Урок литературы в 10 классе с использованием IT-технологий «Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе «Преступление и наказание»


Искенова Анар Есимбековна

Учитель русского языка и литературы

ГУ « Школа-гимназия №18 акимата города Костаная»

Скачать материалы

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – диалог с использованием IT-технологий.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, видеозапись, аудиозапись.

На уроке были поставлены следующие цели:

Образовательная: выявить восприятие обучающимися  романа; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

Развивающая: способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся; способствовать развитию критического мышления,  умения анализировать и делать выводы, находить причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать нравственные ценности через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского

« Преступление и наказание»

Главным критерием успешности данного урока является внедрение  диалогового обучения, активное  вовлечения обучающихся в обсуждения, диалог и аргументацию. При обсуждении обучащиеся использовали разные типы бесед: кумулятивную,  исследовательскую и дебаты. Учащиеся  не только знакомили друг друга с изученным материалом, но и осуществляли отбор наиболее ценного в содержании  текста, а также обосновывали то, что говорили. Групповая работа способствовала развитию  умения работать в команде для достижения поставленной цели. Использование активных методов обучения ( ПОПС, синквейн, диаграмма Венна, фишбоун, концептуальные карты, тонкие и толстые вопросы) способствовало развитию критического мышления. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель в данной ситуации – активный помощник.

Данный урок ориентирован на учебник русского литературы для 10 класса, авторы Бадиков В.В., Имангожина О.З., Шаповалов И.Г.,Могилевская Н.М., Чаплышкина Т.П.,  Шашкина Г.З.,Рыгалова Л.С.- Мектеп, 2013.  Кроме этого использовано учебное  пособие Павлова Н.И. «Целостное изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а также «Руководство для учителя» Третий базовый уровень.

Отличительной особенностью данного урока является реализация ключевых  целей через использование новых подходов в обучении и стратегий  развития критического мышления.  Задания для учащихся разработаны в соответствии с пирамидой обучения, ориентированы на передачу знаний обучающимися друг другу. Использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивной  доски, флипчартов, видео – и аудиоматериалов способствовало развитию познавательной активности, концентрации внимания,  включению всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной.

Использование листов оценивания, в которых разработаны дескрипторы, позволило избежать необъективности, учащимся не нужно было комментировать оценки, поскольку они сами могли вывести средний балл.  При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается тревожность ученика, а главное- учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта,  тьютора.

На протяжении всего урока осуществляется работа в парах и группах, что способствует формированию навыков ведения конструктивного диалога, организации взаимообучения, воспитанию толерантности, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать друг друга.  Талантливым и одаренным обучающимся предоставлена возможность проявить свои  способности  через творческие задания (эссе, синквейн, фишбоун).

Все этапы урока построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.  Для повышения умственной деятельности, содействия запоминанию, повышения стойкости внимания были использованы упражнения для развития межполушарного взаимодействия («Колечко», «Кулак-ребо-ладонь»). Все задания урока соответствуют возрастным особенностям, соблюдается дозировка времени.

Главным преимуществом преодоления возникающих проблем является использование новых подходов, которые позволили   сделать процесс обучения личностно-ориентированным, интересным,  создавать в классе атмосферу  сотрудничества,  подбирать  задания, направленные на развитие критического мышления,  умение грамотно анализировать свою деятельность. Ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание.

   Для реализации задач урока использованы следующие материалы и оборудование: портрет Достоевского, иллюстрации, флипчарт, видеоролики, аудиозаписи,  карточки для работы в группах, концептуальные карты, оценочные листы.

Литература:

  1. Учебник: Русская литература, учебник для 10 класса общеобразовательной школы. Бадиков В.В., Имангожина О.З., Шаповалов И.Г.,Могилевская Н.М., Чаплышкина Т.П.,  Шашкина Г.З.,Рыгалова Л.С.- Мектеп, 2013.
  2. Учебное пособие.  Павлов Н.И. «Целостное изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Государственного общеобязательного Стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.
  4. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012 г.

 

 

 

Класс: 10

Тема урока: Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе  «Преступление и наказание»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Образовательная: выявить восприятие обучающимися  романа; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

Развивающая: способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся; способствовать развитию критического мышления,  умения анализировать и делать выводы, находить причинно-следственные связи.

