Открытый урок на тему “Басни И. А. Крылова”


Мухамеджанова Орынбас Шарвановна,

учитель русского языка и литературы,

Аулиекольская СШ им. Ш. Уалиханова

Цель урока:  обобщить полученные знания по теме « Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова, проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся;

Воспитательные:  воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1.Оргмомент  (Слово учителя о И.А.крылове, сообщения  учащихся)

2.Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза – Муравей),.

Например:

СЛОН МОСЬКА
СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО ОБЕЗЬЯНА
ОСЁЛ МУЖИК
ВОРОНА ЛИСИЦА
КУКУШКА ПЕТУХ

 

3.Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

 

Басня. Её мораль.
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.
Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей – мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет
Автор представляет нам одних как трудолюбивый народ, другая же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал.

 

  1. «Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

а)Квартет

Проказница-Мартышка, ____, Козел да косолапый Мишка
Затеяли ________ Квартет.
Достали нот, баса, ______, две скрипки
И сели на ________ под липки –
Пленять своим ________ свет.
Ударили в смычки, ________, а толку нет.
“Стой, ________, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ______.
Ты с басом, ________, садись против альта,
Я, прима, сяду ________ вторы;
Тогда пойдет уж _______ не та:
У нас запляшут лес и горы!”

б)СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!

5.Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.

  1. Вопросы -ответы.  а)Что такое басня?  

б)Что такое мораль? в)А откуда к нам пришли басни? д)Какой недостаток высмеивает автор в своих баснях? (глупость, бессердечие,беззаботность,невежество,лесть)  е)зачем он показывал людям их недостатки?    ж).Чему учат басни?       (трудолюбию,честности,доброте,благородству,благодарности,дружбе,добывать знания)

6.Словарная работа

ЛЕСТЬ, -и; ж.-Преувеличенное, угодливое восхваление кого-л., чьих-л. качеств или действий. Говорить без всякой лести.

глупость    –Недостаток ума, сообразительности. Поступил так по глупости.Иметь г. сделать что-л.
(поступить глупо, неосмотрительно). С глупостью на лице кто-л.

НЕВЕЖЕСТВО, -а; ср.
Отсутствие знаний, необразованность, неосведомлённость в чём-л. Н. лектора, ученика, политика. 

САМОМНЕНИЕ, -я; ср.
Преувеличенно высокое мнение о самом себе. Ну и с. у тебя, дружок! Оставь при себе своё с.!

учитель: Басня воспринималась как один из откликов на события, которые, чуть возникнув, становились историей. В ней видели сатиру на конкретные события. Тесная связь сюжета и образов с событиями истории сделали басню долго существующим жанром. Такова судьба некоторых басен Крылова (Волк на псарне), которые  были популярна и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.

 

7.Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Цитаты:  

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

Голубушка, как хороша! (Лисица и ворона.)

Голубушка, мне странно это…(стрекоза и муравей)
8.Итог урока.  Вопросы-ответы.

1Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

2На каком инструменте играл И. Крылов?

3.Что вы знаете о детстве И. Крылова?

4.Сколько басен создано И. Крыловым?

5Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *