Конспект итогового занятия по математике в старшей группе : «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Майфат М.А.
воспитатель КГКП Я/с«№33 Алтын бесік»
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Программное содержание:
*Совершенствовать умение детей решать арифметические задачи, логические задачи, примеры на вычитание и сложение.
*Закрепить ориентировку во времени: дни недели, части суток.
*Закрепить счет в пределах 10 (прямой, обратный).
*Закрепить знания о составе числа 9 из двух меньших чисел.
*Закрепить понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.
*Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.
*Развивать логическое мышление, память, внимание, умение ориентироваться в пространстве.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
*Воспитывать стойкий интерес к математике, умение работать в подгруппах , умение сопереживать героям сказки.
Материал: мешочки с яблочками и цифрами на каждого ребенка, простой карандаш, ножницы, картинка – пирожок на каждого ребёнка, схемы-примеры, картинки-печка, яблонька, звери дикие; тарелочки – красная, жёлтая, зелёная; яблочки на каждого ребёнка трёх цветов-красные, жёлтые, зелёные.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
Билингвальный компонент: сандар-цифры, бір-1,екі-2, үш-3,төрт-4,бемс-5,алты-6,жеті-7,сегіз-8,тоғыз-9,он-10 ,апта күндері-дни недели, жексенбі-воскресенье, сенбі-суббота, түстер-цвета, қызыл-красный, жасыл-зелёный, сары-жёлтый, жарайсыңдар-молодцы, дүрыс-правильно, қосуға мысалдар – примеры на сложение, санауға мысалдар – примеры на вычитания.
Ход занятия:
Утренний круг:
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).
А могли бы узнать сказку, посмотрев маленький фрагмент из этого мультфильма? (смотрят начало сказки «Гуси-лебеди»)
Воспитатель: Кто скажет, как называется эта сказка? Дети называют. Ребята, я вам предлагаю помочь девочке найти своего брата . Вы согласны? (ответы детей).Тогда давайте скажем волшебные слова и окажемся в сказке: «Раз, два ,три покружись и в сказке окажись!» Вот мы и оказались в сказке!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой день недели мама с папой поехали в город на базар?
Дети : В воскресенье.
Воспитатель: Казақша айт.
Дети: Жексенбі.
Воспитатель: Почему? (ответы детей). Ребята, назовите дни недели.(хоровые и индивидуальные ответы.) Дидактическая игра «Назови друзей». Ребята , а какое было время суток, когда родители уехали на базар?(ответы детей). А когда родители приехали с базара? (ответы детей)
Воспитатель: А хотите узнать, сколько было гусей, которые унесли брата Ивана? Послушайте загадку и узнайте:
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
(Педагог выкладывает на доске гусей, дети сверяют ответ).
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?
Дети: «Печку!»
Воспитатель: – Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
– Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.
На сколько частей нужно разделить пирожок?
(Дети складывают, затем разрезают).
Воспитатель: Сколько получилось частей? (4!)
Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда гуси улетели.
Бежит девочка, видит, стоит яблонька .
Чудо – яблонька растёт
Чудо, Чудо, Чудо
Расчудесное!
Не листочки на ней,
А мешочки на ней,
А мешочки на ней,
Словно яблочки.
Ребята, вот какая чудо-яблонька! Решила спросить Машенька у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька в ответ: – Я скажу, если вы возьмёте мешочки и выполните моё задание:
Посчитайте сколько моих яблочек в каждом мешочке и обозначьте количество яблочек цифрой. Посчитайте в пределах 10 (прямой и обратный счёт. ) (Дети выполняют задание).
Воспитатель: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!
(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)
Воспитатель: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю по ширине разложить мостики, от самого узкого к самому широкому.(делятся на две подгруппы и выполняют задание)
Дидактические игры «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием.
Бежала, бежала девочка в поисках братца, устала и решила она немного отдохнуть.
Физминутка: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Воспитатель: А за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца.
В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазами поблескивают, зубами пощелкивают. Велят нам два задания выполнить. Первое- решить задачу. Слушайте внимательно условие задачи: В лесу из-за кустов выглядывали 6 зверей, зайчик чего-то испугался и убежал. Ребята, что я рассказала?
Дети: Условие.
Воспитатель: Какой вопрос можно задать?
Дети: Сколько зверей осталось?
Воспитатель: Кто хочет записать решение задачи у доски?
(Ребёнок записывает решение задачи 6-1=5).
Воспитатель: А вот второе задание –нужно решить примеры на сложение и вычитание.(Дети решают примеры.)
Воспитатель: Показали звери дорогу в лесу. Что же увидела девочка?
Дети: И что же она увидела дальше (показ избушки) .Избушка была не простая, а на ножках и с номером 9 на крыше, и два пустых окошка). Дверь открывается хитро: нам надо с вами вписать два меньших числа, чтобы в сумме получилось число девять. (дети работают) .Вот дверь и открылась!
Воспитатель: А в избушке сидит баба яга, сердитая.
Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из геометрических фигур.(Дети выкладывают на столах цветы из геометрических фигур).
Воспитатель: Ребята, вы такие красивые цветы собрали, даже Баба Яга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть девочке братца.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на чудо-яблоньку, около яблоньки стоят три тарелочки-зелёная, жёлтая, красная.. Если вы справились со всеми заданиями, положите на тарелочку зелёные яблочки, если что-то сегодня не получилось на желтую тарелочку –положите жёлтые яблочки, а если вам было не интересно, и с заданиями вы не справились, то на красную тарелочку положите красные яблочки. (Дети оценивают себя).
Воспитатель: А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? (ответы детей) Потому, что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в помощи, найти брата Машеньки.
Девочка Маша приходит со своим братом Иванушкой и благодарит детей за помощь. В знак благодарности, она хочет поделиться с гостиницами, которые провезла матушка с батюшкой с ярмарки.(раздаёт детям конфеты).
Воспитатель: Ребята, наше математическое путешествие по сказке «Гуси –лебеди» закончилось и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова : «Раз ,два, три покружись, в детском саду окажись!» (дети проговаривают слова). Всем спасибо!