Устное сочинение по картине В.И. Васнецова ” Иван Царевич и Серый Волк “
Акмолинская область, Коргалжынский район, с. Коргалжын
ГУ Коргалжынская школа гимназия
Учитель русского языка и литературы
Омарова Сауле Куанышевна
Цели : Развитие навыков связной устной и письменной речи учащихся;
обогатить словарный запас учащихся новыми словами и выражениями.
Научить школьников умению « читать » картины ; помочь ученикам
увидеть авторский замысел ( идею ) , соотнести его с названием
картины , выявить средства изобразительности , композиционные
средства для воплощения этого замысла .
Ход урока :
- Проверка домашнего задания :
- Что является видом УНТ ?
- Кто принёс живой воды Волку ?
- Вид сказок .
- Событие сколько раз повторяется в « Волшебных сказках ? »
- Вид сказок .
- Начало сказки .
- Кто является главным героем в сказках « О животных ? »
- Как звали отца Ивана ?
- Младший сын Берендея .
- Прекрасная … ?
… « Спешит Волк , Иванов помощник » . Леса и озёра , степи да болота – произведений живописи .
всё быстро проносится мимо , будто Серый Волк летит , земли не касаясь .
Вот и художник увидел героев , спасающихся от погони , в тёмном дремучем лесу .
Вековые деревья , раскинув корявые ветки , стоят плотной стеной . Почему
они такие хмурые ? Такие мрачные ? Они хотят укрыть , спрятать беглецов
или задержать их своими цепкими скрюченными руками – ветками ?
Нет , не настигнуть гонцы Серого Волка , не помешают беглецам ни чащи непроходимые , ни болота топкие .
А на спине Серого Волка сидит Иван царевич с похищенной Еленой
Прекрасной . И как они красивы !
2 . Рассматривание картины учащимися (неторопливо , внимательно ) .
Вмешательство учителя нежелательно : не надо мешать ученикам
« встретиться » с картиной наедине .
- Лексическая подготовка школьников к анализу – беседе
( выписывать опорные слова и выражения ) .
Подробно выписывает автор картины царские наряды : шапку
соболиную , кафтан парчовый , рукавицы меховые , да меч булатный – у Ивана царевича . Платье расшитое , сапожки золочёное ; да накидка ,золотой каймой отороченная – прекрасной королевы одеяние . Даже краски , которыми художник выписывает внешность героев , отливают золотыми оттенками .
Заметно выделяются на фоне мрачного леса, переданного тёмными красками , фигуры сказочных героев . Елена Прекрасная , в белоснежном ,словно лебедь , невольно сравнивается с цветущей яблонькой и кувшинками, изображёнными тут . казалось бы , случайно . Но нет , неспроста , не случайно художник увидел их в лесной глуши . И кувшинки, и яблонька , и Елена Прекрасная – это всё чудная , дивная красота , способная победить самые страшные тьмы и мрака . Может быть , этим контрастом художник хотел показать извечную борьбу добра и зла , без которой не обходится ни одна русская сказка .
Смотрите внимательно на картину . Приуныла Елена Прекрасная , склонила головушку . Уж больно полюбился ей царевич . Как теперь расстаться ? Да и Иван – царевич пригорюнился , закручинился , как отдать милую сердцу королевну царю Афрону ? Затуманились соколиные очи царевича , растревожилось буйное сердечко .
« А Серый Волк всё бежит, не останавливаясь ». Ветер растрепал русые косы красавицы , срывает меч булатный с Иванова пояса .
А Серый Волк всё бежит … И хочется верить , что всё кончится хорошо ,
Ведь любовь и добро всегда побеждают в сказках . А иначе и не должно быть .
- Составление рассказа .
III . Домашнее задание : написать сочинение .
Метки: Устное сочинение по картине В.И. Васнецова " Иван Царевич и Серый Волк "