Влияние применения учителями семи модулей Кембриджского Университета на адаптацию личности старшеклассника к изменяющимся условиям современного мира


Минкина Татьяна Александровна
школьный психолог ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акиматаАулиекольского района»

Современный мир характеризуется постоянно меняющимися социальными условиями.

Каждому человеку как личности приходиться адаптироваться к ним либо же он теряется в круговороте событий. Я считаю, как личность будет адаптироваться, зависит от уроков во многом от уроков школьного учителя, от наставника, от системной работы школьного психолога. Ведь адаптация- это только начальный этап социализации, основанный на реальном повседневном, регулярном взаимодействии с людьми разных профессий, разных возрастов, разных социальных групп.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Я как школьный психолог к изучению личности старшеклассника подхожу с применением различных диагностических методик, исследованием развития личности на уроках. И именно здесь на формирование  личностных качеств, необходимых в современном динамическом мире, оказывает влияние применения учителями на уроках семи модулей Кембриджского Университета.

Каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет немаловажную роль. Личность  -это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения[1]. На формирование личности влияют дошкольное обучение, школьные годы.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность  педагога протекала и осуществлялось им в интересах психического развития учащегося и носило стимулирующий характер. Использование методов формативного оценивания помогает старшеклассникам вырабатывать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появляется интерес к учебе, повышается чувство взаимопомощи, коллективизма.

В глазах детей можно увидеть искорку желания учиться, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно же, прогресс, который способствует формированию личностных качеств, таких как толерантность, взаимовыручка, желание прийти на помощь в трудных ситуациях.

При применении модуля  этапы урока имеют логическую завершенность, старшеклассники привыкают к постоянному анализу своих действий, действий группы.  Учителями при применении семи модулей создается атмосфера сотрудничества,  располагающая к раскрытию и развитию коммуникабельности учащихся. Для достижения активности всех учащихся необходимо знать и учитывать  в учебном процессе индивидуальные особенности каждого ученика, и в этом неоценима помощь школьного психолога.

Применение учителями таксономии Блюма является мощным двигателем в развитии психических, мыслительных  качеств личности старшеклассника. Если учащийся овладел такими мыслительными процессами как синтез, анализ, то можно говорить о высшем влиянии обучения на развитие личности. Умение комбинировать элементы, так чтобы получить целое, обладающее новизной, помогает старшеклассникам адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Целью современного воспитания является воспитание свободной  и самостоятельной личности, личности с сформированной субъектностью. Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать  планы жизни. Но её надо развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что является целью  учителя для адаптации старшеклассников к меняющимся социальным условиям [2]. Это достигается в процессе обучения и воспитания старшеклассников с помощью развития самоценных форм активности. Учителями даются такие задания, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, свободе мысли и фантазии. В ходе уроков создаются коммуникативные условия для поддержки: учитель передает ученику свою заинтересованность происходящим, удивляется и радуется вместе с ним, постоянно фиксирует успех школьника, на уроках создается атмосфера защищенности при общении  с учителем и классом, ободряются и поддерживаются любые попытки ответов и внушается ценность  участия ученика в диалоге.        Учителя при использовании семи модулей Кембриджского Университета создают щадящие условия при ответе учеников с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью, не допускаются действия со стороны отдельных старшеклассников, подавляющие творческую активность одноклассников на уроках и внеклассной деятельности.

Учителями на уроках постоянно применяются групповые формы работы, что способствует развитию коллектива класса и адаптации учеников к меняющимся группам. Коллектив – группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности [3]. Детский коллектив – детская группа,  в которой создается система высоконравственных и  эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию  индивидуальности каждого его члена.  Старшеклассник в коллективе класса проходит социальную адаптацию – приведение индивидуального и группового поведения в соответствие  с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системы норм и ценностей.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степени независимости от общества, способной противопоставить  себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает   наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Сформированные эти способности позволяют личности быстро адаптироваться  в меняющихся социальных условиях современного мира.

Адаптация учеников нашей школы не сводится просто   к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми потенциально опасными условиями, а так же способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей и стремлений.

Адаптивному поведению присущи успешное принятие решения, инициатива, определение собственного будущего. Такое адаптивное поведение представляет существенный интерес в связи с тем, что в нем содержится идея  целеустремленного и преобразующего характера личностной активности. Личность,  таким образом, адаптированная, не уклоняется, не бежит от трудностей,  проблем, а преобразует эти ситуации, использует их для осуществления своих целей,  стремлений,       не особенно ожидая помощи и советов от других.

Хорошо адаптированным психоаналитики считают того человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации:

а) аллопластическая адаптация – изменение мира «под себя»;

б) аутопластическая адаптация – изменение себя «под мир».

К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации Г. Гартманн добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма. Психоаналитики придают большое значение социальной адаптации личности. Г. Гартман отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде,  которая  частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но  и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большой степени свою среду человек создает сам. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность, а переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так  и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Под социальной адаптации понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальных условий жизнедеятельности. И именно поэтому в современном переходном обществе Казахстана придается большое значение Программам содействия социальной адаптации молодежи. И я как школьный психолог имею прямое отношение к решению этого вопроса.

 

 

Библиографический список

 

1.      Айзенк, Г Как измерять личность/ Г. Айзенк, Г. Вильсон 2000 г-  с. 12.

2.      Краткий словарь по социологии- М. 1989 с.22 .

3.      Гидденс Э. социология/ Э. Гидденс- М, 1999г 50c.