Устное сочинение по картине В.И. Васнецова ” Иван Царевич и Серый Волк “


Акмолинская область, Коргалжынский район, с. Коргалжын
ГУ Коргалжынская школа гимназия
Учитель русского языка и литературы
Омарова Сауле Куанышевна

Цели :     Развитие  навыков  связной  устной  и  письменной   речи  учащихся;

              обогатить  словарный  запас  учащихся  новыми  словами  и  выражениями.

                 Научить  школьников  умению  « читать » картины ; помочь  ученикам

              увидеть  авторский  замысел  ( идею ) , соотнести  его  с  названием 

              картины ,  выявить  средства  изобразительности ,  композиционные

              средства  для  воплощения  этого  замысла

                                            Ход  урока :

  1. Проверка домашнего задания  :
  1. Что  является  видом  УНТ ?
  2. Кто  принёс  живой  воды  Волку ?
  3. Вид  сказок .
  4. Событие  сколько  раз  повторяется  в « Волшебных  сказках ? »
  5. Вид  сказок .
  6. Начало  сказки .
  7. Кто  является  главным  героем  в  сказках  « О  животных ? »
  8. Как  звали  отца  Ивана ?
  9. Младший  сын  Берендея .
  10. Прекрасная  … ?

Новый рисунок
… « Спешит  Волк  ,  Иванов  помощник » . Леса  и  озёра , степи  да  болота –
   произведений  живописи .

всё  быстро  проносится  мимо , будто  Серый  Волк  летит , земли  не  касаясь .

Вот  и  художник  увидел  героев , спасающихся  от  погони ,  в  тёмном  дремучем  лесу .

   Вековые  деревья ,  раскинув  корявые  ветки , стоят  плотной  стеной . Почему

они  такие  хмурые ?  Такие  мрачные ? Они  хотят  укрыть , спрятать  беглецов

или  задержать  их  своими  цепкими  скрюченными  руками – ветками ?

    Нет , не  настигнуть  гонцы  Серого  Волка , не  помешают  беглецам  ни  чащи  непроходимые , ни  болота  топкие .

   А  на  спине  Серого  Волка  сидит  Иван  царевич  с  похищенной   Еленой 

Прекрасной . И  как  они  красивы !

2 . Рассматривание  картины  учащимися  (неторопливо ,  внимательно ) .

            Вмешательство  учителя  нежелательно :  не  надо  мешать  ученикам

« встретиться » с  картиной  наедине .

  1. Лексическая  подготовка  школьников  к  анализу – беседе

( выписывать  опорные  слова  и  выражения ) .

         Подробно  выписывает  автор  картины  царские  наряды :  шапку

соболиную , кафтан  парчовый , рукавицы  меховые , да  меч  булатный – у  Ивана  царевича . Платье  расшитое , сапожки  золочёное ; да  накидка ,золотой  каймой  отороченная – прекрасной  королевы  одеяние . Даже  краски , которыми  художник  выписывает  внешность  героев , отливают  золотыми  оттенками .

     Заметно  выделяются  на  фоне  мрачного  леса, переданного  тёмными  красками , фигуры  сказочных  героев . Елена  Прекрасная , в  белоснежном ,словно  лебедь , невольно  сравнивается  с  цветущей  яблонькой  и   кувшинками, изображёнными  тут . казалось  бы , случайно . Но  нет , неспроста , не  случайно  художник  увидел  их  в  лесной  глуши . И  кувшинки, и  яблонька , и  Елена  Прекрасная – это  всё  чудная , дивная  красота , способная  победить  самые  страшные  тьмы  и  мрака . Может  быть , этим  контрастом  художник   хотел  показать  извечную  борьбу  добра  и  зла , без  которой  не  обходится  ни  одна  русская  сказка .

          Смотрите  внимательно  на  картину .  Приуныла  Елена  Прекрасная , склонила   головушку . Уж  больно  полюбился  ей  царевич . Как  теперь  расстаться ? Да  и  Иван – царевич  пригорюнился , закручинился , как  отдать  милую  сердцу  королевну  царю  Афрону ? Затуманились  соколиные  очи  царевича , растревожилось буйное  сердечко .

       «  А  Серый  Волк  всё  бежит, не  останавливаясь ». Ветер  растрепал  русые  косы  красавицы , срывает  меч  булатный  с  Иванова  пояса .

         А  Серый  Волк  всё  бежит … И  хочется  верить , что  всё  кончится  хорошо ,

Ведь  любовь  и  добро  всегда  побеждают  в  сказках . А  иначе  и  не  должно  быть .

  1. Составление  рассказа .

III .  Домашнее  задание  :  написать  сочинение .

2

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *