Трудовое воспитание как основа жизнедеятельности и социализации воспитанников детских домов


Истианиди Дмитрий Георгиевич

воспитатель

Пионерский детский дом

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада. В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение и мастерство. Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.

Для решения проблемы трудового воспитания в нашем  детском доме, педагоги делают все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время». Наша задача – передача воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких то результатов, необходимо вырабатывать и закреплять выполнение приобретенных навыков и умений.  А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам подход к трудовому воспитанию, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием – убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет. Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда  удовольствие и является одной из приоритетных целей социализации воспитанников и подготовке к профессиональной деятельности. Все компоненты трудового воспитания у нас в детском доме осуществляются поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности.

Первый этап является ознакомительным: происходит у каждого ребенка по мере поступления в детский коллектив, а именно в нашу группу. Этап начинается с момента, когда к нам в группу приходят дети, мы учим их бережному отношению к детскому дому с самого первого дня. Показываем множество поделок, рисунков, в летнее время теплицы, опытный участок на котором выращиваются овощи, цветочные клумбы и комнатные растения, выращенные руками таких же детей. Стараемся заинтересовать вновь прибывших в ручном труде, предлагаем им кружки по интересам.

Второй этап – деятельностный.

Почти все дети поступают в детский дом из неблагоприятных семей, не имея навыков по уходу за собой. Наша работа на этом этапе заключается в организации «собственного» труда.

Прежде всего мы приучаем детей к аккуратному исполнению санитарно-гигиенических норм (учим выполнять личную гигиену, умываться, причесываться),  ухода за одеждой, обувью. Правильно красиво и аккуратно заправлять кровать, гладить свои  вещи, делать мелкий ремонт (пришить пуговицу, петельку), стирать личные вещи.

Мелкие вещи, даже младшие учатся стирать самостоятельно. И если нужно пришить пуговицу – для этого не нужно бежать к швее, а следует попробовать самому.

В этих делах хорошо оправдывает себя система шефства старших воспитанников  над младшими. Эти, кажущиеся мелочи, имеют воспитательное значение, вырабатывают собранность, чувство собственного достоинства, а так же ответственности за другого человека.

Постоянные  напоминания о том, что это твой дом, и от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших на этом этапе. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, сложить вещи, т.д. Все эти простые поручения учат делать работу осознанно.

Третий этап поисковый или пробный.

На этом  этапе мы спрашиваем у воспитанника, что ты мог бы сделать полезного для нашего дома, чем ты хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, секций, познакомиться с работой в компьютерном зале, попробовать спеть в микрофон, под музыкальное сопровождение, выделяем склонность и интерес ребенка к чему-либо. В то же время закрепляем за ним обязанности в группе (полив цветов, уход за рыбками) часть территории (клумба, кустарники и т.д.) за которым, как объясняем, так необходим уход. Мы создаем множество возможностей проявить себя, предлагаем альтернативу противоправным делам, ребенку остается лишь сделать выбор.

Масса конкурсов, фестивалей, концертов. Дети на сцене чувствуют свою значимость, верят в свои силы, чувствуют себя уверенно и в жизни, общительны, культурны.

Четвертый этап – диалогово – регулятивный.

Он заключается в совместном контроле педагога и ребенка за деятельностью воспитанника и  открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением. Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.

И последний пятый этап – контролирующий заключается в комплексе мероприятий по стимуляции потребности у детей к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на  осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни и стремлению к разумному распределению денежных средств.

Старшие ребята хотят иметь свои деньги. Научить распоряжаться ими правильно еще одна не менее важная задача каждого воспитателя. Работают воспитанники выполняя посильные операции. Они учатся зарабатывать деньги и ценить труд, который нужно вложить, чтобы получить материальные блага.

Некоторые «спускают» сразу заработанное на безделушки, сладости. Некоторые покупают хорошие вещи, некоторые копят на дорогую покупку. Многие дети покупают и хранят вещи, которые будут нужны после выхода из детского дома.

Еще хотелось бы поделиться принципами формирования трудового сознания и трудовой активности нашего детского дома:

  1. Воспитанник  должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу детского дома(работа на участке, оформление детского дома , ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение территории).
  2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда и если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать  по принуждению, неохотно.
  3. Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива и дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
  4. Труд воспитанника  должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу.
  5. Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Если все указанные условия  будут соблюдаться, то труд для детей станет  весьма привлекательной деятельностью, будет вызывать у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности, составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

В нашем детском доме для активизации трудовой деятельности широко используется метод проектов, который позволяет усилить индивидуализацию обучения детей на основе личностно ориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют трудовые умения и навыки, которые формируются у детей в процессе освоения или специальных упражнений, тренировочных заданий и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов. В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом  передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо так же уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. В целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши  дети были адаптированы к современной жизни». Немаловажно и то, что в процессе всей работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.

Наш Пионерский детский дом для детей–сирот основан в 1935 году. Расположен в сельской местности на берегу реки Ишим и занимает площадь в 7,5 га. Из них учебно-опытный участок занимает 2 га. На этом участке  дети занимаются выращиванием овощей (томатов, огурцов, кабачков, капусты, тыквы, моркови, свёклы).

На территории детского дома есть фруктовый сад, плодово–ягодные участки, теплица 140м2 для выращивания рассады овощей, цветочная оранжерея и живой уголок.

Сотрудники и воспитанники детского дома ведут активную работу по улучшению экологической ситуации своего края, а также по здоровому образу жизни.

С 2005 года мы принимаем активное участие в реализации Государственной программы «Жасыл Ел». (Программа «Жасыл ел»Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2007 года № 958)

Участвовали в акциях и конкурсах проводимых на районных, областных и республиканских уровнях. Конкурс детских творческих работ «Природа вокруг нас», праздник «День Земли», экологический праздник  «День птиц», фестиваль экологического творчества «Природа – зеркало души», конкурс поделок «Вторая жизнь старых вещей», эколого-биологическая игра  “Экология и здоровье”. А также проводили экологические часы, беседы, лектории: «Отходам вторую жизнь», «Их нужно сохранить»,  «Сохраним родную природу», «Природа и мы»,  «Земля — бесценное богатство», «Узнай целебную траву», «Питание и здоровье»,«Этот опасный клещ», «Берегите птиц» и другие.

Приняли участие в широкомасштабной акции «Моё именное дерево», конкурсе «Лучший цветник».

За период с 2011 по 2016 годы высажено: берёз — 550 шт., сосен — 250 шт., елей — 15 шт., груш — 50 шт., тёрна — 20 шт., смородины — 150 кустов,  малины — 200 кустов. Воспитанниками и педагогами было разработано 60 проектов по экологическому воспитанию.

2012 год — было написано 18 проектов. Участие в Республиканском конкурсе «Детский бизнес — проект по экологическому образованию для устойчивого развития». В
номинации «Практические работы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью», получили грант на реализацию проекта «Дом в котором я живу» руководитель Ковтун Н.В. в размере 98 000 тенге.

2013 год — было написано 16 проектов, которые приняли участие в Республиканском конкурсе «Детский бизнес — проект по экологическому образованию для устойчивого развития», были выбраны два лучших проекта «Зеленый пояс» и «Очистим землю от мусора», на реализацию этих проектов был вручен сертификат на сумму 95 000 тенге.

2014 год – было написано 12 проектов, которые приняли участие в Республиканском конкурсе «Детский бизнес — проект по экологическому образованию для устойчивого развития».

году — было написано 14 проектов, которые приняли участие в Республиканском конкурсе «Детский бизнес — проект по экологическому образованию для устойчивого развития», были выбраны два лучших проекта «Куриный двор» и «Экологический марафон» , на реализацию этих проектов был вручен сертификат на сумму 190 000 тенге.

12 мая 2016г. воспитанники КГУ «Пионерский детский дом» приняли участие в областном форуме «Шагын ЭКСПО-2016» «Казахстан – моя страна», посвященном международной выставке «ЭКСПО-2017». Форум проходил в здании областного казахского драматического театра им.С.Сейфуллина.

Воспитанники нашего детского дома на данном форуме представили свои проекты: Шилов Алексей выступил с проектом «Зеленая экономика. Фитодизайн», руководители Крюкова Л.Г., Ермолаева В.Н. Пашков Кирилл с проектом «Универсальное природное удобрение», руководители Исхакова Е.Г., Федосов А.В. Мордухович Светлана защищала проект на тему «Скажем мусору нет», руководители Исхакова Е.Г., Шахворостова О.В.

По результатам форума наши воспитанники и руководители проектов были награждены сертификатами участников, а проект «Скажем мусору нет» был отмечен дипломом III степени.

С 12 по 15 июня 2016г. наши воспитанники представляли свои работы на Республиканском конкурсе детских и молодежных экологических проектов «Water in Aul» по практическому внедрению водосберегающих технологий на селе и развитию бизнес-территории. Шилов Алексей выступил с проектом «Живинка», руководители Баландюк А.И., Черевичко С.С.

Мордухович Светлана защищала проект на тему «Драгоценная капля», руководители Исхакова Е.Г., Исакова В.В., Исхаков А.А.

Победителям и руководителям проектов были вручены грамоты, благодарственные письма и сертификаты на грант. Наши воспитанники успешно защитили свои проекты и выиграли гранты на общую сумму 250 000 тенге.

Процесс социализации и процесс воспитания, в том числе трудового, в детском доме — это единая педагогическая система, взаимосвязанная и взаимообусловленная.

Главное как мне кажется – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *