Методический прием синквейн в коррекционной работе логопеда и воспитателя
Боташева Алма Нуржановна
учитель-логопед ГККП «Детский сад №14″ города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи
Синквейн – это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.
В своей коррекционной работе синквейн мы используем так:
1 строчка – используем слово существительное, которое предлагает логопед
2 строчка – два слога прилагательных, задавая вопрос учащимся: Какой? Какая?
3 строчка – 3 слова глагола, задавая вопрос учащимся: Что делает? Что с ним можно сделать? Что происходит?
4 строчка – составление предложения из 3 и более слов на заданную тема синквейна.
5 строчка – это назвать другим словом, слова – ассоциации, однородное слово, назвать в уменьшительно-ласкательной форме, изменить во множественное число.
Данный прием используется на фронтальных и индивидуальных занятиях для закрепления и повторения пройденного материала. После занятий с логопедом во второй половине дня воспитатели в час коррекции закрепляют лексическую тему для обогащения речи детей так же с помощью схем синквейна в подгрупповой и индивидуальной форме.
По результатам промежуточного контроля динамика показала эффективность использования синквейна в развитии связной речи и лексико-грамматической стороны речи. Дети научились давать полные ответы, загадывать загадки, составлять стихи, составлять рассказы, проговаривать длинные слова.