План-конспект урока по педагогике «Умственное воспитание»


Озерова Ольга Анатольевна

Преподаватель

КГУ «БГТК им. А. Мусина»

Тип: изучения нового

Цель: Ознакомление с целями, задачами и содержанием умственного воспитания

Задачи:

Обучающие: организовать изучение темы «Умственное воспитание» с опорой на ранее полученные знания и выполнение различных видов самостоятельной деятельности;

б)воспитательные: содействовать совершенствованию культуры учебного труда, вопросов дисциплинированности, ответственности;

в) развивающие: способствовать развитию аналитико-синтетических навыков и умений и ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, менеджмента.

  Ожидаемые результаты:

а)  должны понимать значение учебно-воспитательной работы по умственному воспитанию в развитии человека;

б) должны иметь ценностные установки по вопросам дисциплинированности и ответственности, взаимозависимостью между организацей труда и его результатом;

в) должны уметь устно и письменно излагать содержание изученной темы, приводить примеры к теоретическому материалу, соотносить изученное с практической деятельностью

                                                                  План урока:

I.Организационный момент:

1.1.Приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку, целеполагание;

1.2. Тест на проверку умственных способностей(слайд № 1):

4 вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов.

 Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник?

Вопрос2: Как засунуть в холодильник слона?

Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь?

Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете?

 1)Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач.

2)Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. ––>Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.

3) Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? ––> Этот вопрос проверяет вашу память. ОК. Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны. 4)Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. ––>Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

1.3. Мотивация.

1.4. Позитивный настрой на дыхание с последующей беседой о его пользе и связи с темой урока: Прошу вас  сесть прямо, не  скрещивая  руки,  ноги. Мы  сейчас будем  делать упражнение  на  дыхание.  Когда  мы  концентрируемся  на дыхании, у  нас  успокаивается ум. При вдохе  мы  будем вбирать  в себя покой  и радость.  А при  выдохе будем  выдыхать из себя  все  беспокойства.

Давайте  приготовимся. Закроем глаза, спины  прямо,  руки  можно  положить на колени.

Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10  раз, медленно)..

(слайд № 2 – текст позитивного настроя слайд № – напоминание о музыкальном сопровождении «Волшебная композиция. Хрустальная грусть»).

  1. II. Актуализация знаний:

2.1. Определение 1 человека на работу с газетой для сообщения «Новости образования»,  3 человека – на словарную работу по новой теме( словарная работа производится учащимися посредством Интернет-ресурсов(словари) с последующим проецированием проделанной работы на интерактивную доску) ;

2.2. Определение педагогики и вычленение категорий, из которых оно состоит(схема для актуализации знаний на флипчарте );

2.3. Раскрытие содержания терминов воспитание(в широком и узком значении), образование, обучение;

Новый рисунок

(схема для актуализации знаний выводится  на флипчарте );

2.5. Название тем, заданных на дом;

2.6. Сопоставление тем д.з. и раскрытых категорий;

2.7. Определение направления воспитания, происходящего здесь и сейчас, и являющимся самым ярким показателем любого урока;

III. Изучение новой темы:

3.1. Нахождение взаимосвязи умственного воспитания с другими направлениями воспитания с опорой на цитаты:

Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. Декарт (связь с физическим В);

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель  – связь с  трудовым В);

Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. Горький М. (связь с эстетическим В) ( слайд № 4);

3.2. Девиз урока с краткой информацией об авторе во взаимосвязи с умственным воспитанием:

  • Человеческий ум воспитывается учением и мышлением. Кант И.

Его основная концепция:

  • Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
  • что я могу знать?
  • что я должен делать?
  • на что я смею надеяться?
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (слайды № 5,6, 7);

3.3. Просмотр притчи «Не слушайте мнения окружающих» с целью раскрытия взаимосвязи с нравственным воспитанием( демонстрация видеопритчи Норбекова);

3.4. Определение места в умственном воспитании игры «Что? Где? Когда?»(слайд № 9 с заставкой названной игры);

3.5. Метод «интеллект –карты»:

А) Составление учащимися вопросов, связанных с прошлым опытом обучения;

Б) Вопросы от преподавателя(слайд № 10);

3.6. Заполнение таблицы по задачам умственного воспитания и таблицы словарных слов по вариантам:

1 в. каждого ряда – задачи из МВР ( 1 человек через локальную сеть); 2 в. каждого ряда – словарная работа(за компьютерами, 1 человек выводит через локальную сеть)(слайды 11, 12, 13);

3.7. Взаимообмен информацией с необходимыми вопросами и пояснениями (Фотографирование материалов учащимися  разных вариантов друг у друга для последующего фиксирования материала в тетради);

3.8. Сообщение по новостям образования с последующим анализом с точки зрения умственного воспитания (задач);

3.9. Сочинение 3-курсницы с целью обобщения и подтверждения высказанных предположений(слайд № 14) и просмотр видеоролика «Урок на всю жизнь! Гармонизация левого и правого полушария мозга» с качестве физической разминки);

3.10. Продолжение работы по методу интеллект-карты (вариативность по времени и ситуации)( слайды  № 16, 17):

 

– распределение по номерам и рядам;

– раздача лекционного материала, предназначенного каждому ряду;

– ознакомление с вопросами лекционного материала, отведенного каждой группе(3 минуты);

– составление вопросов по абзацу(ам), отведённого каждому номеру(1 минута);

– групповая корректировка составленных вопросов(1 минута);

– взаимный командный опрос с учётом результатов: право на ответ получает команда, представитель которой первой поднял руку без нарушения дисциплины;

– подведение результатов и оценка деятельности;

– учащиеся, определённые на выписку словарных слов, работают над изучением определённого им вопроса для последующего изложения группе;

– после рассказа 1-го вопроса учащиеся заполняют таблицу по памяти( либо 1-й ряд –содержание, 2-ой ряд – примеры, 3-й ряд – вопросы);

– после рассказа 2 и 3 рассказчиков меняются ролями(1-ый ряд –вопросы;  2-й ряд-  содержание, 3-й ряд – примеры; 1-ый ряд – примеры, 2-ой ряд – вопросы, 3-й ряд – содержание);

– Обобщение проделанной работы;

-Ознакомление с лекционным материалом(6 минут);

– 1-ый ряд – вопросы к каждому пункту плана, разделённого пополам( № 1, 2, 3 –первые 3 абзаца, № 4,5.6 – вторые 3 абзаца каждого пункта);

-2-ой ряд – заполнение таблицы содержанием;

-3-й ряд — заполнение таблицы примерами;

– взаимообмен информацией;

– в группах по 6 человек осуществляется следующая работа: № 1 – вопросы к 1 пункту плана; № 2 – заполнение 1-ой части таблицы содержанием, № 3 – 2-ой пункт, № 4 – заполнение 2-ой части таблицы и т. д.

– через каждые з минуты происходит обмен по часовой стрелке;

 

 

!!! На уроке был использован первый вариант

 

  1. IV. Первичная проверка:

4.1. Просмотр серии из «Ералаша» «Урок английского языка» с установкой определения внеурочной деятельности и причин её неудачи ( видеозапись названной серии);

4.2. Составление по вариантам памятки по выполнению д.з. по англ. языку в колонке «Домашняя работа» и заданий на развитие психических процессов в соответствующей колонке(слайд № 21);

  1. V. Обобщение и систематизация:

5.1.Соотнесение проделанных видов работы на уроке с аспектными вопросами умственного воспитания с занесением в таблицу(1 человек у доски) либо фронтальным способом:

Задачи и пути умственного воспитания Воспитание культуры учебного труда                    Развитие сфер
задача развитие пути Умение трудиться Домашнее задание планирование Работа с книгой Правила гигиены самоуправление мотивационной интеллектуальной
самопроверка самоконтроль Самоанализ и коррекция
Обучение по принципам развивающего обучения Внеклассная работа Познавательные мотивы Социальные процессы операции
массовые групповые индивидуальные
.
                                                                                                            Влияние

( слайд № 18 в качестве напоминания о флипчарте с пустой таблицей);

Аспекты проделанной работы:

  1. Что? Где? Когда?
  2. Работа с текстом и составление вопросов;
  3. Работа с газетой
  4. Заполнение таблицы с опорой на прошлый опыт;

5.Словарная работа;

  1. Просмотр притчи с последующим анализом;
  2. Позитивный настрой;
  3. Решение задач кадровых агентств;
  4. Терминологическая разминка
  5. Работа с цитатами;
  6. Работа с определениями (слайд № 19);

5.2. Рассказ по заполненной таблице:

(флипчарт с заполненной таблицей);

  1. VI. Выдача д.з.: Зафиксировать лекцию; 2.Учить; 3. Дополнить таблицу; 4. Повторять; 5. Новости образования;

VII.  Подведение итогов: а)оценка деятельности учащихся на уроке и выставление оценок; б) Минута тишины: Притча про лодочника.

Была река. С одного берега на другой перевозил людей лодочник. Пришел к нему однажды ученый. Плывут они. Ученый лодочника спрашивает:”А ты грамматику, санскрит знаешь?”. Тот отвечает:”Да я вообще читать не умею. Я обычный простой человек.” На что ученый ответил:”Ну, считай, 25 процентов твоей жизни прошло напрасно”.
Плывут они дальше. Ученый спрашивает снова:”А ты астрологию, астрономию знаешь?” – “Нет, куда мне… я всего лишь людей перевожу, больше ничего не умею” – “Ну как же не знать? Не знать, к чему у тебя способности, где как жизнь повернет. Считай, что 50 процентов твоей жизни прошли напрасно.” 
Прошло еще время. Плывут они дальше. Тут ученый решил совсем возгордиться:”А ты логику понимаешь?” – “Да ну нет, что ты, какая логика? Я вот обычный человек…людей перевожу и все…” – “Ну, тогда считай, что 75 процентов твоей жизни прошло напрасно”.
Плывут они дальше, река широка, начинается шторм и тут лодочник ученого спрашивает:”Слушай, а ты хоть плавать умеешь?” – “Н-нет…” – “Ну, тогда считай, что сто процентов твоей жизни прошло напрасно”

В)Рефлексия(смайлик на полях тетради), согласно которым преподаватель делает выводы качеству и организации проведения урока

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *