Авторская программа «Формирование гражданственности, казахстанского патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе»
Михновец Людмила Александровна, учитель начальных классов
средней школы имени Н.К. Крупской города Державинска
Жаркаинского района Акмолинской области, стаж работы – 32 года
Оглавление
- I. Пояснительная записка……………………………………………………2
- II. Содержание программы. ……………………..……….………..…… .…6
III. Конспекты уроков русского языка в 4 классе.
- Имя существительное как часть речи.
«Пусть всегда будет солнце!»…………………………………………… …14
- Имя числительное как часть речи.
«Орел свободы»………………………………………………………………15
- Закрепление изученного о местоимении.
«Конь – символ силы нашего государства»……………………….……….17
- Определение спряжения глаголов.
«Казахстан – огромная юрта дружбы»……………………………………..19
- IV. Конспекты интегрированных уроков по математике
- Число 9. Цифра 9. 1 класс ………………………………………………..21
2.Семь чудес Казахстана…………………………………………………….28
- V. Конспект интегрированного по литературе в 4 классе
Творчество Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева,
Султанмахмута Торайгырова…………………………………………….…35
- Внеклассные мероприятия
- Классный час, посвященный 15-летию принятия Конституции
Республики Казахстан «Основной закон нашей страны» …..…………….38
- Классный час
«Государственные символы – национальная гордость»………………….41
- Классный час «Стратегия «Казахстан-2050»:один народ –одна страна –
одна судьба»…………………………………………………………………..46
- Классный час «Первый Президент – Назарбаев Н.А. »………………….53
- Устный журнал «Мое Отечество: вчера, сегодня, завтра»…….……… .57
- Торжественная линейка, посвященная Дню языков
народов Казахстана «Язык – живая душа народа»…………………….…67
- Фестиваль дружбы народов Казахстана
Русская ярмарка. 1 класс …………………………………… … ………….70
Презентация греческой диаспоры. 2 класс……….……………… ………..77
Презентация еврейской диаспоры 3 класс………………………… ……..83
Фольклорный праздник «Посвящение в казачата»………………………..86
8.«Здравствуй, праздник Наурыз!» Казахские народные традиции.
Обряд «Тұсаукесер»……………………………………………………….…88
Обряд «Ашамайга мингизу»…………………………………………………90
- Экскурсия в столицу Казахстана – Астану………………………..…….96
- Экскурсии в школьные музеи: Омурлыкской СШ,
Тассуатской СШ, СШ им. А. Укубаева…………………………….. …… 98
- Мероприятия, посвященные Дню Победы ……………………………100
VI.Результативность…………………………………………………………….103
VII. Список использованной литературы ………………………………….119
Пояснительная записка
«Мы создали Казахстан, надо создать казахстанцев».
Н.А. Назарбаев
«Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества»
Н.А. Назарбаев
«Человек является, прежде всего,
сыном своей страны, своего Отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы».
В.Г.Белинский
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его величественным вершинам и достойным страницам прошлого.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад вносит современная школа.
Идеал патриотического воспитания, его актуальная необходимость признаются в любом государстве. Патриотизм – это глубокое социальное чувство, стрежнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем.
Человек не рождается патриотом, он становится им в ходе воспитания и общественной жизни. Патриотизм является неотъемлемой частью общественного и гражданского сознания, стержнем повседневного поведения, направляющим ориентиром образа жизни. Основы патриотизма закладываются в семье. Первоначально это любовь к родному краю, этносу, отношение к окружающему миру.
Новизна проблемы казахстанского патриотизма состоит в том, что у нас в корне изменились ценностные и идеологические ориентиры в обществе, базис и настройка общества. Наконец, сам мир, в котором рождаются, живут и становятся гражданами новые поколения казахсатанцев.
Мир, в котором жили старшие поколения, отличается от мира, в котором рождаются, живут и становятся гражданами новые поколения казахстанцев. В стратегии «Казахстан – 2050» Президент Н.А. Назарбаев отметил: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. К 2050 году надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо о уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле». Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить эту проблему.
Нам нужно подготовить такого выпускника, который бы отвечал потребностям современного времени, обладал высоким уровнем нравственности. Выпускник будет востребован в нашем обществе не только как молодой человек, но и как гражданин – патриот.
В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальнее функционирование общества, была выдвинута идея упрощения мира и межнационального согласия, идея общеказахстанского патриотизма.
Общенациональным патриотизмом называется не противоречащее национальному самосознанию чувство глубокого понимания единства судеб и возможностей процветания всех народов, проживающих на территории республики.
Каждое слово в преамбуле Конституции соответствует требованиям воспитания казахстанского патриотизма – «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, строим государство Казахстан».
Программа «Формирование гражданственности, казахстанского патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе» разработана в соответствии с Государственной программой патриотического воспитания граждан Республики Казахстан, которая является главной нормативной базой для всех образовательных учреждений.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина Казахстана.
Цель данной программы охватить весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Цели программы: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности, способствовать воспитанию социально активной, морально-устойчивой, толерантной личности с активной гражданской позицией, знающей и соблюдающей законы РК; личности знающей и уважающей историческое прошлое своей страны, любящей свою Родину, несущий ответственность за ее судьбу.
Задачи программы:
– стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
– формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание;
– развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
– учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
– учить бережному отношению к общественному достоянию;
– прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
– прививать чувство любви к своему Отечеству;
–развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам Казахстана;
– воспитывать у молодёжи неприятие агрессии, насилия и войны;
–способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой.
Объект – учебно-воспитательный процесс деятельности младших школьников по гражданско-патриотическому воспитанию.
Предмет – содержание, формы и методы работы учителя с учениками.
Основные принципы обучения и воспитания
– принцип личностно-ориентированного подхода в обучении
– принцип непрерывности, систематичности
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
– принцип межпредметных связей
– принцип эмоционально-ценностных ориентаций
– принцип учёта возрастных особенностей
Технологии:
– Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
– Знакомство с традициями и обычаями казахского народа, фольклором;
– Организация экскурсий в музеи;
– Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
– Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного края;
– Проектная деятельность.
Формы работы:
– Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
– Деловые игры;
– Классные часы;
– Беседы, диспуты, викторины;
– Исследовательская деятельность;
– Коллективные творческие дела;
– Смотры-конкурсы, выставки;
– Соревнования;
– Экскурсии, поездки, походы;
– Трудовые дела;
– Тренинг
Условия успешной реализации программы
(педагогическая копилка)
– Изучение нормативно-правовых документов;
– знание психоэмоциональных и возрастных особенностей учащихся;
– изучение педагогического опыта коллег;
– освоение новых педагогических технологий;
– применение накопленного опыта на практике;
– рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает:
– повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
– повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
– повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества;
– формирование гражданско-патриотических качеств личности;
– систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и Казахстана, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе;
– посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
– инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
– честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Конечным результатом воспитания является личность выпускника школы. Это – патриот с активной гражданской позицией, культурно-просвещенный, нравственно-зрелый, способный к созиданию.
Школа уже сегодня несет ответственность за воспитание людей, имеющих глубокие знания о Казахстане, знания, основанные на мировой и национальных культурах, активную гражданскую позицию.
Направления деятельности:
- Урочная деятельность:
- Русский язык
- Математика
- Познание мира
- Литература
- Внеклассная деятельность:
- Национальное единство
- Гражданин и государство: взаимная ответственность
- Семейные общественные отношения: человек, семья, спорт, система образования, трудовой коллектив, армия, общество в целом
- Краеведение
Срок реализации программы: 2010 – 2014 г.