Некоторые особенности работы с начинающими певцами


Габидуллина Василя Фаридовна

преподаватель Комплекса «Колледж искусств-Школа одаренных детей»

Пение присуще человеку, как его врожденное качество, оно необходимо ему, как и речь. Древнейшие цивилизации усовершенствовали пение, сумев его поднять до уровня искусства. Чтобы овладеть этим искусством надо долго и упорно учиться, шаг за шагом проникать во все тонкости техники пения, знать важные этапы постановки голоса, а именно: взаимосвязь дыхания и резонаторов в пении, слияние регистров голоса, развитие верхних нот, работа над переходными нотами, прием «прикрытия» звука, дозирование резонаторов, слово, дикция и артикуляция.

Работа с начинающим певцом очень ответственная, тонкая. Здесь первой задачей педагога является определение типа голоса ученика.

Например, лирическое сопрано и лирико-драматическое – родственные голоса, и все же разница в обучении таких голосов весьма существенна.

Лучше, если педагог ошибётся в сторону облегчения голоса, чем наоборот: ведь путь развития голоса должен обязательно идти от простого к сложному от лирики к драме. Певучесть, беглость следует развивать у каждого голоса; драматические же голоса, наряду с техникой, должны обладать особыми качествами: иметь большую силу звука, крепко звучащую середину, широкие мощные верха, драматический темперамент.

После определения типа голоса учащегося педагогу следует установить, от чего зависит тот или иной недостаток, дефект в голосе если он есть, а потом его устранять разными способами.

Правильное дыхание – основа вокального воспитания. К технике дыхания нужно отнестись со всей серьезностью с самого начала обучения искусству пения.

В самом деле, дыхание – двигательная сила пения. При всем своем природном совершенствовании голосовой аппарат без дыхания мертв. Атака звука, legato, филирование звука, фразировка – все технические приемы зависят от степени правильного дыхания.

Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания»

Частое утомление вокального аппарата, задыхающейся голос с неразвитым диапазоном, тремоляция, гнусавость – все это следствие неправильного дыхания.

В классическом пении используют три вида дыхания:

а) ключичное;

б) реберное;

в) реберно – диафрагмальное или костоабдоминальное.

Для певца правильное дыхание, т.е. дыхание физиологически естественное в процессе пения, – это диафрагмальное, или нижнереберно – диафрагмальное, при котором в момент вдоха под действием диафрагмы расширяется нижняя часть грудной клетки, увеличивается ее диаметр. При этом верхние ребра, ключицы и плечи неподвижны.

Такое дыхание дает возможность певцу достичь значительного увеличения емкости легких, без ощущения при этом утомления и лишнего напряжения.

Часто приходиться объяснять ученику ощущение, испытываемое во время пения. Бытующие у нас выражения: «темный», «светлый», «полетный звук», «рассеянный звук» – не всегда понятны ученику, он не знает, как это сделать, что за ощущения он должен испытывать при формировании того или иного звука. Ощущение зевка, испуга, радости, восхищения, удивления бессознательно дают определенные положения певческого аппарата. Необходимо фиксировать эти различные ощущения и добиваться умения воспроизводить их сознательно для правильной певческой дыхательной установки. Например, при скрытом зевке поднимается небная занавеска, слегка расширяются ноздри, язык отходит от зубов, опускается гортань – и это создает высокую позицию в пении.

В процессе обучения развивают одновременно и дыхание, и резонаторы, тренируют гортань, при этом важно одновременно развивать и музыкальность, и дикцию, и умение грамотно произносить фразу, в общем, весь комплекс навыков, необходимых для певца.

На первом уроке важно провести беседу с учеником, чтобы познакомить с общей установкой занятий.   Можно сравнить занятия вокала с физкультурой, не в общепринятом смысле, в как развитие мышц певческого аппарата. Подобно тому, как во время занятий физкультурой необходимы бодрость, собранность, так и при пении состояние всего тела не должно быть вялым, безучастным. Стоять у рояля надо прямо, не сгибая спины и ощущая упругость ног. Быть внимательным.

Особое внимание надо уделять хорошей дикции, а, чтобы дикция была четкой, нужно правильно и активно артикулировать. По началу пусть даже утрированно для того чтобы мышцы привыкли к данной работе. Каждое упражнение ученик должен петь, ясно осознавая для развития каких мышц поётся это упражнение.

