План-конспект урока по педагогике «Умственное воспитание»
Озерова Ольга Анатольевна
Преподаватель
КГУ «БГТК им. А. Мусина»
Тип: изучения нового
Цель: Ознакомление с целями, задачами и содержанием умственного воспитания
Задачи:
Обучающие: организовать изучение темы «Умственное воспитание» с опорой на ранее полученные знания и выполнение различных видов самостоятельной деятельности;
б)воспитательные: содействовать совершенствованию культуры учебного труда, вопросов дисциплинированности, ответственности;
в) развивающие: способствовать развитию аналитико-синтетических навыков и умений и ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, менеджмента.
Ожидаемые результаты:
а) должны понимать значение учебно-воспитательной работы по умственному воспитанию в развитии человека;
б) должны иметь ценностные установки по вопросам дисциплинированности и ответственности, взаимозависимостью между организацей труда и его результатом;
в) должны уметь устно и письменно излагать содержание изученной темы, приводить примеры к теоретическому материалу, соотносить изученное с практической деятельностью
План урока:
I.Организационный момент:
1.1.Приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку, целеполагание;
1.2. Тест на проверку умственных способностей(слайд № 1):
4 вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов.
Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник?
Вопрос2: Как засунуть в холодильник слона?
Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь?
Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете?
1)Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач.
2)Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. ––>Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.
3) Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? ––> Этот вопрос проверяет вашу память. ОК. Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны. 4)Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. ––>Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.
1.3. Мотивация.
1.4. Позитивный настрой на дыхание с последующей беседой о его пользе и связи с темой урока: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся. Закроем глаза, спины прямо, руки можно положить на колени.
Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно)..
(слайд № 2 – текст позитивного настроя слайд № – напоминание о музыкальном сопровождении «Волшебная композиция. Хрустальная грусть»).
- II. Актуализация знаний:
2.1. Определение 1 человека на работу с газетой для сообщения «Новости образования», 3 человека – на словарную работу по новой теме( словарная работа производится учащимися посредством Интернет-ресурсов(словари) с последующим проецированием проделанной работы на интерактивную доску) ;
2.2. Определение педагогики и вычленение категорий, из которых оно состоит(схема для актуализации знаний на флипчарте );
2.3. Раскрытие содержания терминов воспитание(в широком и узком значении), образование, обучение;
(схема для актуализации знаний выводится на флипчарте );
2.5. Название тем, заданных на дом;
2.6. Сопоставление тем д.з. и раскрытых категорий;
2.7. Определение направления воспитания, происходящего здесь и сейчас, и являющимся самым ярким показателем любого урока;
III. Изучение новой темы:
3.1. Нахождение взаимосвязи умственного воспитания с другими направлениями воспитания с опорой на цитаты:
Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. Декарт (связь с физическим В);
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель – связь с трудовым В);
Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. Горький М. (связь с эстетическим В) ( слайд № 4);
3.2. Девиз урока с краткой информацией об авторе во взаимосвязи с умственным воспитанием:
- Человеческий ум воспитывается учением и мышлением. Кант И.
Его основная концепция:
- Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
- что я могу знать?
- что я должен делать?
- на что я смею надеяться?
- наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (слайды № 5,6, 7);
3.3. Просмотр притчи «Не слушайте мнения окружающих» с целью раскрытия взаимосвязи с нравственным воспитанием( демонстрация видеопритчи Норбекова);
3.4. Определение места в умственном воспитании игры «Что? Где? Когда?»(слайд № 9 с заставкой названной игры);
3.5. Метод «интеллект –карты»:
А) Составление учащимися вопросов, связанных с прошлым опытом обучения;
Б) Вопросы от преподавателя(слайд № 10);
3.6. Заполнение таблицы по задачам умственного воспитания и таблицы словарных слов по вариантам:
1 в. каждого ряда – задачи из МВР ( 1 человек через локальную сеть); 2 в. каждого ряда – словарная работа(за компьютерами, 1 человек выводит через локальную сеть)(слайды 11, 12, 13);
3.7. Взаимообмен информацией с необходимыми вопросами и пояснениями (Фотографирование материалов учащимися разных вариантов друг у друга для последующего фиксирования материала в тетради);
3.8. Сообщение по новостям образования с последующим анализом с точки зрения умственного воспитания (задач);
3.9. Сочинение 3-курсницы с целью обобщения и подтверждения высказанных предположений(слайд № 14) и просмотр видеоролика «Урок на всю жизнь! Гармонизация левого и правого полушария мозга» с качестве физической разминки);
3.10. Продолжение работы по методу интеллект-карты (вариативность по времени и ситуации)( слайды № 16, 17):
– распределение по номерам и рядам;
– раздача лекционного материала, предназначенного каждому ряду; – ознакомление с вопросами лекционного материала, отведенного каждой группе(3 минуты); – составление вопросов по абзацу(ам), отведённого каждому номеру(1 минута); – групповая корректировка составленных вопросов(1 минута); – взаимный командный опрос с учётом результатов: право на ответ получает команда, представитель которой первой поднял руку без нарушения дисциплины; – подведение результатов и оценка деятельности; |
– учащиеся, определённые на выписку словарных слов, работают над изучением определённого им вопроса для последующего изложения группе;
– после рассказа 1-го вопроса учащиеся заполняют таблицу по памяти( либо 1-й ряд –содержание, 2-ой ряд – примеры, 3-й ряд – вопросы); – после рассказа 2 и 3 рассказчиков меняются ролями(1-ый ряд –вопросы; 2-й ряд- содержание, 3-й ряд – примеры; 1-ый ряд – примеры, 2-ой ряд – вопросы, 3-й ряд – содержание); – Обобщение проделанной работы; |
-Ознакомление с лекционным материалом(6 минут);
– 1-ый ряд – вопросы к каждому пункту плана, разделённого пополам( № 1, 2, 3 –первые 3 абзаца, № 4,5.6 – вторые 3 абзаца каждого пункта); -2-ой ряд – заполнение таблицы содержанием; -3-й ряд — заполнение таблицы примерами; – взаимообмен информацией; |
– в группах по 6 человек осуществляется следующая работа: № 1 – вопросы к 1 пункту плана; № 2 – заполнение 1-ой части таблицы содержанием, № 3 – 2-ой пункт, № 4 – заполнение 2-ой части таблицы и т. д.
– через каждые з минуты происходит обмен по часовой стрелке;
|
!!! На уроке был использован первый вариант |
- IV. Первичная проверка:
4.1. Просмотр серии из «Ералаша» «Урок английского языка» с установкой определения внеурочной деятельности и причин её неудачи ( видеозапись названной серии);
4.2. Составление по вариантам памятки по выполнению д.з. по англ. языку в колонке «Домашняя работа» и заданий на развитие психических процессов в соответствующей колонке(слайд № 21);
- V. Обобщение и систематизация:
5.1.Соотнесение проделанных видов работы на уроке с аспектными вопросами умственного воспитания с занесением в таблицу(1 человек у доски) либо фронтальным способом:
Задачи и пути умственного воспитания | Воспитание культуры учебного труда | Развитие сфер | |||||||||||||||||||||||
задача | развитие | пути | Умение трудиться | Домашнее задание | планирование | Работа с книгой | Правила гигиены | самоуправление | мотивационной | интеллектуальной | |||||||||||||||
самопроверка | самоконтроль | Самоанализ и коррекция | |||||||||||||||||||||||
Обучение по принципам развивающего обучения | Внеклассная работа | Познавательные мотивы | Социальные | процессы | операции | ||||||||||||||||||||
массовые | групповые | индивидуальные | |||||||||||||||||||||||
. | |||||||||||||||||||||||||
Влияние | |||||||||||||||||||||||||
( слайд № 18 в качестве напоминания о флипчарте с пустой таблицей);
Аспекты проделанной работы:
- Что? Где? Когда?
- Работа с текстом и составление вопросов;
- Работа с газетой
- Заполнение таблицы с опорой на прошлый опыт;
5.Словарная работа;
- Просмотр притчи с последующим анализом;
- Позитивный настрой;
- Решение задач кадровых агентств;
- Терминологическая разминка
- Работа с цитатами;
- Работа с определениями (слайд № 19);
5.2. Рассказ по заполненной таблице:
(флипчарт с заполненной таблицей);
- VI. Выдача д.з.: Зафиксировать лекцию; 2.Учить; 3. Дополнить таблицу; 4. Повторять; 5. Новости образования;
VII. Подведение итогов: а)оценка деятельности учащихся на уроке и выставление оценок; б) Минута тишины: Притча про лодочника.
Была река. С одного берега на другой перевозил людей лодочник. Пришел к нему однажды ученый. Плывут они. Ученый лодочника спрашивает:”А ты грамматику, санскрит знаешь?”. Тот отвечает:”Да я вообще читать не умею. Я обычный простой человек.” На что ученый ответил:”Ну, считай, 25 процентов твоей жизни прошло напрасно”.
Плывут они дальше. Ученый спрашивает снова:”А ты астрологию, астрономию знаешь?” – “Нет, куда мне… я всего лишь людей перевожу, больше ничего не умею” – “Ну как же не знать? Не знать, к чему у тебя способности, где как жизнь повернет. Считай, что 50 процентов твоей жизни прошли напрасно.”
Прошло еще время. Плывут они дальше. Тут ученый решил совсем возгордиться:”А ты логику понимаешь?” – “Да ну нет, что ты, какая логика? Я вот обычный человек…людей перевожу и все…” – “Ну, тогда считай, что 75 процентов твоей жизни прошло напрасно”.
Плывут они дальше, река широка, начинается шторм и тут лодочник ученого спрашивает:”Слушай, а ты хоть плавать умеешь?” – “Н-нет…” – “Ну, тогда считай, что сто процентов твоей жизни прошло напрасно”
В)Рефлексия(смайлик на полях тетради), согласно которым преподаватель делает выводы качеству и организации проведения урока