Крестьянские восстания “1929-1931гг.”


Рамазанова Зарина Каирбековна

учитель истории

КГУ “Нежинская средняя школа”

Мақсат/ Цель:  научить учащихся анализировать последствия сталинской модели коллективизации

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:

а) образовательные: способствовать усвоению знаний учащихся о крестьянских восстаниях в 1929-1931 гг., итогах и последствиях для Казахстана;

б) развивающие: продолжить работу по развитию навыков системного мышления, умений анализировать, выделять главное в тексте;

в) воспитательные: продолжить воспитание чувства толерантности к судьбам народов, чувства ответственности за ошибки прошлого;

Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный

Құрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, учебник, презентация, видеоролики, тесты

Әдіс-тәсілдер/ Методы: живое слово учителя, наглядный, частично-поисковый

 

Сабақ барысы.

Ход урока.

 

  1. Ұйым достыру кезеңі./ Орг.момент.

Настроить учащихся на урок, проверка присутствия на уроке, проверка готовности к уроку

  1. Үй жұмысы./ Проверка домашнего задания.

Исторический диктант:

  1. Наиболее типичные и распространенные методы принуждения, для нежелавших вступать в колхозы_____________________________________________________________

_______________________________________________________(лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы районы проживания, арест)

  1. Крайне тяжелыми последствия обернулось для казахов-кочевников_________________ (раскулачивание)
  2. Все дела, не желавших вступать в колхозы рассматривались внесудебными _____________________________________ (органами «тройки»)
  3. Численность казахского народа, погибшего в результате массового голода была восстановлена спустя _______________________ (40 лет, в 1966 г.)
  4. На 1 января 1933 г. в республике насчитывалось всего ________ голов скота, тогда как накануне коллективизации было __________ млн.голов скота. (4,5 млн., 40,5 млн.)

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Причины голода в Степи
  2. Сообщалось ли советскому правительству о голоде и причинах катастрофы в Казахстане со стороны национальной интеллигенции?
  3. С чьим именем связана эта катастрофа в Казахстане?
  4. Жаңа тақырып./ Изучение нового материала.

В результате коллективизации, 87% колхозных и 52% единоличных хозяйств совершенно лишились скота, и не имели даже одного барана.
Голод начался в конце 1931 года, в начале 1932 года началась массовая гибель людей, а летом он вошел в полную силу. В КазЦИК пошел поток сообщений и телеграмм о голоде, о смертях, о бредущих в города умирающих людях, о людоедстве. Осенью 1932 года во многих аулах не осталось ни одного живого человека.

♦ Просмотр видеоролика – «Великое бедствие Казахской степи»

♦ Стихи учащихся

 

Татьяна Невадовская.
Казахстанская трагедия (Март 1933)

 

В природе март — пришла весна хмельная.
А все забыть — не помнить не могу…
Уж травка первая, а я припоминаю
Замерзшие фигуры на снегу.
Убожество и грязь, я их не замечаю,
Не замечаю ни заплат, ни вшей,
И беспредельно, искренне страдаю
За этих обездоленных людей.
Их косит голод… Я не голодаю,
Обута я… а тот казах босой.
Безумную старуху вспоминаю
И женщину с протянутой рукой.
Из грязных тряпок груди вынимает,
Чтоб объяснить: «Ни капли молока».
И крохотное тельце прижимает
Худая материнская рука.
Не содрогаюсь я от отвращенья,
Но и смотреть спокойно не могу,
Как люди, падая от истощенья,
Перебирают колоски в стогу.
Под проливным дождем, под ветром, под снегами
Стога соломы здесь в степи стоят.
Колосья прелые, изъедены мышами,
Покрыты плесенью… содержат яд.
Беспомощные детские ручонки
Находят полусгнивший колосок,
И слышится надтреснутый и тонкий,
Болезненный ребячий голосок.
Так в чем же их вина? За что такие муки?
Здесь, на своей земле, в краю родном?
Ах, эти худенькие пальчики и руки
И девочка больная под стогом.
Под кожей ребра и торчат лопатки…
Раздутые ребячьи животы…
Нет оправдания и нет разгадки
Причины этой жуткой нищеты.
Вот озимь поднялась. Синеют в дымке дали,
И жаворонки в небесах уже…
Нельзя, нельзя, чтоб дети голодали.
…И этот труп казаха на меже.
Кто приказал? Узнать—понять хочу я,
Кто смерть и нищету послал сюда?
Где спокон веку жил народ, кочуя
С верблюдом, осликом, и пас стада.
Зачем снимать последнюю рубаху
И целый край заставить голодать?
Кому понадобилось — богу иль аллаху
Все отобрать и ничего не дать?
Какой же деспот создал эту пытку?
Иль полоумному пришла такая блажь?
Последнюю овцу, кошму, кибитку,
Мол, заберешь и ничего не дашь.
Но все молчат, хоть знают — не умеет
Казах-пастух ни сеять, ни пахать.
Без юрты он зимой окоченеет,
Без стада и овец он будет голодать.
И не пеняй на климат, на природу,
На то, что Казахстан степной и дикий край.
Такой был урожай! — Хватило бы народу
На хлеб и на табак, на мясо и на чай!
Так нет же! — Увезли отборную пшеницу,
Огромные стога остались на полях.
У тех стогов такой кошмар творится —
Не мог бы выдумать ни бог и ни аллах…
Без шерсти и кошмы — казах совсем раздетый,
Без дичи и без шкур он будет не обут.
Откуда ему знать, что в Подмосковье где-то
В колхозах на полях сажают, сеют, жнут.
Я не умею с этим примириться,
Мне тяжело на это все смотреть.
На небе радостно поют, трепещут птицы,
А на земле страданья, голод, смерть.
Мерещатся мне детские ручонки
У прошлогодней и гнилой скирды,
И небо ясное и жаворонок звонкий,
Смесь зла, добра, нужды и красоты

 

 

Слайд №1,2 Сталинский метод коллективизации сельского хозяйства стал главной причиной вооруженного выступления казахских крестьян. Оно началось стихийно и переросло в общенародное освободительное движение. На территории республики имели место 372 массовых волнения и восстания.

Слайд №3,4. Многие вопросы выступления казахских крестьян в 1929 – 1931 гг. остаются до сих пор белыми пятнами в истории и ждут тщательного и глубокого изучения. Чтобы представить себе размах, последствия и историческое значение всенародного движения нужно остановиться на наиболее известных из них в хронологической последовательности.

 

Слайд 5-9. Крупные восстания 1929-1931 гг.

 

Дата Регион (центры восстания). Руководители, основной состав восставших. Результат
1)      29 сентября 1929

 

 

 

 

 

 

 

 

2)      2 ноября 1929 года

 

 

 

 

 

 

 

 

3)февраль 1930 г.

 

 

 

 

 

25 февраля 1930 г

 

 

1930 г.

 

 

 

 

 

 

Март 1930 г

 

 

 

Февраль 1931 г

 

 

 

 

 

 

 

5 марта 1931 г.

 

 

20 июня 1931 г

 

 

 

1922-1931 гг

Бостандыкский район Сырдарьинского округа

 

 

 

 

 

 

Восстание в Батпаккаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сузакский район Южный Казахстан.

 

 

 

Иргизский район

 

 

Восстание в Каракумах, охватило южный, западный и центральный Казахстан.

 

Балхашский раон Алматинской области

 

Село Кайнар Семипалатинской области

 

Чингистауское восстание

 

 

Чабартауский район

 

Кастекский район Алматинская область

 

Адаевское восстание (Мангистау, Актюбинская, Гурьевская области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Султанбек Шалаков

 

 

 

 

 

 

 

Пирмагамбет Лаубаев, Жумагазы Баимбетов, Кобжан жубанов.

 

 

Егеубек Жанбаев

 

 

 

 

 

 

 

Санияз Медеуов, Елимжан Торайгыров

 

 

 

 

Оразали Кастеков

Потерпели поражение от Красной армии, отступление  на территории Киргизии и Узбекистана, пойманы и строго наказаны.

 

Гонения, арест, 115 чел к расстрелу, 170  отправлнеы в исправительные лагеря, 28 чел в ссылку сроком на 3 года за пределы Казахстана.

 

Участники восстания приговорены к расстрелу, сосланы в лагеря.

 

Жестоко подавленно

 

Жестоко подавленно

 

 

 

 

 

Жестоко подавленно

 

 

Жестоко подавленно 66-й кавалерийской дивизией.

Жестоко подавленно

 

 

Жестоко подавленно

 

Жестоко подавленно

 

 

Жестоко подавленно

 

Слайд 10-13. Последствия массовых восстаний в Казахстане

  1. Қорытынды./ Закрепление.
  • Решение интерактивных тестовых заданий
  1. Үйге тапсырма беру./ Домашнее задание.

Прочитать стр.80-82, подготовить пересказ, сообщение – «Крестьянские выступления 1929-1931 гг. в Казахстане»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *