Конспект итогового занятия по математике в старшей группе : «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»


Майфат М.А.

воспитатель КГКП Я/с«№33 Алтын бесік»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Программное содержание:

*Совершенствовать умение детей решать арифметические задачи, логические задачи, примеры на вычитание и сложение.

*Закрепить  ориентировку во времени: дни недели, части суток.

*Закрепить счет в пределах 10 (прямой, обратный).

*Закрепить знания о составе числа 9 из двух меньших чисел.

*Закрепить понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, что целое больше каждой своей части, а часть меньше  целого.

*Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

*Развивать логическое мышление, память, внимание, умение                                ориентироваться в пространстве.

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки     самооценки.

*Воспитывать стойкий интерес к математике, умение работать в подгруппах , умение сопереживать героям сказки.

Материал: мешочки с яблочками и цифрами на каждого ребенка, простой карандаш, ножницы,  картинка – пирожок на каждого ребёнка, схемы-примеры, картинки-печка, яблонька, звери дикие; тарелочки – красная, жёлтая, зелёная; яблочки на каждого ребёнка трёх цветов-красные, жёлтые, зелёные.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.

Билингвальный компонент: сандар-цифры, бір-1,екі-2, үш-3,төрт-4,бемс-5,алты-6,жеті-7,сегіз-8,тоғыз-9,он-10 ,апта күндері-дни недели, жексенбі-воскресенье, сенбі-суббота, түстер-цвета, қызыл-красный, жасыл-зелёный, сары-жёлтый, жарайсыңдар-молодцы, дүрыс-правильно, қосуға мысалдар – примеры на сложение,  санауға мысалдар – примеры на   вычитания.

Ход занятия:

Утренний круг:

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).

А могли бы узнать сказку, посмотрев маленький фрагмент из этого мультфильма? (смотрят начало сказки «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: Кто скажет, как называется эта сказка? Дети называют. Ребята, я вам предлагаю помочь девочке найти своего брата . Вы согласны? (ответы детей).Тогда давайте скажем волшебные слова и окажемся в сказке: «Раз, два ,три покружись и в сказке окажись!» Вот мы и оказались в сказке!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой день недели мама с папой поехали в город на базар?

Дети : В  воскресенье.

Воспитатель: Казақша айт.

Дети: Жексенбі.

Воспитатель: Почему? (ответы детей). Ребята, назовите дни недели.(хоровые и индивидуальные ответы.) Дидактическая игра «Назови  друзей». Ребята , а какое было время суток, когда родители уехали на базар?(ответы детей). А когда родители приехали с базара? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите узнать, сколько было гусей, которые унесли брата  Ивана? Послушайте загадку и узнайте:

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Три спустились на ручей,

Сколько было всех гусей?

(Педагог выкладывает на доске гусей, дети сверяют ответ).

Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?

Дети: «Печку!»

Воспитатель: – Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

– Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.

На сколько частей нужно разделить пирожок?

(Дети складывают, затем разрезают).

Воспитатель: Сколько получилось частей? (4!)

Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда гуси улетели.

Бежит девочка, видит, стоит яблонька .

Чудо – яблонька растёт

Чудо, Чудо, Чудо

Расчудесное!

Не листочки на ней,

А мешочки на ней,

А мешочки на ней,

Словно яблочки.

Ребята, вот какая чудо-яблонька! Решила спросить Машенька у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька в ответ: – Я скажу, если вы возьмёте мешочки и выполните моё задание:

Посчитайте сколько моих яблочек в каждом мешочке и обозначьте количество яблочек цифрой. Посчитайте в пределах 10  (прямой и обратный счёт. ) (Дети выполняют задание).

Воспитатель: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!

(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)

Воспитатель: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю по ширине разложить мостики, от самого узкого к самому широкому.(делятся на две подгруппы и выполняют задание)

Дидактические игры «Скажи наоборот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый.

Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием.

Бежала, бежала девочка в поисках братца, устала и решила она немного отдохнуть.

Физминутка: В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Воспитатель: А за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца.

В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазами поблескивают, зубами пощелкивают. Велят нам  два задания  выполнить. Первое- решить задачу. Слушайте внимательно условие задачи: В лесу из-за кустов выглядывали  6 зверей, зайчик чего-то испугался и убежал. Ребята, что я рассказала?

Дети: Условие.

Воспитатель: Какой вопрос можно задать?

Дети: Сколько зверей осталось?

Воспитатель: Кто хочет записать решение задачи у доски?

(Ребёнок записывает решение задачи 6-1=5).

Воспитатель: А вот второе задание –нужно решить примеры на сложение и вычитание.(Дети решают примеры.)

Воспитатель: Показали звери дорогу в лесу. Что же увидела девочка?

Дети: И что же она увидела дальше (показ избушки) .Избушка была не простая, а на ножках и с номером 9 на крыше,  и два пустых окошка). Дверь открывается хитро: нам надо с вами вписать два меньших числа, чтобы в сумме получилось число девять. (дети работают) .Вот дверь и открылась!

Воспитатель: А в избушке сидит баба яга, сердитая.

Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из  геометрических фигур.(Дети выкладывают на столах цветы из геометрических фигур).

Воспитатель: Ребята, вы такие красивые цветы собрали, даже Баба Яга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть девочке братца.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на чудо-яблоньку, около яблоньки стоят три тарелочки-зелёная, жёлтая, красная.. Если вы справились со  всеми заданиями, положите на тарелочку  зелёные яблочки, если что-то сегодня не получилось  на желтую тарелочку –положите жёлтые яблочки, а если вам было не интересно, и с заданиями вы не справились, то на красную тарелочку положите красные яблочки. (Дети оценивают себя).

Воспитатель: А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? (ответы детей) Потому, что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в помощи, найти брата Машеньки.

Девочка Маша приходит со своим братом Иванушкой и благодарит детей за помощь. В знак благодарности,  она хочет поделиться с  гостиницами, которые провезла матушка с батюшкой с ярмарки.(раздаёт детям конфеты).

Воспитатель: Ребята, наше математическое путешествие  по сказке «Гуси –лебеди» закончилось и нам пора возвращаться  в детский сад. Давайте скажем волшебные слова : «Раз ,два, три  покружись, в детском саду окажись!» (дети проговаривают слова). Всем спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *