Открытый урок “В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»


КГУ «Партизанская средняя школа»

 РАЗРАБОТАЛА УРОК: Басалаева Нина Федоровна

Самоанализ урока
Скачать презентацию

Цель урока:

Формировать умение работать с текстом, отрабатывать навыки чтения целыми словами.

Задачи:

-создать условия для знакомства с новым произведением, автором, повторить, что такое сказка, виды сказок, композиционные части сказки;

– формировать умение работать с текстом.

-развивать умение читать выразительно, бегло, учить объяснять пословицы, расширять словарный запас.

-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение  к животным.

-Формировать навыки учебной деятельности учащихся,   развитие  творческих способностей, формирование интереса к изучению литературного чтения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, беседа
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная,  групповая,  парная, Индивидуальная

Оборудование: проектор, компьютер,презентация, учебник, портрет В.В. Бианки, книги В.В. Бианки «Лесная газета» «Кувырок», иллюстрация  к сказке, пословицы, карточки с заданием, карточки со словами , картинки с животными, 2 цветных карандаша (красный и зелёный), медальки за работу, смайлики.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

– Начинаем наш урок.

– На улице холодно, наступила настоящая зима. Чтобы нам было комфортно и уютно давайте поприветствуем наших гостей улыбкой и подарим друг другу и нашим гостям теплоту своих сердец через наши  улыбки.

–  В народе о зиме есть такое выражение: « Береги нос в большой мороз».

Предлагаю разогреть нос, помассировать ушки, растереть щеки.

– Садитесь.  – Начинаем наш урок.

– Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  • В цветочном магазине (слайд 1)
  • Вспомним вы у меня маленькие медвежата, просите меду и

молока     (слайд 2)

  • Жужжащее чтение предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами
  1. Проверка домашнего задания.

    Технология «Авторский стул»                                                                                     Сочинить свою сказку, рассказ, веселую рифму тема была свободной 2-3 сказки (медаль «Какая я умная!», «Какой я умный!»)

  1. Актуализация знаний.

-Назовите самый древнейший жанр у.н. т (сказки)

-Что  такое сказка?

-Виды сказок ?

-Кто сочиняет сказки? Если народ, то они будут называться…

-Тогда другие сказки будут называться ?… (авторские)

 

  1. Работа в группах

-Из каких композиционных частей состоит сказка?

-Откройте конверты и  определите правильно композиционные части.

Конверт №1  (части на доске перевернуты для проверки)

1) Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!

2 Лиса и муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая лиса
каждый день жаловалась, что у неё болит то живот, то голова, и уходила, чтобы
полакомиться кумысом.

3)  Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

КОНЦОВКА

 ПРИСКАЗКА

 

 

ЗАЧИН

Проверка 1 группа читает присказку, вторая зачин, третья концовку (и на доске располагают каждую композ. часть)

-Почему дырочка  здесь? (нет композиционной части  повествования)

  1. 6. Обобщение.

-Что мы только что повторили?   Слайд 3

7.Сообщение темы и целей урока

– Как вы думаете, чему же мы посвятим наш урок?

– Определить тему урока.(Конечно ,знакомству с новой сказкой)

– О ком или о чём мы сегодня будем читать, вы узнаете, когда отгадаете Загадки.(отгадки-картинки  вывешиваю на доску)

Юля.

  1. Какой зверёк опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает

Мышек хватает?    (Лиса)

Учитель

  1. Может плавать и нырять

Может в небе высоко летать

Идет в перевалочку , спотыкалочку

Произносит кря-кря! (Утка)

– О ком же мы будем читать? Правильно, мы будем читать  сказку В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»

Слайд 4

– Раз у сказки есть автор  то  она …

-Почему с большой буквы Лис и Уточка? (Олицетворение)

-Давайте вспомним еще в каких сказках героем является лиса? (Лиса и волк, заюшкина избушка, лисица и дрозд, лиса и муравей (казахс. сказка), лиса и журавль,  кот, петух и дрозд.)

– Посмотрим  слайды  с  5 – по 10

– И почти во все сказках, герои оказывались жертвами лисы. Я сказала почти….почему ? Какую сказку  вы читали, в которой было наоборот.

8.Кратко познакомимся с автобиографией автора.       Слайд 11, 12

(сообщение  об авторе  подготовила  Лера)

  1. Виталий Валентинович Бианки. Он родился в Петербурге(ныне Санкт-Петербург) в семье известного учёного-биолога. Вся обстановка, окружавшая с детства будущего писателя, пробуждала в нём живой интерес к родной природе.  ОН с детских лет привык вслушиваться и всматриваться в природу, научился видеть и понимать её жизнь. Свои наблюдения за жизнью леса, его обитателями, свою любовь к природе он передал в многочисленных произведениях. А всего им написано более 300 произведений для детей. Это рассказы, сказки, повести.
  2. -Слайды 13, 14, 15. 

– Это небольшая часть книг которые он написал.

  1. Слушание сказки (аудиозапись) . Сразу поставлю цель если встретятся незнакомые слова или выражения запомнить и обязательно спросить что они обозначают и к каков жанр произведения

Понравилась сказка?

-Каков жанр произведения?.
– О ком рассказывает автор?

-Какие непонятные слова или выражения вам встретились?

  1. Подготовка к чтению сказки.

-Сейчас мы будем читать сказку. Сначала потренируемся в чтении сложных слов  .  

  1. Словарная работа. Слайд 16
    у-тя-тин-кой раз-до-бу-дусь (достану) ,

вспо-ло-ши-лась(встревожилась,забеспокоилась)

« Стая поднялась на крыло».

у-то-пи-лась,

здо-ро-ве-хонь-ка

     Ключ бьёт из-под земли.

1.Ключ – это родник, источник, ручей. Это выход подземных вод на    поверхность.

2.Можно предположить, что кто-то потерял ключ и он бьёт(стучит), чтобы его заметили.

      Полынья.

1.Пространство чистой воды в ледяном покрове реки. Образуется в местах, где выходят подземные воды.

ключ, полынья в «Сундучок новых слов»

-Легко ли буде нам читать ее по ролям? Конечно нет ,повествование сказки написана в виде монолога (от одного лица)

12.Работа над произведением.

а) Чтение сказки.

По ролям подготовленными  детьми. (Автор , Лис , Уточка)

-Что заметили?

б) Проверка первичного восприятия.

1- Какое чувство вы испытывали при чтении? Почему?
2- Какой момент вам запомнился? Почему?

3- У кого из вас возникло чувство тревоги за уточку? Почему?

4-Думали ли вы о том. что сказка может закончиться грустно? Почему?

5-Что помогло спастись уточке? (смекалка и находчивость)

– Нам тоже сейчас понадобится находчивость и смекалка, для этого немного отдохнем, отдохнут наши глазки и голова

в) физкультминутка. (Гимнастика для глаз)  слайд 17

 (перейти на 18 )

Ребята, кто из вас догадался  сколько частей в сказке?

-Сколько раз менялась картина происходящего?

 -Ребята, в какое время года началась эта история ? (осень) слайд 19

-Какого времени года ждал лис? Почему? (зимы) слайд 20

-Почему больше лис не приходил на озеро? (он подумал что она утопилась)

-А когда отправился ? (весной) слайд 21

-Обрадовался Лис когда увидел уточку?

Найдите в тексте и прочитайте

-Что мы только что доказали?(что в сказке 3 части)

г) Работа с иллюстрацией
– Обратим внимание на иллюстрацию. Соответствует иллюстрация сказке?
– К какой части подходит, найдите этот эпизод и зачитайте.
-Кто положительный герой сказки?

– Кто отрицательный?

-Молодцы!

– Для работы в парах понадобится два карандаша зеленый и красный

-Открываем тетрадочки стр 25. Работаем в парах, выбрать слова которые характеризуют уточку  и лиса

Трудолюбивая

Догадливая

Умная

Весёлая

Злая

Добрый

Хитрый

Ласковый

Коварный

Печальный

– Проверим. (Большие карточки со словами прикрепляются под картинкам с животными

д) работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы, подходят они к сказке?

Плохи дела – где сила без ума.

Смекалка и ум к победе ведут.

– Как вы их понимаете? Объясните смысл пословиц.

– Понравилась сказка, чем?

-Какова главная мысль сказки?

13.Обобщающая беседа.

-Проведем обобщающую беседу в виде теста
М
– Почему «Хитрый Лис и умная Уточка» сказка, а не рассказ?
О –  Какая уточка в сказке?

Л –  Какой лис в сказке?

          О –  Кто в сказке положительный герой , а кто отрицательный?

           Д – Какая главная мысль сказки?

( Если ты хитрый, то не значит что ты умный )
           Ц –  Быть хитрым (коварный), по-вашему, как, хорошо это или плохо?

А    можете привести примеры хитрости из жизни.
         Ы – Кто написал сказку? Что еще запомнили про В.В. Бианки?

– Какое слово получилось. Прочитаем вместе.

14.Домашнее задание.
Перечитайте сказку, подготовьте краткий пересказ и в тетради для творческих работ напишите синквейн  1 вариант к слову лиса, 2 вариант к слову уточка. Придумайте и расскажите, как ещё могла бы закончиться сказка?. Подумайте как бы вы озаглавили  каздую часть сказки

  1. 15. Итог урока.
    – Произведение какого писателя читали?
    – Как называется?
    – Захотелось ли вам прочитать и другие произведения этого автора?
  2. 16. Рефлексия – Вам понравился урок?
  • привлек меня тем…
  • показался интересным…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…

Смайлики

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *