Методическое пособие по чтению 1 класс


Маркер Любовь Михайловна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №1»  г.Атбасар

Скачать материалы

Чтение – главное умение человека, без которого он не может постичь окружающий мир. Цель обучения чтению – сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего навыками прочного чтения (развитие связной речи, осознанное чтение, скорочтение, речетворство), также обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим развитием. Данные упражнения, задания, игры направлены на развитие внимания, правильному произношению звуков, развитию речи, речетворству, способствующие осознанному, быстрому овладению чтением.

Поскольку начальная школа – это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок при чтении заставляет нас, учителей, задуматься над тем, как помочь ребенку научиться читать правильно, грамотно и в нужном темпе. Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе с вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих моментов. Ведь когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно и увеличивается скорость. Скорочтение представляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности при чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении  внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанного текста. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное, плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. при пересказе ребенок улавливает только слова из текста, не рассказывает своими словами., потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Проблема обучению чтению – одна из важнейших проблем педагогического процесса на сегодняшний день. И она всегда привлекала к себе внимание педагогов и психологов. Так, решая проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе, каждый учитель стремится к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.

Овладение слиянием букв в слоге – задача очень сложная для детей. Многие испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной.

Проблема становления  навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирование квалифицированного чтения – одна из острых и постоянных проблем школьного обучения. И ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающего читать.

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не «тонуть», то  «захлебываться « в потоке информации. Надеяться на то, что беглость придет с годами сама не стоит.

Учащиеся начальных классов находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, обычно быстро читают те учащиеся, которые много читают. Так , в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить находить главное в научно – познавательной статье, учебном тексте? Естественно, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения по-своему. Стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика.

Устная речь, как известна, развивается  у ребенка в процессе подражания. Наиболее естественный методический прием, вводящий  ребенка  в мир грамотности – чтение слияний по подражанию. Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает  механизм чтения и путем упражнений овладевает этим механизмом.

Период обучения  ребенка чтению слияний, является наиболее трудным. Практика показывает, что далеко не каждый ребенок в состоянии самостоятельно открыть

« тайну слияния». Поэтому обучение чтению сводится  к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату.

Чтобы облегчить задачу детям на начальном этапе обучения, можно включить в процедуру чтения согласованные движения руки и голосового аппарата: все движения голосового аппарата увязываются с движениями руки по дугам и точкам, обозначенным на читаемом материале. Такой прием обучения плавному послоговому чтению,  является наиболее простым и особенно эффективным.

Как только ребенок усвоит несколько букв (например, а, о, н, с), предлагаю упражнение «Катаемся с горки».

На доске или листе ватмана рисую горку. Пишу слоги, например: вверх поднимаемся и читаем со-со-со, вниз катимся и читаем тоже со-со-со, На следующей горе пишу другие слоги (мо).Вверх поднимаемся и читаем мо-мо-мо, вниз катимся и читаем тоже мо-мо-мо. На третьей читаем: со-мо-со, вниз катимся: мо-со-мо. При этом,  « поднимаясь на горку», – медленно читаем слоги, выделяя  голосом гласные;  « спускаясь с горки»- быстро. Следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву. Несколько раз ученики « катаются на горке»  вместе с педагогом, потом – без него.

В течение многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Эта система предполагает в процессе формирования навыков чтения проводить специальные тренировочные упражнения, условно разделенные на три группы:

1) зрительное восприятие;

2) произношение;

3) понимание прочитанного.

Начало работе кладут упражнения « Поза», « Расслабиться».

Во время упражнения «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения.

Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путем снятия напряжения всей мускулатуры. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить : «Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете…». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.

Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова предлагаю проводить тренировочные упражнения, начиная с букварного периода, материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова,  подбираемые из текста букваря.

После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного – двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных слов. Ребенок не может понять значения хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь, потом осознает его значение. Это происходит потому, что понимание значения читаемого слова у первоклассника возникает после прочтения слова, и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. Можно использовать и логические упражнения. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д.,

Хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов  с одинаковыми гласными или слов, имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв.

.Лак-рак, город – города, палка-галка.

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией  и постановкой дыхания. Дикция – основа четкости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата.    Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение  2 -3 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Довольно часто использую на уроках такой вид работы, как чтение трудных слов (с доски), с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Оно вызывает много чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

Большую пользу приносит и хоровое чтение, жужжащее. Когда все ученики читают вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто- то при этом читает быстрее, а кто – то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И.П.Федоренко оказались упражнения:

1.многократное чтение;

2.чтение в виде скороговорки;

3.выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Обучать скорочтению значительно легче детей с развитой памятью правого полушария (ПП). Развитие памяти ПП и чтение за 1 минуту является очень важным. Для развития памяти ПП, провожу следующее: прошу посмотреть ребенка на карточку в течение 1 минуты. Переворачиваю карточку. Прошу ученика расположить цветные фишки так, как он только что увидел на карточке. Увеличиваю количество фишек для развития памяти постепенно. Чем больше ребенок может запомнить фишек, тем больше у него развивается образная память.

Чтобы процесс чтения сделать занимательным на этапе автоматизации слогослияния, предлагаю ученикам игру « Слогослов». На прямоугольных карточках, разделенных чертой на 2-3 части, напечатаны слоги и буквы. Из этих слогов и букв можно составить слово, но при условии, что последовательность прочтения слогов будет определена ребенком правильно. Карточки называются «вертушки».

Чтобы составить слово, ребенок должен прочитать слог, удержать его в памяти, затем повернуть карточку (в той же плоскости) и прочитать второй слог

( третий). Неправильное соединение слогов, непонимание смысла прочитанного вызовет у ребенка недоумение (ГА-КНИ). Необходимо объяснить, что только составленные в определенной последовательности слоги передадут значение слова.

Решая проблемы формирования  и развития навыка чтения в начальной школе, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников  менее тягостным, а общение  с книгой приносило бы им искреннюю радость. Как сказал Я.А.Коменский: « Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *