ФИЗМИНУТКИ на первых порах обучения в школе


Шортандинская средняя школа №2

п.Шортанды Акмолинской области

учитель начальных классов

Гусарова Галина Петровна

Учитель  может сделать

для здоровья ребенка

 гораздо больше, чем врач.

Главная задача учителя в школе – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы: это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся. Но более правильным представляется внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий. Они  не только оберегают здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствуют воспитанию культуры здоровья.

Это важно, так как задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Данная разработка предполагает проведение физкультминуток, динамических пауз, различных комплексов  упражнений, как на самом уроке, так и на перемене. В сборник включены как авторские приемы, так и те, которые используются учителем на протяжении 25 лет работы в начальном звене.

Учитель работает над реализацией одного из пункта общешкольных задач: «Целенаправленная работа всего педагогического коллектива по реализации программы «Экология, ЗОЖ, школа», поэтому забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива данной школы.

РАЗДЕЛ 1.

Авторские физминутки (автор: Гусарова Г.П.)

Физминутка № 1

Раз-два, выше ногу!

Собираемся в дорогу.

Три – четыре, дружно в путь!

Физминутку не забудь!

Физминутка № 2

Мы веселые ребята (улыбаются),

А теперь мы все зайчата (показывают)

А сейчас мы белочки,

Мальчики и девочки.

Вместе весело бежим

И на месте не стоим! (бег на месте)

Физминутка № 3

Перестанем мы писать –

Будем дружно отдыхать.

Голову поднимем выше,

Плечи шире, руки ниже

Плавно руки мы  опустим.

Хворь и боль к себе не пустим!

Физминутка № 4 (для пальчиков)

Дождик капает на парты, –

Кап-кап, кап-кап.

А теперь в ладоши наши, –

Кап, кап, кап, кап.

Дождик, дождик, ты быстрей

Бей в ладоши веселей!

 

Физминутка № 5 (для пальчиков)

Девочки и мальчики

Поднимают пальчики.

Громко ими хлопают,

Каждый пальчик трогают.

– Ты, большак, не уставай,

– А, мизинчик, – помогай!

– Безымянный, покажись!

– Средний пальчик, поднимись!

Вот какие пальчик,

У девочек и мальчиков!

Физминутка № 6 (на уроке познания мира))

Воробей, воробей!

Вылетай-ка поскорей!

Воробей чирикнул громко,

На урок позвал к нам солнце.

Солнышко, заходи!

Оставь зиму позади!

Физминутка № 7

Мы устали, мы устали,

И поэтому все встали.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Пальцы крепко мы сожмем,

Потом руки разведем,

Головою мы помашем

И друг другу дружно скажем:

– Будем все здоровыми,

Крепкими, веселыми!

Физминутка № 8 «Дружная»

На зарядку дружно мы:

– ПОДНИМАЕМСЯ!

Физкультурой дружно мы:

– ЗАНИМАЕМСЯ!

Раз, два, три, четыре!

Ноги вместе, руки шире.

Пять, шесть, семь, восемь

Лень свою мы все отбросим!

Девять, десять, девять, десять

Мы присядем дружно вместе.

Приседанья начинай

И прыжками добавляй!

Физминутка № 9 (для пальчиков)

Очень много мы писали

И немножечко устали,

Мы немножко отдохнем,

Пальчик все разотрем,

А потом потрем ладоши,

Не устанут пальцы наши!

Физминутка № 8 (на день Космонавтики)

Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
Мы на месте походили.

Физминутка № 10

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Физминутка № 11 (для пальчиков)

“Птенчики в гнезде” – обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить, то же другой рукой.

Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.

Раздел 2 . Активные динамические паузы.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано просыпались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

И обратно возвращались.

***

Мы грибочки собирали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку:

Молодцы, мои зайчишки.

Замедляем, зайки, шаг

***

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

***

Я тетрадочку открою
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

***

Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на пол погляди,
И снова наверх – где там муха летит?
Глазками повертим, поищем её,
И снова работаем, немного ещё.
(Обвели глазками доску, стену, глазки вправо, влево, «восьмёрочка»).

***

Лучшие  качели- гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, да-да-да!

Тот не огорчается ни-ког-да!

***

ЛУНА

В небе плавает луна (плавное покачивание)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять.

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять –

(хлопки над головой)

И пониже перевесить.

(руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

(дети тихо садятся)

***

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

***

Солнце глянуло в окошко

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянем пошире,

1, 2, 3, 4, 5.

