Конспект занятия по развитию речи «В гости к дедушке»
Шарандак Валентина Андреевна
воспитатель ГККП «Ясли-сад №8»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік – воспитательная:воспитание стремления оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; интерес и желание к познанию окружающего мира.
2.Дамытушылық – развивающаязакрепление умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); умения понимать и употреблять обобщающие слова: «транспорт», «птицы», «домашние и дикие животные»
3.Оқыту – обучающая: формирование умений детей совместно с взрослым пересказывать русскую народную сказку “Репка”;продолжать обучение пониманию вопросов косвенного падежа: где? учить употреблять существительные с предлогами на, в, под, около;подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:инновационая технология (квест), здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика ,динамическая пауза), игровая технология (словесная игра)
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:письмо в конверте, цветы, воробей, игрушка заяц, дерево, фланелеграф, сказка репка
Билингвалдық компонент/Билингвальный компонент: ертегі- сказка, атам – дедушка, әже – бабушка, қоян – заяц
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент
-Ребята, сегодня утром я увидела голубя, который держал в клюве вот это письмо. Чужие письма читать нельзя, поэтому надо решить, нам ли оно адресовано. Вспомните, какой у нас адрес: в каком городе мы живем, в какой сад ходим, как называется наша группа? Читаю адрес: г. Костанай, д/с № 8, группа «…». Письмо адресовано нам?
-Давайте прочитаем, что же там написано. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка»: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
-Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку из земли? (Да.)Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А на чем мы можем отправиться?(на машине, на поезде, на автобусе, на самолете, на корабле).
– Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это разгоняя пух,
Поезд мчится: чух-чух -чух!
Мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.
2. Негізгі бөлімі/Основная часть
Игра «Подбери слово»
Зимой холодно, а летом (тепло)
Мама молодая, а бабушка (старенькая)
Днем светло, а ночью (темно)
Сахар сладкий, а лимон (кислый)
Кресло мягкое, а стул (жесткий)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Снег белый, а земля (черная)
Суп горячий, а мороженное (холодное)
Волшебник добрый, а Баба Яга (злая)
Слон большой, а мышка – маленькая
Лук горький, а торт – сладкий(дети по очереди становятся в паровозик)
– Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.Поехали: «Ш-Ш-Ш». Поезд набирает ход: «ЧУ-ЧУ-ЧУ». Выпускаем пар: «С-С-С». Тормозим: «З-З-З». (Играет музыка «ПаровозБукашака»).
– Вот ребята мы и приехали на полянку. Посмотрите, чего на полянке много, а что одно? Правильно, на полянке много цветов, а дерево одно. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” – через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – а! ”.
Игра «Где сидит воробей»
-Ребята, кто это у нас тут сидит? (Воробей)
– А где он сидит? (На дереве)Как чирикает воробей (Чик-чирик)
-Воробей не хочет сидеть на месте, с ветки на ветку перелетает. Посмотрите, воробей волнуется, крыльями машет. (Дети показывают движения птицы).
-Кто сидит под деревом? (заяц). Где теперь он сидит? (на земле, перед деревом). А теперь, где сидит? (на земле, за деревом).
-Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З). (Поезд подъезжает к стульчикам, дети садятся в полукруг).
Игра «Четвертый лишний»
-Интересно, ребята, а какие животные заблудились? Давайте попробуем отгадать.
1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, оно умывается лапкой и ловит мышей. Кто это? (кошка). Как она мурлычет? (мур-мур). Как она разговаривает? (мяу-мяу). А как она шипит? (ш-ш-ш). Давайте назовем ее ласково (кошечка, киска). А что любит делать кошка? (ловить мышей, пить молоко, спать, играть, царапаться). А какая кошка? (мягкая, пушистая, ласковая)
2. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова). Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка). А что она делает? (Пасется на лугу). Что корова кушает? (траву, сено). А что дает корова? (Молоко). Как мычит корова (Му – му)
3 – А это домашнее животное охраняет дом, а когда радуется, весело хвостом машет (собака). Как ласково назовем? (собачка, песик). Как собака разговаривает? (гав-гав). А можете зарычать, как собака?Что умеет делать собака? (сторожить дом, пасти стадо коров, приносить палочку, грызть косточки, выступать в цирке).
– Молодцы, а как можно одним словом назвать этих животных? (домашние). Почему их так называют? (живут рядом с человеком, приносят пользу). А каких ещё домашних животных вы знаете? Коза, лошадь, свинья..А кто здесь лишний? (заяц) Почему? (дикое животное, живет в лесу).
Строятся паровозиком:
-Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З)
Садятся на стульчики возле фланелеграфа, здороваются с бабушкой и дедушкой, которые просят рассказать им сказку. Рассматривают героев сказку и проговаривают ее название.
Рассказывание сказки 2-3 детьми с показом на доске (фланелеграфе).
-Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке вытянуть репку и повеселили их, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З). (Едут на поезде)
3. Қорытынды/Итоговая часть
– Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)
– А что мы делали по дороге к бабушке и дедушке? (Играли)
– В какие игры мы играли? (перечисляют).
– Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.