Воспитательная: формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Оборудование:  портрет Достоевского, иллюстрации, флипчарт, видеоролики, аудиозаписи,  карточки для работы в группах, концептуальные карты, листы оценивания.

ХОД УРОКА

Этап урока Содержание учебного материала Ключевые идеи

(модули)

МО Дополн.возможности для талантливых и одаренных детей
1.Орг.момент

 

 

 

 

Совместное целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа по теме урока.

 

 

 

 

4.Работа в группах.

 

 

 

5. Итог урока.

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

6.Самооценивание в соответствии с критериями.

7.Рефлексия.

 

 6.Д/з

 

1.Чтение стихотворения

Я приду помолиться в собор,

Там я камень с души моей скину.

У святых, чудотворных икон

Преклоню я усталую спину…

Попрошу, чтобы Бог мне простил

Все грехи мои (ныне и прежде).

А по смерти – к себе допустил.

Тем живу я в великой надежде

– Как вы думаете, о каком грехе мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Только ли убийство является грехом? (гордыня, эгоизм, превосходство над другими людьми).

2.Тема, цель.

Сегодня, мы с вами попытаемся раскрыть мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым, героем романа Достоевского «Преступление  и наказание»

Цель урока не только раскрыть причины преступления, но и раскрыть и разоблачить теорию «сильной личности»

-В каком городе происходят события, описываемые автором романа. Какой Петербург у Достоевского? Обратите внимание на иллюстрации на доске.

Петербург Достоевского.

-Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных стихах Пушкина., произведениях Гоголя, Лермонтова и др. писателей. У них  Петербург – город дворцов и музеев,  площадей и фонтанов, горд белых ночей и разводных мостов!

Каким описывает Петербург Достоевский?

1.Высказывания учащихся. Что символизирует желтый цвет и где он встречается в тексте?

2. Проверка д/з. Синквейн «Петербург Достоевского»

3.Вывод:

Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.  Город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Петербург Достоевского – это город одиночества,  город разврата и порока, “город, в котором невозможно быть”.  Петербург Достоевского – это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург под­валов и чердаков — это город  «униженных и оскорбленных». Это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников.

 

1.Для того чтобы разобраться, в чем состоит преступление и наказание Р. Раскольникова, обратимся к причинам, побудившим его совершить преступление и проследим Путь Раскольникова к преступлению.

2.Теория сильной личности.

3.Лестница Раскольникова. (анализ романа)

 Раскольников идет на преступление как на казнь. Это его Голгофа.  Восхождение на Голгофу. Раскольников объединяет в себе двух преступников, которые были распяты вместе с Христом: один не верил в Христа, издевался над ним, а другой – уверовал.

 Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Группа № 1

Раскрыть причины преступления: социальные, философские и психологические. Защитить фишбоун.

 

Группа № 2

Сопоставить преступление и наказание. Ответ в виде концептуальной таблицы.

Группа № 3

Составить сравнительную характеристику Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Сопоставить образы в виде диаграммы Венна.

 

Группа № 4

Психологические двойники Раскольникова, их роль в романе. Сопоставить образы, используя «ПОПС!

 

 Обсуждение видеосюжетов.

Образ Иисуса и образ Достоевского

– Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром, показывающим глубокую драму: превращение частного человека в посланника Божьего среди людей, страдающего за людей? (Руки Иисуса, до боли сжатые).

– А теперь обратите внимание на портрет Ф. М. Достоевского. Находите сходство? (У Достоевского тоже сжаты до боли руки, взгляд сосредоточен, в глазах боль). (Слайд 3. Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, 1872 год)

– В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра и любви. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

 

 

 

1.Составить10 «тонких» и «толстых» вопросов .

2.Мини-сочинение «Мое восприятие романа «Преступление и наказание»

 

ИКТ

(флипчарт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИКТ

(аудиозапись)

 

 

КМ

(диаграмма Венна)

(синквейн)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИКТ

(флипчарт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые

подходы

в обучении

(фишбоун, концепт. карта)

 

Новые

подходы

в обучении

(диаграмма Вена, ПОПС)

 

 

ИКТ

(видеоролики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОДО

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Ч-П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

работа

 

1.Карточки-задания

(приложение 3)

 

2.”Преступление и наказание” в цифрах

(приложение 4)

 

 

 

 

 

Приложение 1 (Лист оценивания)

 

Критерии Задание Дескриптор Баллы за выполнение задания
А (max2)

 

Исследование

«Петербург Достоевского»

Не достиг ни одного из критериев 0
Проанализировал, что знаю по теме 1
Проанализировал, над чем нужно работать, что необходимо усвоить

 

2
В (max2) «Лестница Раскольникова» Не достиг ни одного из критериев 0
Понимаю смысл прочитанного, но не могу объяснить 1
Понимаю смысл прочитанного, грамотно излагаю прочитанное, выполняю роль спикера. 2
С (max2) Работа в группах Менее 10 0
10-13 баллов 1
12 баллов

 

2
D(max2) «Образ Иисуса и Достоевского) Не достиг ни одного из критериев 0
Учащийся выполнил работу самостоятельно в соответствии с выбранным заданием, но прибегал к помощи учителя и товарищей 1
Учащийся выполнил работу,  не прибегая к помощи учителя. 2

 

Индикатор Баллы Отметка % выполнения
8 «5» 90
6-7 «4» 75
4-5 «3» 60
2-3 «2» 35

 

Приложение 2 (Рефлексия)

Подчеркните ответ, который вы считаете более приемлемым для Вас.

 

Ф.И._________________________________________________________

 

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

 

Приложение 3 (Карточки-задания)

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 1

1.     В чем смысл теории Р. Раскольникова?

2.     Что стало причиной зарождения в сознании героя его теории? Только ли бедственное положение героя толкнуло его на преступление? Что отмечают окружающие в характере Раскольникова?

3.     Случайным ли оказалось убийство Лизаветы? Аргументируйте свой ответ.

4.     Можно ли оправдать преступление, если даже оно мотивировано благородными целями? Обоснуйте  свой ответ.

 
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ  № 2

1.     Какие чувства испытывает герой после преступления? Подтвердите текстом произведения

2.     Почему ему невыносимо больно видеть даже самых близких себе людей?

3.      Какие добрые поступки совершает Раскольников после преступления? Почему он презирает себя за них?

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 3

1.     Для чего автору понадобилось вводить в роман образ П. П. Лужина? Что вы узнали о нем?

2.     Какова жизненная позиция Лужина? Почему Раскольников, презирая Лужина, тем не менее охотно и с интересом разговаривает с ним?

3.     Докажите, что лужинский принцип « целого кафтана» («…все на личном интересе основано…») – это реализованная на практике теория Раскольникова

4.     Какие чувства вызывает у вас Лужин?

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ  № 4

1.     Почему Раскольников открылся именно Соне? Что мы знаем о ней?

2.     Что поразило Раскольникова в словах Сони в ответ на его признание?

3.     Какую притчу читает Соня Раскольникову и почему? Какова позиция автора в этом эпизоде?

4.     За что каторжане полюбили Соню и почему сторонятся Раскольникова?

 
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 5

1.     Почему автору важно было показать сон Раскольникова, в котором он увидел себя именно ребенком?

2.     Какой сон увидел Раскольников на каторге во время болезни? Подтвердите текстом произведения.

3.     Почему на путь «выздоровления» Раскольников встает после сна, увиденного на каторге?

4.     В чем, по-вашему, заключается преступление Раскольникова и какое наказание он понес?

 

 

Приложение 4 (Преступление и наказание в цифрах)

Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

1.На каком этаже располагалась квартира старухи-процентщицы? (4)

2.Сколько шагов сделал герой, пройдя от своего дома до дома Алены Ивановны? (730)

3.Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова? (13)

4.Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников? (5)

5.В котором часу Алена Ивановна останется одна дома? ( в 19)

6.Сколько получил Раскольников от старухи-процентщицы? (1р.15 к.)

7.Какую сумму денег прислала Пульхерия Александровна сыну? (35 р.)

8.Велико ли наследство Дуни, оставшееся от Марфы Петровны? (3 тыс.)

9.Назовите возраст невесты Свидригайлова. (“Через месяц только что 15 лет минет”)

10.На какой срок каторжных работ был осужден Раскольников? (8 лет)

  1. Сколько заработала Сонечка, первый раз выйдя “по желтому билету”? (30 целковых)

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *