Роль вокализов в подготовке вокалистов


Габидуллина Василя Фаридовна

преподаватель Комплекса «Колледж искусств-Школа одаренных детей»

«Постановка голоса» является одним из основных предметов, определяющих профессиональную подготовку учащихся и предусматривает развитие вокально-технических навыков в объёме, необходимом для дальнейшей работы будущих специалистов в различных профессиональных хоровых коллективах и ансамблях.

Теоретические понятия о голосовом аппарате, о певческой установке, о типах дыхания, о правильном формировании гласных и согласных. Работа над навыками оперного, академического, округлого звучания на центральном участке певческого диапазона голоса. Над овладением навыками певческого дыхания, мягкой атаки звука, четкой артикуляции, дикции. Работа над развитием диапазона, разнообразия приёмов звуковедения ( legato,staccato), над осмысливанием исполняемых произведений, над сглаженностью регистров.

Цель любого педагога научить учащихся академической манере пения.

Задачи: развивать вокальный слух, вокально-технические и исполнительские способности учащихся, обучать вокальным приёмам в области формирования и развития певческого голоса.

Развивать у учащегося чувство самоконтроля, умения слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании, и желание, умение их преодолеть, чистоту интонации, точность ритма и осмысленность в пении.

Обратить внимание учащегося на правильную певческую постановку, на естественное положение гортани, выразительную певческую артикуляцию, сглаживание регистров, используя работу резонаторов и особенно на певческое дыхание (костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, неперегруженным вдохом и постепенным, экономным расходованием воздуха при фонации.

Для учащихся необходимы упражнения для развития и формирования голоса, певческого тона, пения кантилены без напряжения.

Постепенно увеличивая сложность упражнений, совершенствовать технические возможности голоса.

Вокализы – основная база для овладения академической манерой пения, выработки кантилены, сглаживания регистров, работы над развитием подвижности, гибкости голоса, постепенного расширения диапазона, выработки высокой позиции звучания, фонетического выравнивания гласных.

В основном учащиеся начинают заниматься вокалом в мутационный период: в 12-15 лет.

Для этого периода характерно пропадание верхних тонов, быстрая утомляемость, детонация, сипота. Занимаясь с такими учащимися, педагог должен быть особенно внимательным и осторожным, поддерживать связь с врачом-ларингологом. Диапазон юношеского голоса расширяется медленно, и сила голоса увеличивается незначительно. Не следует «тянуть» голос преждевременно «вверх» или «вниз», поэтому в составлении репертуарного списка для ученика, вокальные произведения должны быть с учётом диапазона юношеского голоса.

Вокальные упражнения – обязательное условие формирования и совершенствования вокальных навыков.

Внимание педагога должно быть направлено на корпусную установку учащегося, на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из средств художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой.

Упражнения – это первый, начальный этап работы над развитием и формированием голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранить имеющиеся недостатки. В процессе обучения упражнения нужно подбирать в соответствии с уровнем развития учащегося и его способностей.

Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на легато, нужно следить, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без напряжения: вначале на небольшом ограниченном диапазоне, ведя звук плавно, без портаменто («подъездов»), постепенно удлиняя упражнения, соответственно с возрастающими возможностями учащегося.

На начальном этапе работа над вокализами должна предшествовать разучиванию произведений текстом, а на старших курсах эта работа идёт параллельно.

Вокализы в подготовке профессионального певца играют очень большую роль, они являются, наряду с упражнениями, основной базой для формирования профессионального звучания голоса.

С самого начала обучения певцов, большое внимание нужно уделять простым по мелодии и ритму вокализам с небольшим диапазоном, в основном захватывающим средний регистр голоса.

Вокализы полезно петь, как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Вокализы можно транспортировать в удобную тональность, в зависимости от вокальных способностей учащихся, чтобы не вызывать перенапряжения голоса.

Они должны быть направлены на систематическое и последовательное развитие гибкости и лёгкости голоса, естественности и свободы звукоизвлечения, на развитие естественного свободного дыхания, на выравнивание регистров и плавности переходов из одного регистра в другой, на умение пользоваться многообразными оттенками, тембрами голоса в зависимости от содержания исполняемого, а также на воспитание ясной и выразительной дикции.

Систематическая последовательность в обучении от простого к сложному, от знакомого к незнакомому (даже произведения, написанные для исполнения в быстром темпе, полезно изучить сначала в более медленном темпе, постепенно ускоряя его).

Относительно эмоционального состояния – нужно идти от настроения к чувству и лишь позже – к драматизации. Состояние организма при выражении драматических эмоций наименее содействует образованию красивых тембристых тонов, вызывая у неопытных певцов зажимы голосового аппарата.

Поэтому большое значение имеет умелый подбор соответствующего учебного репертуара. В этом тоже требуются педагогическое чутьё и мастерство.

Нужно учитывать то, что границы возможности каждого певца бывают разные, так же как выносливость голосового аппарата и общая физиологическая выносливость.

Следует придерживаться главного правила: лучше петь немного, но равномерно, систематически и никогда не стараться наверстать потерянное время многочасовым пением в течение одного дня. Последнее не приносит пользы, а приводит к переутомлению голоса. Это положение следует соблюдать особенно с начинающими учениками, занятия с которыми нужно проводить по 15-20 минут с такими же перерывами.

Вокализы играют роль учебного материала, который обеспечивает связь узкой вокально-технической направленности упражнений с образным содержанием художественных произведений. Вокализы обычно выполняются на определённой гласной (вокализация) или с названием нот (сольфеджирование). Вокализация оказывает содействие достижению одинакового качества звучания гласных на всех участках звуковысотного диапазона, а смена гласных – их нейтрализации. Сольфеджирование оказывает содействие выравниванию звучания в сочетании гласных и согласных. Вместе с тем, наличие завершенной музыкальной формы даёт основание рассматривать вокализ как художественное произведение, не осложнённый содержанием литературного текста.

Вопрос о целесообразности использования вокализов не имеет однозначного решения, поскольку преподаватели- вокалисты, которые считают изучение вокализов обязательным для всех учеников, однако есть и такие педагоги, которые возражают этому. Следует помнить, что в таком сложном процессе, как формирование певческого голоса, диаметрально противоположные позиции неуместны. Если повышенное внимание к технической стороне пения приводит к отрыву от содержания музыкального произведения и техничность становится самоцелью, то прыжок от сугубо технических упражнений к художественному исполнению может привести к отрицательным последствиям. Неразвитость вокальной техники усложняет реализацию авторского замысла композитора, заставляет исполнителя искать другие средства раскрытия идеи произведения. Достижение и сохранение единства технической и художественной сторон вокального развития, когда они во взаимодействии и взаимовлиянии дополняют и обогащают друг друга, создают благоприятные условия для формирования певца высокой квалификации. Решению этой задачи может оказывать содействие использование вокализов в учебном процессе.

Во время использования вокализов надо учитывать тот факт, что вокализы имеют определённое вокально-техническое направление, т.е. могут быть полезными во время исправления в том или ином способе звуковедения (выдержанные звуки, интервальные движения, хроматические интервалы, украшения, гаммы и т.д.), тогда целенаправленный подбор вокализов будет оказывать содействие на преодоление технических сложностей. Выполнение вокализов привлекает внимание учеников к «инструментальности» звуковедения, средствам вокальной выразительности, использование разных приёмов и штрихов в пении, поскольку непосредственное общение начинающего вокалиста к литературному тексту и его эмоциональному содержания отвлекает ученика от решения вокально-технических задач, тем самым задерживая развитие вокальных привычек за счёт активизации речевых приспособлений и установок. На этом этапе вокал с использованием отдельных гласных, слогов, названий нот, специально подобранных, но не связанных единым мысленным взором слов, может оказать содействие вокальному развитию ученика. Важно не забывать, что вопрос относительно использования вокализов в учебном процессе и способы их включения в занятия должно решаться индивидуально, с учетом способностей учеников, интуиции и опыта преподавателя.

Для использования в учебной работе с учениками – целесообразно порекомендовать сборники вокализов Ф. Абта, О. Варламова, И. Зеленской, Г. Зейдлера, Д.Конконе, Г.Панофки, Н. Татариновой и др.

 

Список литературы:

 

  1. Карасев  А.Н. Основы вокальной методики. – М., 1968. С. 67.
  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. Музыка,2000.
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. 1968
  4. Заседателев Ф.Ф. Основы постановки голоса. М. 1936

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *