Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах (практикум для учителей начальных классов)


Шортандинская средняя школа №2

п.Шортанды Акмолинской области

учитель начальных классов

Гусарова Галина Петровна

 

Аннотация.

Данное пособие содержит разнообразные виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах, разработанные учителем начальных классов Гусаровой Г.П.  Задания носят развивающий характер, отражающий работу учителя над методической проблемой. Данное пособие рекомендовано учителям начальных классов, оно поможет организовать словарную работу на уроках русского языка в игровой и занимательной форме, привить интерес к изучению словарных слов.

 Зав. РМК:   Жаилганова С.С.

 “Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

А.В.Текучев.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Однако, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Предлагаю некоторые виды таких упражнений, используемых мною на практике.

  1. Классификационные группы.

Работа с данными группами слов может быть спланирована по неделям. Ежедневно меняются только формы работы над этими словами, а сами слова остаются в виде карточек на доске.  Учитель пишет диктанты с этими словами, составляет связный рассказ, предложения, разбирает эти слова по составу, делает фонетический разбор и т.д.

ГРУППЫ СЛОВ:

  • Ребята, девочка, мальчик, фамилия.
  • Ученик, учитель, класс, дежурный.
  • Город, деревня, Астана, родина, Казахстан.
  • Карандаш, пенал, тетрадь, альбом, резинка.
  • Воробей, ворона, сорока, петух, ласточка, жаворонок, дятел.
  • Корова, собака, щенок, баран.
  • Машина, работа, завод, фабрика.
  • Мороз, ветер, солнце, хорошо.
  • Заяц, лисица, медведь, крокодил.
  • Одежда, пальто, платок, варежки, сапоги
  • Мебель, предмет, порядок, красиво.
  • Посуда, стакан, тарелка, сковорода, кастрюля.
  • Молоко, сахар, салат, арбуз.
  • Капуста, морковь, горох, ягода.
  • Вопрос, диктант, изложение, русский, язык.
  • Народ, товарищ, человек, здравствуй, спасибо.
  • Береза, каштан, рябина, урожай.
  1. Использование метода игры.

1) «Словарные прятки»

В тексте стихотворения С. Я. Маршака «Ночная страница» есть сло­варные слова. Кто больше всего запомнит встретившихся словарных слов, тот и победитель. Можно для себя на листике определенными символами помечать эти слова.

«Перед вами — страница ночная.

Столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с московских холмов,

И с каждой минутой тускнее

Бессчетные окна домов.

Встречаясь на всех перекрестках,

Бегут фонари через мост.

 

 

2) Найдите в тексте стихотворения Я.Акима «Март» словарные слова:

Треплет ветер за окном

Погляжу на воробья

Дерево без листьев,

Весело качается!

Воробей сидит на нем,

Понимаем, он и я,

Перышки почистив.

Что зима кончается.

3) «Перевертыши»

Прочитайте предложения слева направо, а затем справа налево.

Гори, пирог.    

Город тот дорог.

Я око поко т.

Хорош шорох.
Театр тает.

Конус и рисунок.

Тенор? О нет!

Тонет енот.

А ремень — не мера.

Город у дорог.

Лимузин изумил.

Тина барабанит.

Отлично кончил-то!

Кит на море романтик.

Ужас: ангел лег на сажу.     Около меня не молоко.

Туши рано фонари, шут!     Оселок как колесо.

Комок, еще комок. А то — барана работа.
4) «Доскажите вежливое словечко»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Если больше есть не в силах,

Скажем бабушке… (спасибо!)

Когда бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

5) «Найди слово в слове»

В каких словах есть числа? (сорока, стол, стог, столица, родина).

Где спрятались ежи и ужи? (дежурный, ужин).

Любимые слова Каркуши (карандаш, карнавал, картофель, картон, карман, карниз.

Любимые слова квакуши (квартира, квартет, Москва, квадрат).

В каких словах растет ель? (учитель, картофель, метель).

6) Игра «Назови одним словом»

Как одним словом предметы назвать? (Мебель)

Чашка, тарелка, кофейник и блюдце — Как одним словом они назовутся? (Посуда)

Поезд, автобус и самолет —

Общее слово кто назовет? (Транспорт)

Картофель, капуста, морковь, кабачок —

Как одним словом назвать их, дружок? (Овощи)

Яблоко, груша, айва, абрикос —

То же задание, тот же вопрос. (Фрукты)

Мячик и шарик, юла и машинка,

И обязательно кукла Маринка.

7) Задачи-игры

«А — словарь»

Учитель называет словарное слово на букву А, ученики подбирают слова — синонимы, определяют род имен существительных. Авария — … (повреждение, катастрофы). Азарт — … (воодушевление, задор, страстность). Азбука — … (букварь, алфавит).

Антракт — … (перерыв, остановка). Аромат— … (запах, благоухание, благовоние). Атмосфера — … (воздух, среда).

8). «Задание от классика».

О каком месяце писали поэты-классики?

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно,

Грачей пролетные,стада

Кричат и весело, и важно. (Апрель)

И. Бунин

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят… (Апрель)

И. Никитин

Кружится жаворонок звонкий, Лазурный тихий небосклон. И воздух чистый, воздух тонкий Благоуханьем напоен. (Май)

К. Рылеев

В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Резче голос стрекозы… (Июль)

Ф. Тютчев

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина. (Сентябрь)

Н. Греков

Поля без стад, леса унылы,

Ни скудных листьев, ни травы.

Не узнаю растущей силы

В алмазных призраках листвы… (Октябрь)

А. Фет

9). Игра – подсказка

_ о _ о _ _ _  (воробей)

_ е _ _ _         (петух) и др.

  1. «Однокоренные слова».

После знакомства со словарным словом, желательно организовать орфографическое чтение однокоренных слов. Вот примерные группы однокоренных слов:

Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

Альбом, альбомчик, альбомный, альбомишко.

Арбуз, арбузик, арбузный, арбузище.

Баран, баранчик, бараний, барашек, барашковый.

Береза, березка, березонька, березняк, березовый, подберезовик.

Болото, болотце, болотный, болотистый.

Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

Ботинки, ботиночки, ботиночный.

Быстро, быстрый, быстрота, побыстрее, быстренько.

Валенки., валеночки, валеночный.

Варежки, варежечки.

Весело, веселый, веселеть, веселить, развеселый, невеселый, пове­селел.

Ветер, ветерок, ветрище, ветрило, ветряк, ветреный, ветряной, вы­ветрить, обветрить.

Вопрос, вопросительный, вопрошать, вопросник, вопросик, вопро­шающий.

Воробей, воробушек, воробышек, воробьиха, воробьиный.

Ворона, воронушка, вороненок, воронье, вороний, воронить, про­воронить.

Город, городок, городишко, городище, городской, горожанин, заго­родный, пригород, город-герой, городошник, городошный.

Горох, гороховый, горошек, горошина, горошинка.

Девочка, девчушка, девчурка, девчонка, девчоночка.

Дежурный, дежурить, дежурство.

Деревня, деревенька, деревушка, деревенский.

Диктант, диктовка.

Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

Завод, заводской, заводишко, заводчик, заводчане.

Заяц, зайчик, зайка, заюшка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчиха, зайчатина, заячий.

Здравствуй, здравствуйте.

Изложение, излагать, изложенный.

Капуста, капустный, капустка, капустница, капустник.

Карандаш, карандашик, карандашный.

Кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка.

Каток, катание, кататься, катиться.

Каштан, каштановый.

Класс, классный, внеклассный, соклассник, соклассница, однок­лассник, одноклассница.

Коньки, конькобежец, конькобежный.

Корова, коровка, коровушка, коровенка, коровник, коровий.

Красиво, красота, красотища, красотка, красоваться, прекрасный, красивый, красавец, красавица, красавчик, краса.

Крокодил, крокодилий, крокодиловый.

Лисица, лисичка, лисий.

Лопата, лопатка, лопаточка.

Мальчик, мальчуган, мальчишка, мальчонка, мальчоночий, мальчи-‘ шеский, мальчишество, мальчишник, мальчишничать.

Машина, машинка, машинистка, машинист, машинный.

Мебель, мебельный, мебельщик, меблировать, меблировка.

Медведь, медведюшка, медведище, медведиха, медведица, медвежа­тина, медвежонок, медвежий, медвежатник.

Молоко, молочный, молокозавод, молочко, молочник, молочница, молочишко.

Морковь, морксвка, морковочка, морковный, морковник.

Мороз, морозище, Морозко, морозно, заморозки, подморозило, об­морозить, отморозить, перемерзло, подмерзнуть, разморозить, промер­знуть, примерзнуть, морозить.

Народ, народный, народишко, народище, народец, обнародовать, международный, народовластие.

Одежда, одежонка, одежка, одежный.

Пальто, пальтецо, пальтишко, пальтовый, полупальто.

Пенал, пенальчик.

Петух, петушок, петушиный, петушиться.

Платок, платочек, платочный, платковый.

Порядок, порядковый, упорядочить, порядочек.

Посуда, посудка, посудина, посудник, посудный, посудомойщик, посудомойщица.

Предмет, предметный, предметник.

Работа, работать, работник, работница, рабочий, выработка, дорабо­тать, заработать, наработать, обработать, переработать, подработать, от­работать, поработать, приработать, проработать, разработать, сработать.

Ребята, ребенок, ребеночек, ребятишки, ребятушки, ребятня, ребя­чий, ребяческий, ребячество.

Резинка, резина, резиночка, резиновый, прорезиненный.

Родина,родной.

Русский, обрусеть, нерусский.

Рябина, рябинушка, рябиновый, рябиновка.

Салют,’1 салютовать.

Сапоги, сапожок, сапожище, сапожник, сапожница, сапожный.

Сахар, сахарок, сахарный, сахарочек, засахарить, посахарить.

Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

Сковорода, сковородка, сковородочка.

Скоро, поскорей, скорый.

Собака, собачка, собачонка, собачий, собачник, собаковод.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, солнцестояние.

Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Сорока, сорочий, сорочьи.

Спасибо.

Стакан, стаканчик, подстаканник, стакашек, стаканный.

  1. Разбор слова по составу.

Для такой работы часто предлагаю слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

  1. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз – бриллиант,

алфавит – азбука,

вдруг – внезапно,

весело – радостно,

ветер – ураган – вихрь,

воин – боец – солдат – витязь,

желать – хотеть,

извините – простите,

иногда – изредка – подчас – порой,

комната – светлица – горница – каморка,

космос – вселенная,

красивый – прекрасный,

путешественник – путник – турист,

рассвет – восход,

ребёнок – малыш – дитя – крошка – детёныш – малютка,

спасибо – благодарю.

Антонимы:

богатство – бедность,

быстро – медленно,

весело – грустно,

город – деревня,

дорога – аллея, шоссе,

дорогой – дешёвый (товар),

женщина – мужчина,

здоровый – больной,

здравствуй – до свидания, прощай,

красиво – уродливо,

мороз – жара,

пришел – ушел,

рассвет – закат,

родина – чужбина,

спасибо – пожалуйста,

устный – письменный,

хорошо – плохо,

чёрный – белый.

  1. Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium “головка”)

карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

шахматы (персидское выражение “шах умер”)

  1. Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет

орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

  1. Работа с пословицами. Уместно предлагать и вставление

пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Тот герой, кто за Родину горой.

Декабрь – хвостик года.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Большому кораблю большое плавание.

Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.

Растение – земли украшение.

Трава соломы зеленее.

Дружные сороки и гуся утащат.

Сам погибай, а товарища выручай.

Крепкую дружбу топором не разрубить.

Упустишь время, потеряешь урожай.

Хорошее начало – половина дела.

О человеке судят по его труду.

Яблоко от яблони недалеко падает.

  1. Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Вдруг забили барабаны.

Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

***

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром. (С. Есенин)

***

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

***

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

***

Осторожно ветер

Из калитки вышел.

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

***

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

***

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

***

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина. (Я. Аким)

***

Одеяло убежало,

Улетела простыня.

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня. (К. Чуковский)

 

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

***

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

***

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

  1. Использование загадок.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

***

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

***

Это кто бежит такой

По лесной опушке,

Белый весь, как снег зимой,

Ушки на макушке? (Заяц)

***

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

***

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)

За стеной костяной,

Соловейко, спой! (Язык)

 

  1. Составление ассоциативных рядов.

 

 

          В                                 Н

У  Ч  Е  Н  И  К                   П  О  Р  Т  Ф  Е  Л  Ь

Ж                                   В                                    

         Л                                    Ы

         И                                    Й

         В

         Ы

         Й

 

 

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *