Поурочный план по русской литературе 7 класс “А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”.


Дмитриченко Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы КГУ “Средняя школа-гимназия № 11”
при отделе образования г. Кокшетау

Уроки № 15-16

 

Тема уроков: Исторические прототипы героев трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Художественные  особенности «маленькой траге­дии» А.С.Пушкина.

 

Цель урока № 15:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с творческой историей создания трагедии, особенностями её сюжета, прототипами и художественными образами;
  • помочь учащимся понять трагичность судеб героев, проследить, как автор раскрывает общечеловеческую трагедию талантливой личности;
  • подвести к формулировке основной идеи трагедии-истории души, поражённой гордыней;

Развивающая:

  • развивать речь учащихся, логическое мышление, наблюдательность;
  • отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстом, умение сопоставлять, анализировать факты;

 Воспитательная:

  • способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на примерах классической литературы, музыки, кино.

Тип урока: урок- импровизация.

Методы:

Оборудование:

  • «Русская словесность» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, переработанное/Савельева В.В, Лукпанова Г.Г., Шашкина Г.З. – Алматы: Атамұра, 2012. – 352 с.
  • «Русская словесность». Христоматия: Для 7 класса общеобразовательной школы/Составители: В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. – 3-е издание, дополненное – Алматы: Атамұра, 2012. – 384с.

 

ХОД УРОКА

Бессильный враг – наш лучший друг,

                                                                                                          Завистливый друг – злейший из                                                                            наших врагов.

                                                                                              Чаадаев.

Есть три непобедимые вещи:
гений, доблесть, рождение.
Чаадаев.

Самое существенное — путь.

                                                                                               Гегель.

 

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Введение в тему. Подготовка к основному этапу урока.
  3. Вступительное слово учителя.
  • Каждому из нас с раннего детства знакомо и очень близко имя А. С. Пушкина. «Великий и желанный спутник, вечный современник, он всегда откликается на зов нашего сердца»,- так писал о нём известный литературовед Ю. Айхенвальд. И сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина. Мы знаем его как сказочника, поэта, прозаика. Но есть и другой Пушкин – удивительный драматург.

Я предлагаю вам совершить короткое путешествие в село Болдино Нижегородской губернии, где в сентябре 1830 года Пушкин написал 13 крупных произведений. Среди них 4 «маленькие трагедии» (как назвал их в одном из писем сам поэт) – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
Справка. Село Болдино принадлежало отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю его женитьбы – надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить всё быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось пробыть в деревне три месяца. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни поэта принято называть «болдинской осенью».

 

III. Повторение теории литературы. Блиц – опрос.
Среди замечательных произведений этого периода мы рассмотрим одну из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери». Но сначала вспомним некоторые литературоведческие понятия.

  1. Что такое драма?
  2. Род литературных  произведений,  написанных  в диалогической форме  и  предназначенных для исполнения актерами на сцене. 2. Литературное  произведение   такого   рода   с  серьезным  сюжетом,  но  без трагического  исхода.
  3. Назовите жанры драматургии. (трагедия, комедия, мелодрама, водевить)
  4. Что такое конфликт? (столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта)
  5. Средства создания художественных образов в драматическом произведении?

 

  1. IV. Усвоение нового материала.
  2. Творческая история трагедии.

а) беседа о Моцарте.

  1. Кто такой Моцарт?
  2. Какие факты из его биографии вам известны?
  3. Какой эпизод из жизни композитора использован в сюжете?

Нам необходимо познакомиться и со вторым прототипом пьесы – Сальери.

б) индивидуальное сообщение о Сальери.

 

Справка. Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с Моцартом, присутствовал на премьере его оперы «Дон Жуан» в 1788 году, где освистал постановку.
В основу сюжета произведения Пушкин положил историю о том, будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 30-летнем возрасте. Перед смертью был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, не раз каялся в своём преступлении. Вопрос о возможности этого злодейства остаётся не решённым окончательно. По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ именно злодея, чтобы ярче проступали черты высокого гения.

 

  1. V. Знакомство с героями пьесы. Просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери».
  2. VI. Дискуссия с чтением фрагментов. Работа в группах.

Вопросы для 1 группы.

  1. Почему трагедия начинается с появления Сальери?
  2. Что дают нам монологи Сальери для раскрытия его духовного мира?
  3. Отчего Сальери, едва явившись на сцену, начинает вдруг припоминать всю жизнь – с самого детства?
  4. Как Пушкин подчёркивает натужность занятий Сальери?
  5. Отчего он так часто уничтожает свои произведения?

 

Вопросы для 2 группы.

 

  1. Что вы можете сказать о Моцарте?
  2. Что определяет форму произведений Моцарта?
  3. Каков он в жизни и в искусстве?
  4. Как его характеризует Сальери?
  5. Что говорит о себе сам герой?

 

VII. Работа со схемой «Система образов».
Комментирование первой сцены.

а) просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери».

б) беседа по вопросам.

В трагедии появляется ещё один герой – слепой скрипач. Это фигура второстепенная.

– Какую роль он играет в развитии действия?

– Каково отношение к нему Моцарта и Сальери?

– Как меняется в лице Сальери?

– Что мучает его?
в) рефлексия.

Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением.

 

VIII. Сопоставление представлений учащихся и фрагмента мультфильма о финальной сцене трагедии.
а) инсценирование эпизода.

б) просмотр фрагмента мультфильма.

в) беседа.

  1. Каким вы представляете черного человека? Какие ассоциации он вызывает у вас? (звуки, краски, ощущения)
  2. Какова роль образа черного человека?
  3. В чем его конкретность и символичность?
  4. Почему Моцарт так сильно переживает после встречи с черным человеком?
  5. Как ему удается уловить ход будущих событий?
  6. Просмотрите фрагмент мультфильма и сравните с вашим восприятием.

 

  1. IX. Рефлексия.

 

Образ черного человека символичен. Это символ враждебного мира, который не понимает гения, подавляет его своей завистью и равнодушием. В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным гением, щедрым от своего таланта, человечности. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери.

Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.

 

 

  1. Работа со схемой «Конфликт трагедии».
    2. Прослушивание «Реквиема».
  2. X. Оценивание учащихся.

    XI. Домашнее задание.

Написать эссе «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *