Крестьянские восстания “1929-1931гг.”
Рамазанова Зарина Каирбековна
учитель истории
КГУ “Нежинская средняя школа”
Мақсат/ Цель: научить учащихся анализировать последствия сталинской модели коллективизации
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:
а) образовательные: способствовать усвоению знаний учащихся о крестьянских восстаниях в 1929-1931 гг., итогах и последствиях для Казахстана;
б) развивающие: продолжить работу по развитию навыков системного мышления, умений анализировать, выделять главное в тексте;
в) воспитательные: продолжить воспитание чувства толерантности к судьбам народов, чувства ответственности за ошибки прошлого;
Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный
Құрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, учебник, презентация, видеоролики, тесты
Әдіс-тәсілдер/ Методы: живое слово учителя, наглядный, частично-поисковый
Сабақ барысы.
Ход урока.
- Ұйым достыру кезеңі./ Орг.момент.
Настроить учащихся на урок, проверка присутствия на уроке, проверка готовности к уроку
- Үй жұмысы./ Проверка домашнего задания.
Исторический диктант:
- Наиболее типичные и распространенные методы принуждения, для нежелавших вступать в колхозы_____________________________________________________________
_______________________________________________________(лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы районы проживания, арест)
- Крайне тяжелыми последствия обернулось для казахов-кочевников_________________ (раскулачивание)
- Все дела, не желавших вступать в колхозы рассматривались внесудебными _____________________________________ (органами «тройки»)
- Численность казахского народа, погибшего в результате массового голода была восстановлена спустя _______________________ (40 лет, в 1966 г.)
- На 1 января 1933 г. в республике насчитывалось всего ________ голов скота, тогда как накануне коллективизации было __________ млн.голов скота. (4,5 млн., 40,5 млн.)
Вопросы для фронтального опроса:
- Причины голода в Степи
- Сообщалось ли советскому правительству о голоде и причинах катастрофы в Казахстане со стороны национальной интеллигенции?
- С чьим именем связана эта катастрофа в Казахстане?
- Жаңа тақырып./ Изучение нового материала.
В результате коллективизации, 87% колхозных и 52% единоличных хозяйств совершенно лишились скота, и не имели даже одного барана.
Голод начался в конце 1931 года, в начале 1932 года началась массовая гибель людей, а летом он вошел в полную силу. В КазЦИК пошел поток сообщений и телеграмм о голоде, о смертях, о бредущих в города умирающих людях, о людоедстве. Осенью 1932 года во многих аулах не осталось ни одного живого человека.
♦ Просмотр видеоролика – «Великое бедствие Казахской степи»
♦ Стихи учащихся
Татьяна Невадовская.
Казахстанская трагедия (Март 1933)
В природе март — пришла весна хмельная.
А все забыть — не помнить не могу…
Уж травка первая, а я припоминаю
Замерзшие фигуры на снегу.
Убожество и грязь, я их не замечаю,
Не замечаю ни заплат, ни вшей,
И беспредельно, искренне страдаю
За этих обездоленных людей.
Их косит голод… Я не голодаю,
Обута я… а тот казах босой.
Безумную старуху вспоминаю
И женщину с протянутой рукой.
Из грязных тряпок груди вынимает,
Чтоб объяснить: «Ни капли молока».
И крохотное тельце прижимает
Худая материнская рука.
Не содрогаюсь я от отвращенья,
Но и смотреть спокойно не могу,
Как люди, падая от истощенья,
Перебирают колоски в стогу.
Под проливным дождем, под ветром, под снегами
Стога соломы здесь в степи стоят.
Колосья прелые, изъедены мышами,
Покрыты плесенью… содержат яд.
Беспомощные детские ручонки
Находят полусгнивший колосок,
И слышится надтреснутый и тонкий,
Болезненный ребячий голосок.
Так в чем же их вина? За что такие муки?
Здесь, на своей земле, в краю родном?
Ах, эти худенькие пальчики и руки
И девочка больная под стогом.
Под кожей ребра и торчат лопатки…
Раздутые ребячьи животы…
Нет оправдания и нет разгадки
Причины этой жуткой нищеты.
Вот озимь поднялась. Синеют в дымке дали,
И жаворонки в небесах уже…
Нельзя, нельзя, чтоб дети голодали.
…И этот труп казаха на меже.
Кто приказал? Узнать—понять хочу я,
Кто смерть и нищету послал сюда?
Где спокон веку жил народ, кочуя
С верблюдом, осликом, и пас стада.
Зачем снимать последнюю рубаху
И целый край заставить голодать?
Кому понадобилось — богу иль аллаху
Все отобрать и ничего не дать?
Какой же деспот создал эту пытку?
Иль полоумному пришла такая блажь?
Последнюю овцу, кошму, кибитку,
Мол, заберешь и ничего не дашь.
Но все молчат, хоть знают — не умеет
Казах-пастух ни сеять, ни пахать.
Без юрты он зимой окоченеет,
Без стада и овец он будет голодать.
И не пеняй на климат, на природу,
На то, что Казахстан степной и дикий край.
Такой был урожай! — Хватило бы народу
На хлеб и на табак, на мясо и на чай!
Так нет же! — Увезли отборную пшеницу,
Огромные стога остались на полях.
У тех стогов такой кошмар творится —
Не мог бы выдумать ни бог и ни аллах…
Без шерсти и кошмы — казах совсем раздетый,
Без дичи и без шкур он будет не обут.
Откуда ему знать, что в Подмосковье где-то
В колхозах на полях сажают, сеют, жнут.
Я не умею с этим примириться,
Мне тяжело на это все смотреть.
На небе радостно поют, трепещут птицы,
А на земле страданья, голод, смерть.
Мерещатся мне детские ручонки
У прошлогодней и гнилой скирды,
И небо ясное и жаворонок звонкий,
Смесь зла, добра, нужды и красоты
Слайд №1,2 Сталинский метод коллективизации сельского хозяйства стал главной причиной вооруженного выступления казахских крестьян. Оно началось стихийно и переросло в общенародное освободительное движение. На территории республики имели место 372 массовых волнения и восстания.
Слайд №3,4. Многие вопросы выступления казахских крестьян в 1929 – 1931 гг. остаются до сих пор белыми пятнами в истории и ждут тщательного и глубокого изучения. Чтобы представить себе размах, последствия и историческое значение всенародного движения нужно остановиться на наиболее известных из них в хронологической последовательности.
Слайд 5-9. Крупные восстания 1929-1931 гг.
Дата | Регион (центры восстания). | Руководители, основной состав восставших. | Результат |
1) 29 сентября 1929
2) 2 ноября 1929 года
3)февраль 1930 г.
25 февраля 1930 г
1930 г.
Март 1930 г
Февраль 1931 г
5 марта 1931 г.
20 июня 1931 г
1922-1931 гг |
Бостандыкский район Сырдарьинского округа
Восстание в Батпаккаре.
Сузакский район Южный Казахстан.
Иргизский район
Восстание в Каракумах, охватило южный, западный и центральный Казахстан.
Балхашский раон Алматинской области
Село Кайнар Семипалатинской области
Чингистауское восстание
Чабартауский район
Кастекский район Алматинская область
Адаевское восстание (Мангистау, Актюбинская, Гурьевская области) |
Султанбек Шалаков
Пирмагамбет Лаубаев, Жумагазы Баимбетов, Кобжан жубанов.
Егеубек Жанбаев
Санияз Медеуов, Елимжан Торайгыров
Оразали Кастеков |
Потерпели поражение от Красной армии, отступление на территории Киргизии и Узбекистана, пойманы и строго наказаны.
Гонения, арест, 115 чел к расстрелу, 170 отправлнеы в исправительные лагеря, 28 чел в ссылку сроком на 3 года за пределы Казахстана.
Участники восстания приговорены к расстрелу, сосланы в лагеря.
Жестоко подавленно
Жестоко подавленно
Жестоко подавленно
Жестоко подавленно 66-й кавалерийской дивизией. Жестоко подавленно
Жестоко подавленно
Жестоко подавленно
Жестоко подавленно
|
Слайд 10-13. Последствия массовых восстаний в Казахстане
- Қорытынды./ Закрепление.
- Решение интерактивных тестовых заданий
- Үйге тапсырма беру./ Домашнее задание.
Прочитать стр.80-82, подготовить пересказ, сообщение – «Крестьянские выступления 1929-1931 гг. в Казахстане»