Факультативное занятие «Русский литературный язык в современном обществе»


Сарсенбаева Жанна Айтбековна
учитель русского языка и литературы КГУ «Основная средняя школа-интернат№22», г.Караганда

Цель: дать представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, о всестороннем  развитии личности школьника путем приобщения к культурному наследию и духовным ценностям  русского  народа.

Задачи:

привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка;

способствовать развитию интереса к русскому языку;

воспитывать бережное отношение к слову;

развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи; побуждать    к самостоятельной работе со словарями.

Оборудование:

высказывание К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности»;

чёрные стрелки с названиями «врагов» русского языка; запись песни группы «Корни»  «Ты узнаешь её…»; словари русского языка.

Подготовка:

изготовление чёрных стрелок с надписями «Неоправданное употребление иностранных слов», «Слова-паразиты», «Молодёжный сленг», «Варваризмы», «Канцеляризмы», «Бедность словаря».

Ход урока:

Ученица: Уважаемые учителя, дорогие гости, друзья! Мы приветствуем вас на первом заседании общества любителей русского языка. Что же заставило нас объединиться и выступить сегодня в защиту русского литературного языка? Случай. Однажды на перемене учитель попросил: «Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, слова-сорняки. Сколько слов останется в вашем обиходе?» Что было дальше? Наступила тишина. Мы не знали, что сказать.

Учитель: Наверное, это было бы смешно, если б не было так грустно, как сказал классик. Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы, читатели Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Достоевского, Есенина и Цветаевой, право так бездарно относиться к русской речи, позволять глумиться над литературным языком? Сегодня речь пойдёт о врагах литературного языка и о нашем отношении к нему. Вам предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык вы, поколение 21 века, передадите потомкам. (Звучит классическая музыка)

Ученик: « В  дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык…»    (музыка смолкает)       Мог ли предположить Тургенев, что в начале 21 века наш «великий и могучий» язык окажется в таком  катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?

Сценка.  Ученик и ученица.

– Димка, ну чё, прочитал?

– Прочитал.

– Прикольно или стрёмно?

– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничё так прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

– Вот лох!

– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

– Ух, ты!

– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче…  А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог А.С.Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

Засим расстанемся, прости!

Ученик: Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов».    (Приклеивает на доску чёрную стрелку с надписью «Молодёжный сленг».)

Учитель: Убогость языка отражает убогость мышления. Полистаем ваши сочинения. Речевые ошибки, смешение стилей, неоправданное употребление просторечных слов. «После войны люди стали восстанавливать разруху», «Мцыри, любимый идеал Лермонтова, во многом смахивает на самого поэта».  А вот ещё одно высказывание: «Приятно слушать грамотного человека, который сумел совладать со своим языком и направить его в нужное русло».

1 Ученица:  Что там сочинения! Давайте послушаем, как звучит пересказ фрагмента из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя о способности Чичикова поддерживать любой разговор.

2 Ученица: (пародирует) О чём бы разговор ни был, Чичиков всегда говорил, если говорили о лошадях,  он тоже как бы говорил о лошадях, если говорили о собаках, он тоже говорил как бы о собаках. Он говорил то, что казённые палаты он знает, то, что проделки их тоже знает. Говорил о бильярде, потом о добродетелях, потом как бы про вино говорил. Короче, он про всё знал и говорил. Играя роль такой ученицы, я пыталась продемонстрировать ещё одного врага – бедность словаря. ( приклеивает на доску стрелку с надписью «Бедность словаря»)

1 Ученица: А вот этот же фрагмент у Гоголя.

«О чём бы разговор ни был, он (Чичиков) всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показывал, что ему не безызвестны и судебные проделки, было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели  рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках  и чиновниках – и о них он судил так, как будто сам был и чиновником, и надсмотрщиком».

Учитель: Вопрос классу: сколько синонимов к слову «говорит» подбирает автор «Мёртвых душ»?   (восемь синонимов к слову «говорит» подбирает Гоголь: умел поддержать, сообщал,  трактовали,  показывал,  не давал промаха, рассуждал,  знал прок,  судил)

Наша ведущая сыграла роль ученицы, речь которой не только бедна, но и засорена словами – паразитами, словами – сорняками – «как бы», «то, что». К ним можно добавить «так вот», «значит», «так сказать». ( приклеивает на доску стрелку с надписью «Слова – паразиты»)

А вот те же самые ученики, речь которых так бедна, становятся взрослыми. Как они выглядят при исполнении служебных обязанностей?

Сценка «Милиционеры».

Два ученика в милицейских фуражках работают с бумагами. Раздаётся телефонный звонок.

– Да! Алё! Нет. У меня нету время.

Кладёт трубку. Работает. Снова телефонный звонок.

– Да… Я же сказал: у меня нету время.

Бросает в сердцах трубку, говорит второму милиционеру:

– Звонят, звонят. Не дают документы оформить.

– Что там у тебя?

– Утопленник. Не знаю, как дело назвать.

– Назови «Убийство».

– А вдруг не убили?

– Тогда «Самоубийство».

– А вдруг убили? Назову дело так: «Дело об утопатии».

– По-моему, такого слова нет. Напиши: «Дело об утонутии».

– Нет, не звучит. Назову так: «Дело о добровольном вхождении в воду и невыходе из неё».

– Здорово!

Встают, собирают бумаги на столе. Первый напевает «Наша служба и опасна, и трудна…» Обращается к зрителям:

– Ребята, во время сценки я допустил речевые ошибки, назовите их!

Ученики: В слове «звонят» ударение падает на последний слог; «нету» – правильная форма «нет»; «нету время» – нужно «нет времени»; а также ошибочны образования «утонутие, утопатие».

Учитель: Правильно. Фраза «Умерщвление произошло по причине утонутия» принадлежит А.П.Чехову, который пародировал канцелярский стиль. Канцеляризмы так незаметно вошли в нашу речь, что мы их даже не замечаем. Канцеляризмы – враги литературного языка, лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности. (приклеивает на доску стрелку с надписью «Канцеляризмы»)

А речь высокопоставленных особ разве не заслуживает внимания?!

Ученик – Депутат:  (трибуна, микрофон)

– Господа  депутаты!  В связи с вышеизложенной  ратификацией релятивистского консенсуса, а также  транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге.

Учитель: Э-ка, завернул! Сам-то понял, что сказал?

Ученик – Депутат:  Нет, не понял. Но знаю, что этот враг называется «Неоправданное употребление иностранных слов». ( приклеивает на доску стрелку с такой  надписью )

Учитель:  Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»;  «электорат» –  «народ»;   «легитимный» –  «законный».  Наше слепое  подражание Западу  наносит  непоправимый вред русской речи.  Я, конечно, не призываю совсем отказаться от заимствованных слов, ещё В.Г. Белинский справедливо писал: «В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество понятий и идей. Подобное явление не ново, но неудачно придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, а решительно хуже иностранного слова».  Например,  В.И.Даль  придумал  слова «мироколица, колоземица» (атмосфера), «ловкосилие» (гимнастика), «небозём» (горизонт),  «рожекорча» (гримаса), но они не закрепились в русском языке, не вошли в его словарный запас.

Ученик: Продолжая тему неоправданного употребления иностранных слов, хочу добавить, что такие слова, как «блокбастер», «бестселлер», «хедлайнер» и т.п. в англо-американской среде обозначают понятия рыночной экономики, коммерции, у нас же эти слова входят в русский язык как понятия искусства, стирая при этом подлинную ценность духовной культуры. К тому же подобные слова ещё не освоены русским языком, они  сохраняют свой «иностранный» фонетический и графический облик, часто пишутся латинскими буквами и являются варваризмами, т. е. иностранными вкраплениями в русский текст. Варваризмы – тоже враг русского языка. (приклеивает на доску стрелку с такой  надписью)

 

Ученица: Если уж речь зашла об искусстве, мы хотим сказать, что большое количество жаргонизмов, слов сниженной лексики, просторечий проникли в тексты эстрадных песен: клёвый, зажигают, «а крутой-крутой продюсер на тебя, видать, запал». С помощью сленга авторы таких песен хотят стать своими для молодёжи, привлечь подростков; создаётся эффект подстраивания  под аудиторию невзыскательную, с низким уровнем общей и речевой культуры. Небрежное обращение с литературным языком приводит к созданию бессмысленных, нелепых образов.  (включает песню группы «Корни» «Ты узнаешь её…»)

Ученик: Да, женская красота во все времена вдохновляла поэтов, писателей, музыкантов. В 21 веке юноши поют о девушке, вероятно, красивой, которая «любит пугливую… речь» и у которой «колосятся изумрудные брови». А вот что сказал Шекспир о женщине, не отличающейся необыкновенной красотой, но нежно любимой:

Ее глаза на звезды не похожи

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель:  Я сейчас подумала, может быть, мы зря волнуемся, и русскому литературному языку не угрожает забвение?  Нет, язык просто необходимо защищать. И мы ещё о многом не сказали.  Например, о языке рекламы: «наслаждайся»,  «дуйте на распродажу»,  «сникерсни».  Последнее слово – мутант, оно не соответствует ни одному способу образования слов в русском языке.  Но если нельзя без рекламы, то давайте рекламировать друзей русского языка. Это словари!

Реклама 1.  Мальчик увлечённо читает какую-то книгу, периодически восклицает: «Не может быть! Вот это да! Кто бы мог подумать!» Его зовёт друг на футбол, отказался. Девушка – в кино. Отказался. Голос: «Юра! Хочешь «Лейс»?  Мальчик: «Кто сказал «Лейс»?   Борется с желанием, но отказывается и снова погружается в чтение книги. Голос за кадром: знаете ли вы, почему Юра отказывается играть в футбол, не хочет смотреть кино?  Юра: «Я читаю орфографический словарь!»

Реклама 2.  Ученица: Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном?  Хотите?  Тогда с этимологическим словарём иду к вам!

Реклама 3.  Ученик: Чёрное и белое. Лёд и пламень. Жизнь и смерть. Любовь и ненависть. Читайте словарь антонимов русского языка! (Выходят все участники, у них в руках словари русского языка)

1-й участник:  Берегите наш язык!

2-й участник: Наш прекрасный русский язык!

3-й участник: Этот клад!

4-й участник: Это достояние, переданное нам нашими предками!

Учитель:  У нас сегодня состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ВОУД и ЕНТ много вопросов по культуре речи. А как бороться? Что для этого надо делать? Правильно, а начать надо с себя, потому что по отношению каждого человека к себе можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности.  ( плакат со словами Паустовского)  И это правда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *