Внеклассное мероприятие «Занимательное черчение»
Жамалиева Дина Бакитовна
Учитель технологии и черчения
КГУ «Средняя школа №21»
г. Петропавловск
Цель: Формирование познавательной активности на уроках и во внеклассной работе по черчению.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес к предмету, активизировать знания по предмету.
- Развивать творческое, абстрактное мышление, пространственное воображение.
- Воспитывать внимание, умение работать с раздаточным материалом, в группах.
Форма проведения: конкурс.
Материально – техническое оснащение: презентация, карточки – задания, бумага белая, цветная, ножницы, карандаши, циркуль, линейки, булавки, маркеры, клей, ручки, геометрические фигуры, тесты, оценочные листы.
План:
- Введение. Организационный момент.
- Представление команд, жюри.
- 7 туров игры + игра со зрителями.
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
В игре участвуют две команды по 5 – 6 человек (один из них капитан), учитель в роли ведущего, члены жюри, подводящие итоги после каждого тура.
За каждый правильный ответ жюри начисляет до 5 баллов. Если команда не знает ответа, то может обратиться за помощью к своим болельщикам. Верные ответы болельщиков приносят команде 2 балла. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Представление членов жюри.
Упражнения для совершенствования координации движений рук:
- Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой – горизонтальные. Упражнение выполняйте на два счета.
- Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой – вертикальные взмахи вверх – вниз на два счета.
- Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Выполняйте на три счета.
- Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибая в локтевом суставе, другую – против часовой стрелке.
- Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу; правой рукой делайте движения вверх – вниз, левой – круговые во фронтальной около живота.
- Представление команд (название, эмблема).
Команды должны за минуту придумать название команды и оформить эмблему, используя предложенные геометрические фигуры.
- Разминка ума
Вопросы задаются одновременно обеим командам. Право ответа получает быстрее среагировавшая команда.
Вопросы:
- Что такое стандарт? (нормативный документ, который устанавливает единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности).
- Что называется сопряжением? (плавный переход от одной линии в другую).
- Дайте определение вида. (видом называется изображение на чертеже видимой части поверхности предмета, обращенной к наблюдателю).
- Какие размеры соответствуют формату А4 (210х 297).
- Название, какого инструмента, необходимого при выполнении чертежа, образовано от слияния двух тюркских слов, переводимых как: черный и камень? (карандаш).
- Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий (сплошная тонкая).
- Что такое чертеж?(документ, содержащий графическое изображение изделия или его части, по которому изготавливается, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие).
- Как называют чертеж, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов?(эскиз).
- В какой стране во II веке н.э. впервые стали делать бумагу, используя для ее изготовления стебли бамбука и луб шелковичного дерева. (Китай).
- Назовите единицу измерения в черчении. (мм).
- Реши задачу
Диагностика пространственного мышления (никакие чертежи при решении делать нельзя).
- Постарайтесь как можно живее представить себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями на три равные части. Кроме того, в нем проведены две диагонали. Представили? А теперь письменно укажите на отдельных листочках, на сколько частей разделен таким образом этот квадрат. (на 10 частей).
- В доме 4 этажа. На каждом живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы над Бобровыми и Смирновы под Бобровыми. Расположите семьи по этажам. Пользоваться при этом какими-либо зрительными опорами не разрешается. Ответ: 4 эт. Орловы, 3 эт. Бобровы, 2 эт. Смирновы, 1 эт. Ивановы.
- Коля выше Пети, а Сережа ниже Пети. Кто из трех мальчиков самый высокий? (Коля). Кто из них самый низкий? (Сережа).
- Какое получится геометрическое тело, если вращать вокруг боковой стороны прямоугольник? (цилиндр)
- Палку надо распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов?
(11 распилов).
- Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности? (квадрат).
- Представьте себе равносторонний треугольник. Каждая сторона, которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой линией. Какая фигура получилась? (трапеция).
- Что написано на чертеже
Беря по порядку номера проекций, отыщите соответствующие им наглядные изображения, выпишите слова, написанные рядом с ними и прочитайте фразу (приложение 1).
Ответ. 1. Леонардо да Винчи. 2. Чертеж – язык техники.
- Графическая работа
На формате А4 выполните чертеж полного изображения детали в масштабе 1:1. Нанесите размеры (приложение 2).
- Творческое задание
На листах формата А4 начертите, вырежьте, а затем склейте следующие
геометрические тела: куб: сторона куба 50мм; параллелепипед: ширина – 30 мм,
длина – 70 мм, высота – 50 мм; пирамида четырехугольная: сторона основания –
50мм, высота – 90 мм (папки с цветной бумагой, ножницами, карандашом, линейкой, клеем).
- Тест (приложение 3).
1 вариант | № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | Б | Г | А | В | А | В | Б | В | Б |
2 вариант | № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | Б | Б | Б | А | А | В | А | А | Б | Г |
Заключительное слово жюри; подведение итогов конкурса. Награждение участников. Жюри подводит итоги и объявляет команду победителей.