Над развитием каких же мышц надо начинать работу?

Над развитием эластичности мышц голосового аппарата: языка, губ, неба, гортани, которые подвижны и можно ими управлять. Все они приходят в движение десятки раз в день, но эти движения бессознательны, а надо научиться управлять ими сознательно.

Первое, что необходимо выработать у ученика, – это организацию правильного вдоха и задержанный выдох. Правильно взятый вдох и задержанный выдох дают певческую установку высокого звучания.

Поэтому надо на собственном примере показать ученику выражение «испуга», можно так же вообразить, что вдыхаешь аромат цветка – это тоже помогает создать правильный вдох.

Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения. Нужно следить чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу.

Для начинающих нужно выбирать такие произведения, в которых бы не было длинных музыкальных фраз. Необходимо направить внимание ученика на удержание мышечных резонаторных полостей (небо, язык, гортань), это поможет удержать высокую позицию и будет способствовать правильному выдоху и владению дыханием. Сохранить высокую позицию, полученную при помощи вдыхательной установки (а вдох определяет и выдох), особенно трудно в вокальных произведениях, где включаются слово и мелодия, создаются дополнительные трудности: здесь нужно следить и за позицией, и за произношением слов, за артикуляцией и за дыханием (чтобы его хватало) и последний звук снять на вдохе, а потом можно расслабить мышцы.

Большое внимание надо уделять на то, как правильно оформляются и звучат гласные. В большинстве случаев в звучании гласных есть большая пестрота, и нужно добиваться чтобы тембр голоса был одинаковым на всех гласных звуках.

Звуки должны быть округлые, не плоские, не открытые. Для этого нужно чтобы мягкое небо было приподнятым, гортань – слегка опущенной, язык – мягким, ненапряженным, слегка раздвинутые ноздри и мягкая ненапряженная челюсть, свободно открытая, но не слишком оттянутая. Степень раскрытия рта зависит от индивидуальных данных певца.

Для выравнивания гласных можно использовать такое упражнение: на одном звуке и дыхании пропеть слоги «ма,  мэ, ми,  мо, му». Перед тем, как исполнить это упражнение, надо объяснить, что внимание уделяется: 1. На дыхание; 2. Артикуляцию; 3. Хорошо открывать рот; 4. Звук направлять в одну точку, не отделять слоги друг от друга, а выстроить их в одну большую выпуклую фразу, петь с движением, со стремлением к последнему слогу. К этим гласным можно подставить разные согласные. Оно так же развивает напевность.

Развитие кантилены требует хорошего дыхания, высоко-позиционного и полетного звука, хорошей дикции. Этих условий надо добиваться от ученика с самого начала работы.

Хорошо выработанное дыхание дает возможность петь большие, широкие музыкальные фразы, а легкая четкая дикция не будет прерывать мелодии неуклюжестью, тяжестью произнесения слова. Начиная с самых несложных произведений, надо предложить ученику раздвоить свое внимание: одновременно следить за мелодией и за четким произношением слова. Если слышно, что ученик не поет, а говорит, предложить спеть мелодию на гласный звук «а», а затем перейти на текс, не нарушая течения мелодии. Педагог обращает внимание какие согласные звуки произносятся затрудненно, какие легко, какие звуки необходимо исправлять. Все это помогает работать над дикцией.

Работа над техникой служит средством для художественного исполнения вокальных произведений. Для того чтобы развить в певце выразительность, надо добиваться от учащегося развития воображения и богатства интонации.

Ф.Шаляпин говорил: «Певца у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бесплодия – ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура»

Вообразить, это       значит – вдруг увидеть. Увидеть хорошо, ловко, правдиво. Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях. Выражение лица, позу, жест. Воображение дает роли самую жизнь и содержание.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Дмитриев Л.Б. К вопросу об установке голосового аппарата в пении. Труды Государственного музыкально – педагогического института им. Гнесиных. Вып. 1 М.1959
  2. Егоров А.М. Гигиена певца. М. 1955
  3. Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса. К. 1988
  4. Морозов В.П. Вокальный слух. М. 1965
  5. Назаренко И.К. Искусство пения. М. 1963
  6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. 1968
  7. Заседателев Ф.Ф. Основы постановки голоса. М. 1936
  8. Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л. Медгиз. 1958

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *