Повторение «Имя существительное»
Зиль Ольга Григорьевна
Учитель начальных классов
КГУ «Новомихайловская средняя школа»
Цель: обобщение и углубление знаний учащихся об имени существительном.
Задачи:
1.Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам, по падежам, выполнять синтаксический разбор предложения, определять постоянные и непостоянные признаки.
2.Развивать интерес к предмету, к учебному материалу, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма.
3.Воспитывать трудолюбие, самоконтроль.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями .
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок. Слайд 1
Начинаем наш урок.
Радость Слайд 2
Как сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский, учебный труд должен быть радостным, должен быть источником счастья для детей. И мне
хочется, чтобы этот класс сейчас озарился счастливыми детскими улыбками.
У. От чего мы испытываем радость? ( От хорошего настроения, от результатов своей работы)
Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Подберите однокоренные слова . ( Радостный, радостно, радовать)
Ребята, я вам желаю испытать радость от сегодняшнего урока.
Если вы хорошо будете работать на уроке , то на сердце у вас будет радостно и вы порадуете всех нас.
Какой у нас сейчас урок?
– С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы.)
– Давайте откроем тетради, запишем число, Классная работа. Слайд 3
– Ребята, скажите, какой праздник приближается? (Новый год)
– Что это за праздник?
– Без чего не бывает Нового года?
II. Коммуникативная атака
Я к вам по поручению Деда Мороза. Он шёл к вам через Дремучий лес с мешком подарков, но по дороге зашёл в гости к лесным жителям и у кого-то из них забыл подарки.
Помогите старику, пройдите его дорогой, отыщите мешок. А вам в помощь Дед Мороз оставил карту, на которой отметил дома жителей леса, у которых он гостил. Поможете, ребята?– Счастливого пути! Слайд 4
– Ну что, ребята, поможем? (Да)
I. Сообщение темы и цели урока.
Во время поиска мы с вами повторим всё, что мы знаем об имени существительном
– Тогда вооружимся знаниями и в путь!
III. Работа над темой
– Отправляемся в путешествие!
– Посмотрим на карту – чей же домик стоит у нас на пути первым? (Дом Кота Матвея) Слайд 5
– Зайдём-ка к нему!
– Что мы ищем? (Подарки)
У него к вам задание.
–– Что вы знаете об имени существительном? (Ответы детей)
– Молодцы.
– Кто же следующий на нашем пути?
– С Бабой-Ягой нам будет непросто… Слайд 6
– Что же она от вас хочет?
–Выполнить словарный диктант Слайд 7
М . РОЗ,ИН . Й,С . НИЦЫ.СН . ГИРЬ,К . НЬКИ,П .ЛЬТО, С.РЕБРО, ПР . РОДА,ОБЛ . КО,С . СУЛЬКА
– Эту работу вы выполните самостоятельно в тетрадях.
– На эту работу вам 2 минуты. Время пошло.
– Какие слова выписали?
– А чтобы окончательно задобрить Бабу-Ягу, нужно определить у существительных род.(устно)
– Справились с заданием? Да.
– Но Баба-Яга хитрая, она нас не отпускает. Хочет, чтобы вы придумали предложение со словом ёлка и выполнили синтаксический разбор. Слайд 8
На ёлке висят разноцветные игрушки.
IV. Физминутка Танец со снеговиком Слайд 9
V. Работа над темой
– Что же дальше?! Мы оказались снова на дороге! Слайд 10
– Какая Баба-Яга плохо воспитанная – закрыла за нами дверь! А зачем мы вообще у неё были? (Искали подарки)
– Баба-Яга знала, что у неё нет мешка с подарками и обманула нас!
– Раз у Бабы-Яги подарков не оказалось, что делаем дальше? (Идём к Лешему) Слайд 11
– Ой… Леший очень опасен! Он запутывает людей, наверное, и нам не поздоровится! Страшно, ребята? Может, повернём, пока не поздно? (Нет)
– Тогда вперёд! Что же приготовил для нас коварный Леший?
– А Леший зашифровал слова, допустил в них ошибки. Мы должны найти и исправить их. Слайд 12
– Каждый ученик получает листочки с заданием.
Ярко светило сонце. По снегу про бежала хитрый леса. Она почюяла слет птичьки.
Следующее задание Лешего. Слайд 13
-По инструкции надо определить грамматические признаки слов.
(Учитель направляет детей вопросами: какая часть речи, какие постоянные признаки и т. д.)
– Ура! Мы нашли мешок с подарками! Слайд 14
Какие молодцы!
Задание следующее: Просклонять имя существительное Зима. Слайд 15
Зим
а
Задание Слайд 16
Выполнить тест
1. Что обозначает имя существительное?
Действие, признак предмета, предмет.
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Кто? Что? Какой? Что делает? Как?
3. Найди существительное:
Прыгает, лёгкий, гриб, водный.
4. Найди одушевлённое имя существительное:
Паровоз, мир, ворона, лодка.
5. Подчеркни неодушевлённое имя существительное:
Окуни, дерево, птицы, грачи.
6. Образуй множественное число:
Лёд- ,
поле- ,
7. Подчеркни существительное единственного числа:
Помидоры, огурцы, тарелка, вагоны.
8. Найди существительное женского рода:
Капитан, зеркало, полотенце, посуда.
9. Найди существительное мужского рода:
Человек, солнце, картофель, тетрадь.
10. Найди существительное среднего рода:
Заяц, какао, волшебник, огород.
VI. Подведение итогов.
– Какой продуктивный у нас был урок! И Деду Морозу помогли, и подарки нашли, и поработали на славу!
– Давайте вспомним, что повторяли на сегодняшнем уроке?
Составим кластер «Имя существительное». ( используем программу Флипчарт)
– Молодцы, ребята.
– А кто вам подарки-то нёс? (Дед Мороз) Слайд 17
VII.. Рефлексия.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Слайд 18
Раскрасить нотку зелёным цветом, если считаешь, что ты:
-я молодец, был активным. Я всё понял.
– Я могу работать лучше. У меня всё получалось. (Жёлтым цветом)
– Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. (Красным цветом)
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно:
В огромном море- море слов-
Купаться ежечастно!
Слова, слова, слова…
Ребята я хочу сказать вам одно очень хорошее слово. Оно спряталось здесь.
C М П А О
Л С О Д
П Ц Ы А
А П С !
Уберите буквы, которые повторяются трижды.
Молодцы. Вы у меня все молодцы! Все старались и трудились.
VIII.Домашнее задание
– Сделайте Деду Морозу приятное, ребята – дома напишите письмо ему! Он будет очень рад получить от вас письма!