Мастер-класс для педагогов «Как помочь ребенку с особыми образовательными возможностями»
Тырина Елена Алексеевна
учитель-логопед
КГУ «Рудненский детский дом»
Управления образования акимата
Костанайской области, Республики Казахстан
Скачать материалы
Цели:
-Ознакомление участников с артикуляционной гимнастикой и самомассажем артикуляционного аппарата:
– Знакомство с приемами развития мелкой моторики рук:
– Практическое применение новых информационных технологий в логопедической работе.
Оборудование: презентация с артикуляционной гимнастикой, логопедическая программа «Игры для Тигры».
Беседа: « Формирование правильной речи, одно из условий полноценного развития личности ребенка».
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Ребенок с ограниченными возможностями не умеет правильно произносить большинство звуков. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению.
1 блок.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. И сейчас, я предлагаю, Вам, попробовать выполнить некоторые упражнения.
На экран выводился презентация, детский голос за кадром читает стихи, участники выполняют артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Часики».
Движение языком влево-вправо.
Упражнение «Чищу зубки».
Водим языком за нижними зубами.
Упражнение «Заборчик».
Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы.
Упражнение «Блинчик».
Удерживание языка на нижней губе.
«Гармошка»
Присосать язык к небу, опускать челюсть.
«Маляр».
Двигать языком вперед-назад по твердому небу.
«Лошадка».
Пощелкать языком.
«Чашечка».
Удерживать приподнятые боковые края языка.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
-Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
-Можно использовать многократно в течение дня.
-Можно использовать без специального медицинского образования.
Предлагаю выполнить самомассаж:
-Покусывание нижней губы верхними зубами.
-Покусывание верхней губы нижними зубами.
-Покусывание передними зубами всей поверхности языка.
-Пожевывание коренными зубами боковых краев языка.
-Пошлепывание языка губами.
2 блок.
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. И сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнения направленные на развитие речевого дыхания.
Участнику предлагается выполнить задание на компьютере с использованием логопедической программы «Игры для Тигры»
3 блок.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление, а использование тематических упражнений помогает развивать словарный запас детей.
Участники выполняют по показу ведущего упражнения по развитию ММР
Тема: « Домашние птицы»
«Гусь»
Гусь стоит и все гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чисти лапкой.
«Курочка»
Курочка, прыг, на крыльцо
и снесла тебе яйцо.
«Цыплята»
Цыплята в гнездышке сидят
Громко, весело пищат.
«Уточка»
Что за чудо-пароход!
это уточка плывет
«Индюк»
Эта птица-велика.
Посмотри на индюка.
Все предложенные упражнения мобильны. Их можно выполнять в любом классе на любом уроке, использовать в режимных моментах по несколько раз в день, в коррекционных и в массовых классах. Эти упражнения могут выполнять педагоги, не имеющие специального логопедического образования.