И на месте поскакать.

На носок потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

***

Мы становимся, всё выше, достаём руками крыши.

На два счёта подтянись,

Три, четыре – руки вниз.

***

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопки в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре

И на месте походили.

***

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Утром хомка просыпался,

За зарядку принимался.

Лапки кверху поднимал,

Тут же вниз их опускал.

Прыгал – прыгал, топал-топал

И себе в ладоши хлопал.

***

Утром встал Волчек на лапки

Приготовился к зарядке.

Наклонился вправо влево,

Приседанье браво сделал.

На носочки встал на пятки

Вот и кончилась зарядка.

***

Дыхательная гимнастика

На вдох потянуться на носочках,

Руки вверх,

На выдох опускаем руки  вниз,

Встать на ступню.

***

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

****

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

***

Вы, наверное, устали?

А сейчас все дружно встали.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

***

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По дорожке побежим,

До лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

***

Буратино потянулся (Дети поднимают руки вверх, потягиваются),

Раз нагнулся, два нагнулся (Дети выполняют наклоны вперёд),

Руки в стороны развёл (Разводят руки),

Ключик видно не нашёл (Пожимают плечами).

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать (Дети встают на носочки, вытягивают руки вверх).

***

Два прихлопа, два притопа,

Ёжики, ёжики.

Бег на месте, бег на месте,

Ножницы, ножницы.

Наковальни, наковальни,

Зайчики, зайчики.

Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе!

Девочки! Мальчики!

***

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

***

Мы считали и устали,

Дружно тихо мы все встали,

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

***

А сейчас хочу, я, дети

Прокатить вас на карете.

Ну-ка, братцы, не зевайте-

Все к карете подбегайте. (Бег на месте)

***

Дует ветер нам в лицо (руками к лицу)

Закачалось деревцо (влево, вправо наклоны)

Ветерок всё тише, тише (приседают)

Деревцо всё выше-выше (поднимаются на цыпочки)

***

Гимнастика для язычка”

“Вкусное варенье” – язычком слизать воображаемое варенье с губ.

“Лошадка” – кончиком языка” поцокать”.

“Одуванчик” – сдуть губами все пушинки с воображаемого цветка

***

Игра “Деревья, кустарники, травы”

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках познания мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира (“Какие бывают животные?”, “Какой бывает транспорт?”).

Физминутка  сидя за столом.

Птицы на юг улетают – (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли – (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали – (движения руками имитируют махи крыльев).

  1. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй – с мизинца.

1-2-3-4-5 будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

  1. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Для пальчиков:

(Поднимаем на двух руках сразу большой пальчик, затем все остальные):

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой (загибаем большой палец)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его (указательный)

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине (средний палец)

Этот пальчик безымянный, –

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Он и ловок, и удал!

Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики проснулись,
(локти на столе, пальцы широко развести в стороны)
С добрым утром! (рукопожатие)
Потянулись! (не разжимая пальцев, потянуть руки вверх)
Стали дружно умываться (трут ладошки друг друга)
Полотенцем вытираться (скользящие движения ладошками)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем (массаж пальцев)
Дружно делаем зарядку (произвольные движения кистями)
Садимся за парту и смотрим в тетрадку (руки на локоть).

***

Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
***

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

***

Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

Упражнения для губ:

Лягушка – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Хоботок – губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Лягушка – хоботок – на счёт “раз-два” чередовать упражнения.

Упражнения для языка:

Качели – улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт “раз-два” из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Маляр – улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Лошадка – пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён.

Посчитай верхние зубы – кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

***

Шли мы после школы, – взмах рукой назад.

Шли мы просто так. –

Прямо – идти вперёд, указывая рукой вперёд.

И направо, – идти направо, небольшое движение рукой направо.

А потом – жест “внимание”, указательный палец поднять вверх.

Назад, – идти назад, махнуть рукой назад, за спину.

А потом обратно, – повернутся на месте, показав рукой поворот.

А потом кругом, – повернутся на месте вокруг себя.

А потом вприпрыжку, – подпрыгивать на месте.

А потом бегом. – бежать по кругу друг за другом.

***

Артикуляционная гимнастика ( зеркала)

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать: Раз, два, три,
четыре, пять!
Язык можно убирать.

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.

***

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз
Я до крыши поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.

***

Малышата – индюшата
Лапками топочут,
Весело бормочут,
Бл-бл-бл-бл-бл-бл

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *