Разработка урока по литературному чтению. Уроки доброты в произведениях И.С.Тургенева «Перепелка» и Л.Н.Толстого «Старая лошадь» 6класс


Мухамадиева Айгул Жаксылыковна

Учитель русского языка средней школы №38 г. Актобе

Цель: Определить основную мысль этих  рассказов, познакомиться с новыми

литературными терминами, развивать  связную речь  путем   составления

полных  ответов  на  вопросы.

Задачи:1.Вырабатывать навыки осмысленного чтения. Составлять пересказ текста.

2.Развитиебеглого,выразительного и осознанного  чтения.

3.Воспитание доброты.Умения сопереживать окружающим,бережного

отношения кприроде.

Тип урока:Изучение нового материала.

Метод:словесный.

Оборудование:
Хрестоматия по внеклассному чтению «Родничок»,портрет И.С. Тургенева,
Рисунки птиц(перепёлки, дроф, куропатки, жаворонка).Фонохрестоматия «Голоса птиц»

Ход урока

1.Оргмомент.
Каждый день- всегда, везде
На занятиях , в игре
Смело , чётко говорим
И тихонько сидим.

2.Лексическая  разминка  .Чтение  скороговорок
Сперепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.

3.Определение цели урока
-Вы догадались, почему начали урок именно с этой скороговорки? «Перепелка» называется рассказ И.Тургенева.
-Понравился рассказ? Кого он взволновал ? Что именно?
Мы продолжим работу над этим произведением.

Цель урока: определить основную мысль этого рассказа, познакомиться с новыми литературными терминами, развивать связную речь путём составления полных ответов на вопросы.

4.Работа над анализом произведения.

1)- От имени кого ведётся повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика? Прочитайте первое предложение (От имени взрослого, который вспоминает своё детство)
*отцом на хуторе. Отец- страстный охотник. Трезор- охотничья собака .Умная, ловкая
*Почему рассказ называется «Перепёлка»? (Перепёлка-храбрая, старая птица, защитница своих детей)

  • В центре воспоминаний героя лежит описание какого случая? (Как перепёлка погибла ,защищая своих детей, т. е. случай с перепёлкой на охоте)
  • Можно ли сказать , что этот случай оставил глубокий след в памяти героя?(Он запомнил, потом вспомнил и рассказал, ч то мальчик даже плакал)
  • Этот случай изменил что-то в мальчике?( Он уже не мечтал об охоте, о ружье)
  • Как он относился к охоте? Используйте выборочное чтение.

Теперь расскажите своими словами.

  • Вспомните про охоту на дрофу.(Ему хотелось убить дрофу, что «после этого и жить не надо», обидно было мальчику, когда дрофа улетела.)
  • Вспомните , как он относился к жаворонкам? (Смотрел на них как на свою добычу)
  • Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой?(Жестокий, безжалостный)
  • Можно ли сказать, что из него вырастал такой же страстный охотник , как отец?

2). Деление рассказа на части (Проверка домашнего задания)

-Значит, всё в этом рассказе связано с этим случаем. То на сколько частей можно разделить его? (Три части)

-Часть до случая , описание самого случая, после случая.

-Какими словами начинается вторая часть?(с.9, последний абзац).Третья часть?(с.13 Но вот, что удивительно…)

-Какие названия дали частям? (выслушивание детей)

-Выберем самые удачные. Запишем в тетради.

1 часть. Мальчик мечтает стать охотником.

2 часть. Перепёлка спасает своих детей.

3 часть. «Не сделался настоящим охотником»

  1. Физкультминутка. .Упражнения для глаз.
  2. Ознакомление с литературными терминами.

1)В развитии событий , изображённых в литературном произведении, различают 3 момента:

  • Момент, когда наступает высшая точка напряжения в развитии событий, называется кульминацией.
  • Есть завязка. Это какой момент? Начальный момент)
  • Как называется заключительный момент? (Развязка)

-Запись терминов в тетради.

2)Прочитаем вторую часть рассказа. Определим кульминацию этого события.

  • -Чтение по «цепочке» на отметку. (4 ученика)
  • -Когда же наступила кульминация?(Перепёлка умерла, мальчик плачет)

3) В первой части мы видели мальчика безжалостного, которого и кровь убитых птиц не трогает. А в третьей части это какой мальчик? (Он изменился.

Ему очень жалко перепёлку, он плачет, хоронит птицу)

  • Что он думает об убийстве перепёлки? (Считает несправедливо убивать её. Ведь она мать , защищает своих детей)
  • При этом он как думает об отце и Трезор?(Обвиняет их про себя)
  • Этот трагический случай помогает раскрыть душу мальчика. Он в душе какой?(Добрый, ранимый)
  • Эти измене ния в сыне удивляют отца .Но он его понимает. В чём это видно?(Даёт ему похоронить перепёлку, не стреляет в старого перепела)
  1. Определение главной мысли рассказа.

1) Попробуем ответить: к акая же главная мысль этого рассказа?(Нужно беречь , любить всё живое, охранять природу.

-Какие качества в человеке помогают воспитывать этот рассказ?

(Доброту, умение сопереживать. Вам было жалко, вы волновались, переживали вместе с героем).

-Умение сопереживать- очень важное качество в человеке. И это очень нужно в наше жестокое время.

2)А что можно сказать о писателе? Как он относится к своему герою?

Положительно или отрицательно?(Он понимает, поддерживает во2 и 3 частях)

-Какой он сам человек?(Добрый1 , наблюдательный, любит природу)

-Рассказ написан каким языком?( Понятным ,простым)

-А читать было интересно?(Потому что очень выразительный язык)

-Возьмём для примера описание местности вокруг хутора(Чтение хором)

-Какие прилагательные? Какие сравнения?

-С. 8Какая птица на рисунке?

-Найдите строчки , относящиеся к этому рисунку. Есть ли средства выразительности?

(Пот градом лил и др.)

-Действительно автор-мастер русского слова. Он любил этот язык и говорил «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.»

-Произведение это художественное или научно-популярное?

3)Автор очень наблюдательный, хорошо знает природу, разбирается в птицах.

-Какие птицы встречается в рассказе?(Перепел, дрофа, куропатка, жаворонок, вальдшнеп-Все птицы кроме дрофы у нас встречаются.

-Дрофа быстро бегает. Живёт в степи, одна из самых крупных птиц в России .Находится под охраной. (Показ на рисунке)

-Перепёлка- из отряда куриных. В нашей стране населяет степи, поля , луга. Питается семенами растений, насекомыми Устраивает гнездо на земле в ямке среди хлебов и луговых трав. В гнезде 10 или больше яиц глинистого цвета. Самка сидит на яйцах очень прочно, не покидает даже при опасности. Птенцы до самого отлёта вместе сматерью. В случае опасности мать притворяется больной, старается привлечь внимание к себе, чтобы дать возможность птенцам скрыться.

-Какую характеристику можете дать перепёлке?(трудолюбивая, любящая, бесстрашная)

4) Прослушивание пения перепёлки. По фонохрестоматии.

-Как же можно узнать песню перепела?

5) Групповая работа- чтение отрывка по ролям.

-Отрывок: разговор мальчика с отцом.

-2 парты вместе -разделите роли, подготовьтесь

-Прослушивание групп.

  1. Чтение рассказа «Старая лошадь»

–Прочитайте выразительно описание старика Пимена.

–Какое чувство вызывает  в читателе писатель?
-Что испытывают  братья,катаясь на Воронке?

-Какое чувство вызывает у вас герой рассказа,когда онмучаетВоронка?

9.Составьте слова из букв слова «дружба».

-Довольны ли своей работой?

10.Домашнее задание.
-Выполнить рисунок ко второй части (кульминация)-

Составить рассказ о мальчике от третьего лица.

Скачать полностью…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *