Открытый урок на тему “Басни И. А. Крылова”
Мухамеджанова Орынбас Шарвановна,
учитель русского языка и литературы,
Аулиекольская СШ им. Ш. Уалиханова
Цель урока: обобщить полученные знания по теме « Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова, проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся;
Воспитательные: воспитание интереса к классической литературе.
Ход урока
1.Оргмомент (Слово учителя о И.А.крылове, сообщения учащихся)
2.Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза – Муравей),.
Например:
СЛОН | МОСЬКА |
СТРЕКОЗА | МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО | ОБЕЗЬЯНА |
ОСЁЛ | МУЖИК |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
3.Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня. | Её мораль. |
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. | |
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. | |
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. | |
Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей – мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет | |
Автор представляет нам одних как трудолюбивый народ, другая же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. |
- «Конкурс Знатоков».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
а)Квартет
Проказница-Мартышка, ____, Козел да косолапый Мишка
Затеяли ________ Квартет.
Достали нот, баса, ______, две скрипки
И сели на ________ под липки –
Пленять своим ________ свет.
Ударили в смычки, ________, а толку нет.
“Стой, ________, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ______.
Ты с басом, ________, садись против альта,
Я, прима, сяду ________ вторы;
Тогда пойдет уж _______ не та:
У нас запляшут лес и горы!”
б)СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
5.Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
- Вопросы -ответы. а)Что такое басня?
б)Что такое мораль? в)А откуда к нам пришли басни? д)Какой недостаток высмеивает автор в своих баснях? (глупость, бессердечие,беззаботность,невежество,лесть) е)зачем он показывал людям их недостатки? ж).Чему учат басни? (трудолюбию,честности,доброте,благородству,благодарности,дружбе,добывать знания)
6.Словарная работа
ЛЕСТЬ, -и; ж.-Преувеличенное, угодливое восхваление кого-л., чьих-л. качеств или действий. Говорить без всякой лести.
глупость –Недостаток ума, сообразительности. Поступил так по глупости.Иметь г. сделать что-л.
(поступить глупо, неосмотрительно). С глупостью на лице кто-л.
НЕВЕЖЕСТВО, -а; ср.
Отсутствие знаний, необразованность, неосведомлённость в чём-л. Н. лектора, ученика, политика.
САМОМНЕНИЕ, -я; ср.
Преувеличенно высокое мнение о самом себе. Ну и с. у тебя, дружок! Оставь при себе своё с.!
учитель: Басня воспринималась как один из откликов на события, которые, чуть возникнув, становились историей. В ней видели сатиру на конкретные события. Тесная связь сюжета и образов с событиями истории сделали басню долго существующим жанром. Такова судьба некоторых басен Крылова (Волк на псарне), которые были популярна и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.
7.Конкурс «Угадай басню»
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Цитаты:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)
Голубушка, как хороша! (Лисица и ворона.)
Голубушка, мне странно это…(стрекоза и муравей)
8.Итог урока. Вопросы-ответы.
1Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?
2На каком инструменте играл И. Крылов?
3.Что вы знаете о детстве И. Крылова?
4.Сколько басен создано И. Крыловым?
5Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?
Метки: открытый урок на тему "Басни И. А. Крылова"