Урок литературного чтения «М. Ауэзов «Возвращение», 4 класс


Маркиш Елена Леонидовна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №7» города Петропавловска

Скачать материалы

Цель: Обеспечить усвоение содержания произведения, формировать умение читать бегло, выразительно, правильно, составлять план, давать характеристику герою, пересказывать. Развивать речь,внимание, память, умение анализировать, сравнивать. Содействовать привитию любви к Родине, родному городу, животному и растительному миру, красоте степи.

Оборудование: Картинки «Степь по воспоминаниям», «степь сегодня», «степь вечерняя». Портрет Мухтара Ауэзова. Грамзапись песни Курмангазы «Золотая степь», «Мой Казахстан». Рисунки детей. Опорные таблицы по чтению
карточки-задания для работы в группе, таблички групп. Оценочные листы групп. Книга «Путь Абая». Словарные слова.

Ход: 1. Орг. момент

Психологический настрой.  1 слайд

Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад, прогнулись,
К солнцу потянулись.
На носочки встали, лучики достали.

2. Подготовка к чтению             2 слайд

 

а) Речевая разминка

Носит Сеня в сени сено

Спать на сене будет Сеня. (Шепотом, вполголоса, громче с убыстрением)
б)расширяем поле чтения.    3 слайд

Род зем
ник ли род
ной

(Родник земли родной)
– соберите слово из частей.
-что означают эти слова ?

– Что такое Родина?

– А наша малая Родина?

в)Какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?
(устное составление кластера)

Родители страна мой город
Родина
Казахстан аул степь

– Сегодня мы продолжим изучать творчество одного из казахских писателей М. О. Ауэзова.
3.Повторение.

– Вспомним,что мы знаем о Мухтаре Ауэзове? (Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной школе. Написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира)
– Ребята приготовили более подробную биографию автора, давайте их послушаем. (3 чел.)

– Какое произведение мы недавно прочитали? (Сирота)

– О чём это произведение? (М. Ауэзов писал о страданиях народа, его стойкости и терпеливости)
4. Сообщение темы, цели урока.         4 слайд

-Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Путь Абая»..Рассказ называется «Возвращение» .
-Вы должны знать содержание текста, уметь задавать вопросы, составлять план, давать характеристику герою, пересказывать, иметь представление о малой родине.

5. Первичное восприятие текста.

-открыли учебник. Стр.145
-консультантами будут…
-используем метод «пометок»-?
-читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.
( 0ткрываются вопросы по ходу чтения). 

Техника РАФТ: инсценирование 1 отрывка

1 отрывок Читает учитель до слов «Я поехал»
-какие вопросы интересуют?                            5 слайд

  1. Как мальчик ехал домой?
    2. Как воспринял рассказы о разбойниках?

    2 отрывок.Читает ученик до слов «в Есембае»
    -какой вопрос возник?
    1.Чем близка лощина Есембая? 6 слайд

    3 отрывокЧитает учитель до слов «Удержать его невозможно» 

    -какие вопросы можно задать?             7 слайд

    1.Какие краски степи видит мальчик?
    2 Какие сравнения использует автор?
    3.Какие чувства испытывает Абай?

    4 отрывокЧитают 2 ученика.
    – что интересует?                                    8слайд
    1.Вечерняя степь. Какая она?

    6.Беседа по первому впечатлению

    -понравился ли рассказ? чем?

-объясните название рассказа.
-о чем он?
– а кто главный герой?( Абай, который возвращается в родной аул из города, где
обучался в мусульманском училище –медресе.
7..Словарная работа.(консультанты)      9 слайд

Урочище-участок, который отличается от других. Например, лес среди поля.
Лощина-овраг с пологими склонами.
Сопка- небольшая гора с округлой вершиной, холм.
(слова на доску)
Бабки -детская игра в кости.
Буду учитывать ваши ответы.

8.Физминутка «Конь»

9. Вторичное восприятие текста. Моделирование плана.

Будем читать по частям, анализировать по вопросам. Выделять главную мысль, т.е. составлять план.
При моделировании плана обращаем внимание на черты характера главного героя.
1отрывок:прочитаем выборочно(1 ряд)

1.Как мальчик ехал домой? (встал рано, уговорил выехать рано, подгонял
коня, торопился в пути)

2. Как воспринял рассказы о разбойниках?(не испугался, вежливо ответил)
-устал ли ,ведь был в пути 3 дня?
-какой мальчик?(выносливый, смелый, настойчивый, вежливый)
– какая главная мысль? Как озаглавим?  Мальчик спешит домой

2 отрывок – чтение цепочкой по предложению-(2ряд)

1. Чем близка лощина Есембая? (веселился, бегал с друзьями на перегонки, устраивал скачки на жеребятах, играл в бабки.
-каким был Абай?(веселый, добрый, хороший друг)
-какая главная мысль? ^ Знакомая лощина Есембая

3 отрывок -.чтение вслух несколькими учениками(-3ряд)+оценивание

1.Какие краски степи видит мальчик? (желтые сопки ,зеленые луга,серебристый ковыль)
2.Какие сравнения использует автор?(бескрайняя степь, сказочное море,
вольная ширь)(таблица)
3. Какие чувства к степи испытывает Абай?(нежность, волнение, хочет поце-
ловать, нега в ветерке., родная, милая)

-какой мальчик?(внимательный ,любит природу, впечатлительный)
-главная мысль?  Любимая степь

4 отрывок чтение самостоятельное вслух+1 ученик у стола учителя.

-вечерняя степь. Какая она?(лай собак, крик пастухов, блеяние овец и ягнят,
топот копыт, скач на водопой, ржание жеребят, дым от костра)

-какие черты характера мальчика проявляются?(любит родной аул,
– почему же так волнуется сердце мальчика?(приехал домой на свою малую
Родину)

-как озаглавим?  Родной аул.
-какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)
-знаете ли вы ,как называется это чувство? (ностальгия)
-бывало ли у вас такое чувство?

Вы тоже вырастите, кто –то уедет учиться в другой город, страну.

10 Проблемный вопрос. Дебаты.            10 слайд

-Как вы думаете, трудно ли жить вдалеке от родины? Обсудите в парах . (1 минута)
Да, трудно: нет рядом родителей, друзей ,дома.
Нет, не трудно: новые друзья, привыкаешь, учишься.
-Что нужно делать, чтобы меньше тосковать ?
(показ символов) сотовый телефон для эсм, телефонная трубка, конверт, средства передвижения, встреча с друзьями.

11 . Музыкальная физминутка. «Мой Казахстан» 

12.Составление картинного плана.

– Мы с вами рисовали на уроках изобразительного искусства “Степь”.

-Какие рисунки подойдут к нашему произведению по отрывкам?
Вывод: получился картинный план, который поможет вам дома пересказать весь текст:

13.Рефлексия            11 слайд

Работа в группах.5 минут. Хожу, проверяю. Звучит фон Курмангазы «Золотая степь»
1 группа: Писатели- составить по опорным словам и картинке рассказ-описание «Степной Пейзаж»
2 группа: художники – нарисовать картинку степи
3 группа: поэты-акыны – Составить пятистишие о степи.
4 группа: помощники:- собрать пословицу, объяснить смысл
5 группа: психологи -дать характеристику Абаю.
6 группа: ученые :- подготовить сообщение об Абае Кунанбаеве

14.Заслушивание работ

На оценочных листах отметить ,какие группы понравились

Итак, для Абая родина-это степь, где расположен его аул.              12 слайд

– Современная степь велика и могуча ,как и много лет назад, но теперь на ее бескрайних просторах колосится хлебная нива .(показ картинки «хлебная нива»)

15. Домашнее разноуровневое задание.

1 уровень :пересказ по любому плану.
2 уровень: Напиши маленькое сочинение-описание «Пейзаж за окном моего дома»

17. Итог.
-О ком мы узнали?( об Абае Кунанбаеве, как он любит свою степь.)

-чему научились?(составлять план, пересказывать, давать характеристику.)

18.Оценивание.

1. Учителем.
2. По оценочным листам.
3. Вручение жетонов-сердечек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *