Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОО


Ульянова Наталья Анатольевна
директор КГКП «Я/с №33 «Алтын бесік»

Сегодня, когда прогресс всё больше зависит от интеллектуального потенциала

общества, образование становится одной из ведущих сил будущего.

Новые общественно-политические и социально-экономические

условия создали в Республике Казахстан принципиально новую

ситуацию в сфере образования. Образование для всех – один из главных

принципов политики Республики Казахстан. Именно  от сегодняшних

дошкольников зависит будущее Республики Казахстан.

Н.А.Назарбаев

 

Наше время – время перемен. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных организаций

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов.

Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит качество образования. В соответствии с этим, возникла необходимость поиска новых путей развития созидательной личности педагога. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества

Для модернизации кадров дошкольной организации необходимо перейти от традиционного образовательного процесса к деятельностному, при этом вопрос методического сопровождения в ДОО на сегодняшний день  рассматривается  остро и своевременно. Данное совершенствование оказывает существенное воздействие на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОО. Однако возникает ряд  вопросов:

·  как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса?

·  как избавиться от пассивности отдельных педагогов?

·  как перевести педагогов  от репродуктивной деятельности к исследовательской?

В данное время немаловажная роль отводится одной из форм методической работы –  докладам, целью которых является прямая передача знаний,  что утратило значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Актуально  то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов вырабатывается уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,  делать обоснованные, аргументированные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Значение интерактивных методов – достижение таких важнейших целей, как:

1.      Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2.      Повышение уровня активности и самостоятельности;

3.      Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4.      Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества такой работы?

Во-первых – значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых – реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Эффективность методической работы определяется по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Данный процесс будет работать при правильной организации методической работы, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

 

 

Список литературы

1.              Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.

2.              Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2007.

3.              Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64с.

4.              Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – м.: Сфера, 2005.

5.              Данилко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2003. – №3.

6.               Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. – №11. – С. 41-44.

7.              Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *