Урок русского языка в 8 классе “Обособленные приложения”
Абдигалиева Айсулу Какимашовна
Аулиекольская средняя школа имени Шокана Уалиханова
Аулиекольский район
Костанайская область
Интегрирующая цель:
Знать:
понятие об обособлении, роль обособленных членов в предложении;
история термина «обособление»
деление обособленных членов на группы
Уметь:
интонационно правильно произносить предложения с
обособленными членами;
различать основные признаки обособленных членов предложения.
Увидеть:
значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи
Систематизировать:
имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных и
деепричастных оборотах.
Развивать:
взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом
уровне.
Задачи урока:
Работать над развитием навыки у учащихся видеть и слышать в тексте
предложения с обособленными приложениями, выделять их интонацией
при произношении и знаками препинания на письме.
Продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием
речи, внимания, воображения.
Оборудование: интерактивная доска , творческая работа учащихся, слайды, карточки.
Ход урока: 1.Организационный момент
2.Сообщение учителем темы и задач урока.
3.Проверка домашнего задания. Опрос пройденной темы.
Терминологический диктант
1.Простое предложение может быть осложнено… . (обособленными членами)
2.Обособленными называются … ,выделяемые по … . (второстепенные члены предложения, смыслу и интонаций)
3.Разряды обособленныхчленовпредложения: … (уточняющиечленыпредложения; обособленныедополнения; обособленные обстоятельства; обособленные определения и приложения.)
- Обособленныедополнениярассматриваются: … .(с предлогомкроме, помимо, сверх)
- Обособленныеобстоятельства, выражаются … .( деепричаснымоборотом , одиночнымидеепричастиями, существитльными с предлогаминесмотряна, согласно,благодаря, помимо, ввиду, послучаю, вопреки, наподобие и др.)
- Обособленныеопределениябывают … .(согласованные и несогласованные)
- Обособленныераспрастраненныесогласованныеопределения … .(прилагательные и причастия с зависимымисловами, относятся к личномуместоимению, два и болееопределений без зависимыхслова.)
- Несогласованныеопределнияобособляются, если: … .(стоятпослеопределяемогослова и связанысочинительнойсвязью; еслиотносятся к личнымместоимениям; относятся к именамсобтвенным).
4.Объяснениеновогоматериала.
(Уч-сясамостоятельночитаютправило и составляютопорнуюсхему. Слайд №1).
Примеры: (записьнадоске) Найдитеобособленныеприложения.
- Она, матьэтихдвоихдетей, понималалюбовьтак, какпонимаютеемногиеженщины.
- Скоро в отрядепоявилсясвойврач, известный в нашемгороде хирург.
- Я, вашстаринныйсват и кум, пришелмириться к вам.
- Старшийбрат, Аманжол , учится в институте.
- Я, какофице и дворянин , ни в какуюслужбу к Пугачевувступить не могу.
5.Тренировачныезадания(слайд №2)
- Выразительнопрочитайтепредложения. Объяснитерасстановкузнаковприпенания.
- Прочитайте текст, озаглавьтеего, ответьтенавопросы. (упр. 2, стр. 219)
- Просклоняйтесловосочитания: неожиданныйгость, узкаядорожка. (слайд №3)
- Образуйтеформыповелительного и условногонаклонений от глаголовоглянутся,навести. (Устно.)
- Запишитепредложения, ракрываяскобки. Укажитеприложения. (слайд №4)
6.Работа по тексту «Абай – основатель письменной казахской поэзии». (прочитайте текст, озаглавьте и ответьте на вопросы) упр.2, стр.224
7.Творческая работа учащихся.
- Сообщение «Творчество и литературная деятельность Абая»
2.Выразительное чтение (наизусть) слова назидания Абая. (на казахском, русском языке )
- Исполнение песни и куй на стихи Абая.
4.Работа по учебнику, выполнение упражнений 3,стр225. (самостоятельно)
- Закрепление
1.Дополните предложения обособленными приложениями. Запишите, растравляя знаки препинания (слайд № 5)
- Обобщающие задания по теме «Обособленные приложения» (слайд №6)
- Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.