Статья: Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении »


Черешка Т.Е, Шерстабитова Ю.В
Воспитатели КГКП я/с № 15 «Акку» город Караганда        

Дошкольное детство – это период интенсивного развития и бурного роста , период непрерывного совершенствования  психических и физических возможностей, начало становления личности.

В  первые 7 лет жизни ребенка закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Общение дошкольника с живой природой происходит как отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив.  Однако , эмоциональное отношение к природе может проявиться у ребёнка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Дошкольник не знает правила взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, учить любить и охранять природу. Главным и необходимым  условием воспитания у детей гуманного отношения к   природе является осознание ими себя как части живой природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

– Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

– Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

– В основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д., поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание.

Необходимо  показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ее защищать , беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям не правильным  и безнравственным.

Воспитатели должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется тем, что у детей нет необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

– осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей  (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие)  и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

– представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

Очень  сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

В дошкольном возрасте самым доступным, приятным и полезным времяпрепровождением может стать то время, когда ребенку читают вслух книги. Разнообразие художественной литературы позволяет открыть для ребенка всю красоту и богатство природы, а также формировать любовь к ней. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. И очень важно, чтобы книги были доступны маленькому читателю не только по тематике и содержанию, но и по форме изложения.

В книге для детей есть много таинственного, интересного и прекрасного дошкольники, еще не научились читать, и слушают чтение старших. нужно и можно приучать детей смотреть мультфильмы о живой и не живой природе. Ухаживая за комнатными цветами, которые есть в доме, ребенок постепенно -на примере взрослых, будет изучать этот маленький кусочек природы в своем доме, постепенно учась ухаживать за ним, заботиться  Родители могут приобщить ребенка к поливу, рыхлению растения. И маленький человек увидит, что если не поливать цветок или если будет холодно, то растение может погибнуть. А значит оно живое: пьет, дышит, любит тепло. Или уход за рыбками, хомячком, попугаями –без чистой воды, еды –они могут заболеть, погибнуть.. И через какое-то время у маленького человека появится понимание того, что природа-это то, что очень нуждается в его внимании, заботе и любви. Осознавая свою пользу, значимость и видя плоды своего труда, ребенок поймет, что природа –это не что-то эфемерное, далекое. Природа-это то, что напрямую зависит от того, как он будет вести себя с ней.

Диапазон общения детей с природой расширяют прогулки, экскурсии, посещение зоопарка, выезды за город

Деятельно заботиться о природе – значит владеть определёнными способами и умениями. Взрослые должны своим примером увлечь детей желанием помогать зимой птицам, пережить непогоду и морозы, летом – любоваться цветущим лугом, не причиняя ему вреда (не рвать цветов, чтобы позже выбросить их), пожалеть потерявшегося щенка или котенка. Зачастую мы видим, что ребенок хочет погладить бездомного котенка, а мама говорит «Не трогай, он заразный!» Наоборот, родители должны объяснять детям, что бедному котенку негде взять пищи, не кому его защитить. Мы можем ему помочь. Пусть не взять домой, но можно приходить и кормить его каждый день. У детей недостаточно развита самостоятельность во всем, в том числе и в охране природы. Вызывает сомнение то, способен ли ребёнок увидеть, что животное или растение нуждается в помощи, но и оказать эту помощь по собственной инициативе в разных жизненных ситуациях. С дошкольного возраста  необходимо воспитывать в детях самостоятельность, перерастающую в привычку заботиться о животных и растениях. Как это сделать? Прежде всего необходимо преодолеть свойственное взрослым представление о том, что природа делится на «мою» и «не мою».

Природа – наш общий дом, а ответственность –личная. Вся природа – общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас.

Необходимо расширять круг животных и растений, на которых может распространяться забота ребёнка: не забывать о природе во дворе дома, где живёт ребёнок, о дачном участке, который есть у семьи, чаще выходить в парк, сквер, лес. Только в этом случае мы с уверенностью можем сказать – дети наше будущее, а значит и защита природы в их руках.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что каждый может сохранять и приумножать ее красоту, все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю!

 

Литература:

1.«Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство

«Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.

2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *