Доклад: «Развитие дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования»
Дутбаева Надежда Кайруллиновна, Чистякова Ирина Григорьевна
Методист, учитель-логопед Коммунальное государственное казенное предприятие «Специальный детский сад №13 «Алтынай» отдела образования акимата города Экибастуза»
Разработка и внедрение новых подходов к развитию детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач на современном этапе реформирования образования. Только в инклюзивном обществе каждый может чувствовать свою причастность к развитию демократии и гуманизма, иметь возможность личностной самореализации, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. [1]
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах. [1]
Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, в жизни же дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее образование. Сегодня большинство детей с ограниченными возможностями здоровья получает среднее образование или в спецшколах и интернатах, или на дому.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. [2]
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%. Пока в стране появились только первые примеры обучения детей с ограничением в развитии в общеобразовательных школах, но они внушают специалистам оптимизм. [1]
На сегодняшний день остро стоит вопрос инклюзии детей с задержкой психического развития в дошкольном образовании.
Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с ЗПР. [2]
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. [5]
Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Поэтому педагогическому коллективу ДОУ необходимо решать ряд специальных задач:
– реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
– сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;
-реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
– выстраивание индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
– обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и специальной развивающей среду, создание атмосферы психологического комфорта;
-способствование гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
– оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.
Условно организацию подготовки педагогов можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый. [4]
Цель подготовительного этапа – формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления.
Задачи 1 этапа:
-Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования.
-Создание предметно-развивающей среды для работы с детьми ЗПР в ДОУ.
-Изучение типологических особенностей детей с ЗПР и методов коррекционной работы с ними.
Основной целью второго этапа является психолого-педагогическая поддержка воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту, приобретение опыта практической деятельности в условиях инклюзивного образования.
Задачи 2 этапа:
-Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование.
Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.
-Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с ЗПР.
Основной целью итогового этапа является дальнейшее развитие инклюзивной компетентности воспитателей и творческое применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.
Задачи 3 этапа:
-Проанализировать эффективность проделанной работы по формированию инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения по результатам самоанализа.
-Способствовать дальнейшему профессиональному развитию педагогов на основании полученных результатов самоанализа.
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с особыми возможностями здоровья, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества. [3]
Литература.
1. Конституция РК.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009
4. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2011.
5. Тюкова А. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 4. – С. 418-424.
Аннотация. В статье рассматривается и описываются особенности построения инклюзивного образования дошкольников с задержкой психического развития.