Эссе на тему “Концепция – Я в педагогической практике”


Артёмова Галина Владимировна

г. Павлодар ГУ “Средняя общеобразовательная профильная школа №36

экологической направленности города Павлодара”

учитель начальных классов

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.

Толстой Л. Н.

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий

Главное — ладить с самим собой.

Вольтер

Потребность в поиске смысла жизни –  важнейшая потребность из всех существующих человеческих, потребностей, утверждают психологи. Между тем, традиционная школа не помогает ученику понять смысл жизни, а вкладывает в головы  учащихся лишь знания. Получается, что ученик оказывается в роли лампочки: его то включают, то выключают (при этом особенно не заботясь о желаниях и возможностях самой «лампочки»). А без мышления, без творческой инициативы и совместной деятельности как искать этот смысл жизни? Я стараюсь рассмотреть в каждом ученике его достоинства и таланты. Как говорил поэт:

« Взгляни горе в лицо, – тупа вершина,

А с боку посмотри, – она остра,

Иди к горе – она всё выше, выше.

А от горы – и ниже всё она».

Гора, в моём понимании – это ученик, которого можно и нужно рассматривать с разных сторон. Искать смысл жизни вместе с учеником в сотрудничестве, возможно, это и есть идеальные взаимоотношения ученика и учителя. Почему же тема, которую я раскрываю, является важной для меня в настоящий момент? Потому что я пытаюсь научиться видеть научный подход в обучении в моей профессиональной практике, обдумывая те способы и методы обучения, которые использую на уроках. Попытаться   найти связь между научными теориями и моей жизненной  практикой – вот цель моего эссе.

Итак, начну свою попытку… Познать самого себя и познать ученика нам помогает, как выяснилось, «Концепция – Я», которую начал развивать в 1968 году Аврам Маслоу, а получила она своё развитие в трудах Карла Роджерса.

Гёте говорил: «Как  познать самого себя? Отнюдь не созерцаньем, только действием. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». Действовать и не останавливаться на достигнутом – это значит постоянно учиться и меняться. Как мы ощущаем себя в качестве учащихся, что мы знаем и умеем делать, как взаимодействуем с социальной средой, каков уровень самоуважения и самоконтроля – вот те пять компонентов «Концепции – Я», из которых состоит наша жизнь.

Казалось бы, что научная основа в жизни человека и не заметна. Мы живём, наблюдаем за окружающим нас миром, боимся чего – то, хотим реализовать свои потребности в пище насущной и духовной, стремимся к признанию нашего «Я»  коллегами и друзьями. Оказывается всё это и есть «Пирамида Маслоу» – изначально,  биологические  и физические потребности, безопасность, чувство принадлежности и любви, потребность в уважении и, наконец, самовыражение.  Идти к вершине, а не катиться вниз, вот идеальное решение наших жизненных установок. Почему же это так?

«Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя»,- Марк Аврелий. Постараться реализовать свой потенциал, раскрыть свои возможности, значит достичь определённой вершины своего развития. И учитель каждый день ставит перед собой цели, которые стремиться реализовать. Как же идти по пути вверх к познанию и исследованию самого себя и своих учеников?

Ответ на этот вопрос мы можем найти у учёного Бандуры, который выделил четыре фактора формирования самоэффективности . «Ты — рудник, коль на поиск рубина идешь, Ты — любим, коль надеждой свиданья живешь. Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых: Все, что ищешь, в себе непременно найдешь!» Омар Хайям. Эти слова и выражают самоэффективность человека.

Опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природособразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю.

Говоря словами А.С. Пушкина « опыт – сын ошибок трудных и гений – парадоксов друг», мне хотелось бы перейти к понятию опыт.  Опыт – это совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. (толковый словарь Ожегова). Свой собственный опыт – собственные достижения – первый фактор самоэффективности. «Опыт освоения» – важнейший фактор, определяющий самоэффективность личности, потому что от того, как ученик освоил знания на уроке и с каким чувством он вышел из школы, зависит его восприятие самого себя. Если  ученик захотел  повторить свой успех, поделиться своим опытом с товарищами, значит цель моя, как учителя достигнута, ученик осваивает определённые компетенции. Он почувствовал победу над незнанием.   Достигнутый успех повышает самоэффективность, неудача понижает её. Детей нельзя обманывать пустыми похвалами и снисходительными поощрениями. Они могут принять искусственную поддержку их самоуважения вместо чего – то лучшего. ( с 131)

Если я хочу, чтобы ребёнок любил мой предмет, я сама должна любить, то что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребёнок любил учиться, я должна работать с ним в сотрудничестве. Если я хочу, чтобы ребёнок проявлял инициативу, я должна его увлечь.

Как часто мы думаем: «Если они могут это делать,  я тоже смогу это сделать». И это есть не что иное, как моделирование – «косвенный опыт» и является вторым фактором самоэффективности. Можно увидеть этот фактор в педагогической практике, влияние сверстников друг на друга. Если сверстник , который воспринимается как обладающий способностями , добивается успеха, это, как правило, повышает самоэффективность наблюдателя.(с 131)

Каким образом на уроке можно с  детьми моделировать «косвенный» опыт? Надо показать эталон, образец, чей-то жизненный опыт, чьи-то достойные и недостойные поступки. Например, в начальных классах это можно сделать на уроке литературного чтения, обсудив героя рассказа или сказки выявляя, те качества, которые ученик хотел бы развивать в себе. Быть похожим на героя – это не самое плохое качество человека.

Ну, и конечно же, все мы зависим от социума. Социальные убеждения – это третий фактор. Социальные убеждения связаны с поощрением или неодобрением. Если вспомнить анализ характеристики осторожной Салли, то именно эта девочка, несмотря на иллюзорную успешность, очень зависала от мнения учителей, т.е от социума. Большинство людей помнят случаи, когда что- то сказанное ими, изменило их уверенность. ( с132). В ходе моей практики были такие ситуации, когда тёплое слово учителя и поддержка с его стороны, просто окрыляли ученика,  из неуверенного в себе человечка,  ребёнок превращался в настоящего лидера. Положительные убеждения повышают самоэффективность. Для повышения самооценки у учащихся можно использовать различные педагогические и психологические приёмы: беседа, анкетирование, ролевые игры. Главное научить ребёнка работать в группе, помочь ему приобрести навыки общения, умения излагать свои мысли и чувства.

Стрессы, которые наши дети испытывают, приводят к физическим недомоганиям. Если ученик нервничает перед выходом к доске, т.е выступлением на публике, то при наличии низкой самоэффективности он может воспринять это как свидетельство собственной неспособности. Это и есть четвёртый физиологический фактор. Создать в классе здоровый и спокойный климат без стрессовых ситуаций, вовремя заметить проблемы,  которые могут возникнуть у ученика, физического и психологического характера, при необходимости обратиться за помощью к школьному психологу, вот те действия, которые предпримет мудрый и наблюдательный педагог, чтобы физический фактор отрицательно  не повлиял на уровень самоэффективности ребёнка.

Итак, подводя итог своим рассуждениям, я пришла к выводу, что «Концепция – Я» влияет на многие моменты нашей повседневной жизни.

А именно,  насколько ребёнок готов учиться и получать новые знания, как он хочет сотрудничать и взаимодействовать, как он себя чувствует в роли обучающегося, о чём мечтает, как планирует жить дальше, кем быть и для чего он учится. На всё это влияет его внутренний мир, его внутренние установки и убеждения,  которые реализуются через концепцию «Я» , через низкий или высокий уровень самоэффективности. Как учитель, я должна поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности, потому что в противном случае «Гадкий утёнок» так и не увидит величественные черты «Прекрасного лебедя».

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *