Мастер-класс для педагогов «Как помочь ребенку с особыми образовательными возможностями»


Тырина Елена Алексеевна

учитель-логопед

КГУ «Рудненский детский дом»

Управления образования акимата

Костанайской области, Республики Казахстан

Скачать материалы

Цели:

-Ознакомление участников с артикуляционной гимнастикой и самомассажем артикуляционного аппарата:

– Знакомство с приемами развития  мелкой моторики рук:

–  Практическое применение новых информационных технологий в  логопедической работе.

Оборудование: презентация с артикуляционной гимнастикой, логопедическая программа «Игры для Тигры».

 

Беседа: « Формирование правильной речи, одно из условий полноценного  развития личности ребенка».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков.  Ребенок с ограниченными возможностями не умеет правильно произносить большинство звуков. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению.

1 блок.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. И сейчас, я предлагаю, Вам, попробовать выполнить некоторые упражнения.

На экран выводился презентация, детский голос за кадром читает стихи, участники выполняют артикуляционную гимнастику.

Упражнение «Часики».

Движение языком влево-вправо.

Упражнение «Чищу зубки».

Водим языком за нижними зубами.

Упражнение «Заборчик».

Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы.

Упражнение «Блинчик».

Удерживание языка на нижней губе.

«Гармошка»

Присосать язык  к небу, опускать челюсть.

«Маляр».

Двигать языком вперед-назад по твердому небу.

«Лошадка».

Пощелкать языком.

«Чашечка».

Удерживать приподнятые боковые края языка.

 

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

-Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

-Можно использовать многократно в течение дня.

-Можно использовать без специального медицинского образования.

Предлагаю выполнить самомассаж:

-Покусывание нижней губы верхними зубами.

-Покусывание верхней губы нижними зубами.

-Покусывание передними зубами всей поверхности языка.

-Пожевывание коренными зубами боковых краев языка.

-Пошлепывание языка губами.

2 блок.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. И сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнения направленные на развитие речевого дыхания.

Участнику предлагается выполнить задание на компьютере с использованием логопедической программы «Игры для Тигры»

3 блок.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление, а использование  тематических упражнений  помогает развивать словарный запас детей.

Участники выполняют по показу ведущего упражнения по развитию ММР

Тема: « Домашние птицы»

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чисти лапкой.

«Курочка»

Курочка, прыг, на крыльцо

и снесла тебе яйцо.

«Цыплята»

Цыплята в  гнездышке сидят

Громко, весело пищат.

«Уточка»

Что за чудо-пароход!

это уточка плывет

«Индюк»

Эта птица-велика.

Посмотри на индюка.

Все предложенные упражнения мобильны. Их можно выполнять в любом классе на любом уроке, использовать в режимных моментах по несколько раз в день,  в коррекционных и в массовых классах. Эти упражнения могут выполнять педагоги, не имеющие специального логопедического образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *