами  достигли поставленные в начале урока критерии
успеха(приём  “Светофор”)

Кто знает, кто такие земноводные и пресмыкающиеся?
Кто знает их  отличительные черты?
Кто может назвать земноводных и пресмыкающихся?

Дети ставят знаки + или -, соглашаясь или не  соглашаясь с утверждением

Проверяют правильность своих  ответов по образцу, ставят оценку в соответствии с критерием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают начало предложения на экране и заканчивают мысль:

Сегодня на уроке я узнал…
я научился….
я понял…..
мне было трудно….

 

 

Показывают карточки красного, жёлтого или зелёного цвета в зависимости от степени  достижения критериев успеха.

 

 

 

  Умение  самостоятельно  критически осмыслить предположение и дать ему оценку

 

Самооценивание

 

Самооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы с номерами вопросов

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный экран, карточки трёх цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание урока (используйте это пространство для того, чтобы записывать свои комментарии по ходу урока. Что было положительного/ отрицательного?) Первый  этап урока по  созданию коллаборативной  среды  прошёл  успешно.

. Изучение  нового материала  провела в виде  чтения  со  стопами. Многие дети  показали, что могут находить в тексте  учебника  ответы на поставленные вопросы. Трудность в том, что не  все дети хорошо  читают.  Под руководством  учителя  заполнили  сравнительную таблицу и  выявили  особенности  земноводных и пресмыкающихся. С  интересом  посмотрели ролевую игру , показали  усвоение материала, усвоенного в  её результате при работе в группах.  Но при работе в парах не  все  дети  могли  вести  обсуждение- сказывается  отсутствие  опыта, неуверенность в своих  силах, небогатый  словарный  запас и отсутствие опыта.

При проведении теста  ” Верю- не верю”, дети  провели самооценивание по критериям, получили суммативную  оценку  по усвоению  знаний  по  теме  урока.

Во  время рефлексии большинство  учащихся  отметили  достижение  критериев  успеха и  усвоение  материала  урока.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *