Поурочный план по русской литературе 7 класс “А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”.
Дмитриченко Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы КГУ “Средняя школа-гимназия № 11”
при отделе образования г. Кокшетау
Уроки № 15-16
Тема уроков: Исторические прототипы героев трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Художественные особенности «маленькой трагедии» А.С.Пушкина.
Цель урока № 15:
Обучающая:
- познакомить учащихся с творческой историей создания трагедии, особенностями её сюжета, прототипами и художественными образами;
- помочь учащимся понять трагичность судеб героев, проследить, как автор раскрывает общечеловеческую трагедию талантливой личности;
- подвести к формулировке основной идеи трагедии-истории души, поражённой гордыней;
Развивающая:
- развивать речь учащихся, логическое мышление, наблюдательность;
- отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстом, умение сопоставлять, анализировать факты;
Воспитательная:
- способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на примерах классической литературы, музыки, кино.
Тип урока: урок- импровизация.
Методы:
Оборудование:
- «Русская словесность» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, переработанное/Савельева В.В, Лукпанова Г.Г., Шашкина Г.З. – Алматы: Атамұра, 2012. – 352 с.
- «Русская словесность». Христоматия: Для 7 класса общеобразовательной школы/Составители: В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. – 3-е издание, дополненное – Алматы: Атамұра, 2012. – 384с.
ХОД УРОКА
Бессильный враг – наш лучший друг,
Завистливый друг – злейший из наших врагов.
Чаадаев.
Есть три непобедимые вещи:
гений, доблесть, рождение.
Чаадаев.
Самое существенное — путь.
Гегель.
- I. Организационный момент.
- II. Введение в тему. Подготовка к основному этапу урока.
- Вступительное слово учителя.
- Каждому из нас с раннего детства знакомо и очень близко имя А. С. Пушкина. «Великий и желанный спутник, вечный современник, он всегда откликается на зов нашего сердца»,- так писал о нём известный литературовед Ю. Айхенвальд. И сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина. Мы знаем его как сказочника, поэта, прозаика. Но есть и другой Пушкин – удивительный драматург.
Я предлагаю вам совершить короткое путешествие в село Болдино Нижегородской губернии, где в сентябре 1830 года Пушкин написал 13 крупных произведений. Среди них 4 «маленькие трагедии» (как назвал их в одном из писем сам поэт) – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
Справка. Село Болдино принадлежало отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю его женитьбы – надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить всё быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось пробыть в деревне три месяца. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни поэта принято называть «болдинской осенью».
III. Повторение теории литературы. Блиц – опрос.
Среди замечательных произведений этого периода мы рассмотрим одну из маленьких трагедий – «Моцарт и Сальери». Но сначала вспомним некоторые литературоведческие понятия.
- Что такое драма?
- Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене. 2. Литературное произведение такого рода с серьезным сюжетом, но без трагического исхода.
- Назовите жанры драматургии. (трагедия, комедия, мелодрама, водевить)
- Что такое конфликт? (столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта)
- Средства создания художественных образов в драматическом произведении?
- IV. Усвоение нового материала.
- Творческая история трагедии.
а) беседа о Моцарте.
- Кто такой Моцарт?
- Какие факты из его биографии вам известны?
- Какой эпизод из жизни композитора использован в сюжете?
Нам необходимо познакомиться и со вторым прототипом пьесы – Сальери.
б) индивидуальное сообщение о Сальери.
Справка. Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с Моцартом, присутствовал на премьере его оперы «Дон Жуан» в 1788 году, где освистал постановку.
В основу сюжета произведения Пушкин положил историю о том, будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 30-летнем возрасте. Перед смертью был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, не раз каялся в своём преступлении. Вопрос о возможности этого злодейства остаётся не решённым окончательно. По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ именно злодея, чтобы ярче проступали черты высокого гения.
- V. Знакомство с героями пьесы. Просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери».
- VI. Дискуссия с чтением фрагментов. Работа в группах.
Вопросы для 1 группы.
- Почему трагедия начинается с появления Сальери?
- Что дают нам монологи Сальери для раскрытия его духовного мира?
- Отчего Сальери, едва явившись на сцену, начинает вдруг припоминать всю жизнь – с самого детства?
- Как Пушкин подчёркивает натужность занятий Сальери?
- Отчего он так часто уничтожает свои произведения?
Вопросы для 2 группы.
- Что вы можете сказать о Моцарте?
- Что определяет форму произведений Моцарта?
- Каков он в жизни и в искусстве?
- Как его характеризует Сальери?
- Что говорит о себе сам герой?
VII. Работа со схемой «Система образов».
Комментирование первой сцены.
а) просмотр эпизода из мультфильма «Легенда о Сальери».
б) беседа по вопросам.
В трагедии появляется ещё один герой – слепой скрипач. Это фигура второстепенная.
– Какую роль он играет в развитии действия?
– Каково отношение к нему Моцарта и Сальери?
– Как меняется в лице Сальери?
– Что мучает его?
в) рефлексия.
Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением.
VIII. Сопоставление представлений учащихся и фрагмента мультфильма о финальной сцене трагедии.
а) инсценирование эпизода.
б) просмотр фрагмента мультфильма.
в) беседа.
- Каким вы представляете черного человека? Какие ассоциации он вызывает у вас? (звуки, краски, ощущения)
- Какова роль образа черного человека?
- В чем его конкретность и символичность?
- Почему Моцарт так сильно переживает после встречи с черным человеком?
- Как ему удается уловить ход будущих событий?
- Просмотрите фрагмент мультфильма и сравните с вашим восприятием.
- IX. Рефлексия.
Образ черного человека символичен. Это символ враждебного мира, который не понимает гения, подавляет его своей завистью и равнодушием. В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным гением, щедрым от своего таланта, человечности. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери.
Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.
- Работа со схемой «Конфликт трагедии».
2. Прослушивание «Реквиема». - X. Оценивание учащихся.
XI. Домашнее задание.
Написать эссе «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта?»