Консультация «Утро с зарядки»
Мельтишинова Татьяна Григорьевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»
Каждый родитель хочет , чтобы их ребенок рос сильным, здоровым, веселым. Для этого есть очень много различных положительных способов. И один из них – это утренняя зарядка! С раннего детства приучайте его к ЗОЖ – закаливайте, делайте вместе зарядку, соблюдайте режим дня, правильно питайтесь.
Утренняя зарядка для детей, как и для взрослого человека, очень полезна по ряду следующих причин:
-Во-первых, у детей, которые регулярно занимаются утренней зарядкой значительно лучше сопротивляемость к болезням, у них крепче иммунитет.
-Во-вторых, зарядка – это отличный способ быстро избавиться от утренней сонливости, она обеспечивает прилив энергии и бодрости.
-В-третьих, ребенок, который привык начинать день с утренней зарядки, отличается от других детей дисциплинированностью, организованностью, выносливостью. Также утренние упражнения способствуют физическому развитию, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Но часто бывает так, что у ребенка нет особого желания и энтузиазма заниматься этим полезным делом – зарядкой.
Как же приучить детвору к утренним упражнениям? Что нужно сделать, чтобы дети сами хотели и систематически, каждое утро делали утреннюю зарядку?
Прежде чем заставить ребенка делать зарядку, родителям нужно убедить самих себя выполнять упражнения всем вместе, подавая этим ребенку прекрасный пример. Вместе с мамой и папой ребёнок с удовольствием будет делать зарядку, и повторять за ними даже сложные упражнения.
Заставлять ребенка нельзя, так как угрозы или даже простое наказание (не будешь сегодня кататься на самокате) не принесут успеха. В этом случае ребенок станет делать утреннюю зарядку против своей воли, со слезами или без желания, что приведет к ненависти к спорту. Помимо этого, выполняя упражнения, малыш будет получать психологическую травму, что никак не способствует здоровью. Всегда можно найти подход к ребёнку. Один из способов – игровая форма проведения, с различным инвентарем, летом на воздухе.
Итак:
Правило номер один – это утренняя зарядка для детей должна выполняться с желанием.
Второе правило – выполнения зарядки по утрам заключается в подборе времени. Зарядка должна выполняться в определенные часы каждое утро. Никаких выходных и праздников. Исключением должна стать болезнь ребенка, его плохое самочувствие и вялое настроение. В этом случае нужно пропустить упражнения, но вернуться к ним на следующий день.
Делать зарядку всей семьей.
На заметку родителям:
Подбирать упражнения нужно с учетом возраста ребенка. Сложные приседания и отжимания, сразу исключаются,так как ребёнок не сможет их выполнить.. Ребенок попытается повторить за своим папой, но у него не получится и это может травмировать неустойчивую психику ребёнка. Последует отказ от утренней детской зарядки.
Завлечь ребенка игрой.
Существует несколько правил, чтобы ребёнку нравилось и хотелось выполнять утром зарядку и их нужно взрослым соблюдать:
-выполнять упражнения сразу после сна;
-нельзя есть перед зарядкой и пить;
-превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа;
-включить веселую музыку;
-родители должны быть в хорошем настроении.
Интереснее ребенку будет, если зарядку делать в форме игры, а не заставлять малыша.
Например, поставить сценку. Выучить стишки и читать их по ролям. Можно использовать различные спортивные аксессуары — мячи, гантели и так далее.
Соблюдая ряд нехитрых правил, можно привить у ребенка любовь к утренней зарядке. Главное, чтобы ему было интересно и весело. Так он захочет делать упражнения каждое утро, что постепенно перерастет в привычку.
Интересный и познавательный мультфильм «Уроки тетушки совы» приучит ребенка к ежедневной утренней зарядке. Хорошая графика, смешные персонажи понравятся малышу, и он будет ассоциировать зарядку, как элемент игры. Обычное подтягивание превратится в занимательную игру: «Вот каким я стану, когда стану большим!».
Рассказать ребенку о пользе зарядки поможет и сказка «Зарядка и Простуда», которую вы можете почитать в свободное время, а потом вспоминать с ребёнком сюжеты из прочитанного произведения.
«В одном небольшом городке жила-была Зарядка. Симпатичная, молодая, с волосами, собранными в задорные хвостики. Ранним утром она пружинящим шагом спешила к ребятам в детский сад. В руках у Зарядки — то яркий большой мяч, то спортивный обруч, то теннисные ракетки. Ребятишки с нетерпением ждали Зарядку, хорошенько проветривали комнату, включали бодрую веселую музыку. Каждое утро Зарядка занималась с малышами спортивными упражнениями: ходьбой, бегом, прыжками, игрой в мяч.
В этом же городке жила вредная востроносая старушонка. Она вечно хлюпала покрасневшим носом, чихала, кашляла, вытирала слезящиеся глаза и норовила всех вокруг заразить. Звали эту старуху Простудой.
Однажды Простуда прочитала объявление в газете, что детскому саду требуется уборщица. Она повязала клетчатый платок, надела темно-синий застиранный халат и отправилась в детский сад наниматься на работу.
– Очень хорошо, что вы пришли! — обрадовалась заведующая детским садом, — нам как раз нужна уборщица, а заодно и дворник по совместительству. Вы согласились бы исполнять эти должности?
– Согласна. Согласна! — закивала головой Простуда и тут же громко чихнула. — Ап-чхи! Ап-чхи!
– Будьте здоровы! — вежливо пожелала ей заведующая. – Может быть, вы нездоровы?
– Нет, нет! — возразила Простуда. Я совершенно здорова, это у меня аллергия на пыль. Больно уж пыльно у вас тут! Давно уборку никто не делал.
На следующее утро она пришла в детский сад, взяла ведро, тряпку, швабру и сделала вид, что берется за уборку. А сама принялась кашлять, громко сморкаться и чихать прямо на ребятишек.
День чихала, два чихала, три чихала, а толку никакого! Никто из детей не заболел. Ведь ребятишки в этом саду закаленными были.
Разозлилась востроносая старушонка-Простуда, а потом призадумалась. Думала она, думала и догадалась, что все дело в Зарядке! С утра пораньше вышла Простуда к воротам детского сада и давай пыль метлой поднимать. Мимо как раз Зарядка пробегала. Только она хотела войти в ворота, как Простуда ей путь преградила.
– Пустите, бабушка, а то я опоздаю! — попросила Зарядка Простуду.
– И-и-и, милая! Зря торопишься, деток-то в саду нету!
– Как — нет? А куда же они делись? — удивилась Зарядка.
– Их в другой сад перевели, а здесь ремонт намечается. Так-то! — сказала Простуда и снова взялась за метлу.
– Что ж, жаль! — ответила Зарядка и повернула назад.
Напрасно ждали ее ребята. Зарядка к ним больше не приходила…
А вредная Простуда между тем старалась вовсю: непрерывно чихала, кашляла и сморкалась в огромный грязный платок.
– Что же было дальше, спросите вы? А вот что.
Сначала заболела одна девочка, за ней другая, потом еще один мальчик, и скоро вся группа слегла с температурой, насморком и кашлем.
– Как ты думаешь, почему заболели дети? (Предположения ребенка).
– Верно! Всех заразила вредная старушонка Простуда. Только с одной девочкой Таней — Простуда не справилась! Та не кашляла, не чихала, а продолжала ходить в детский сад бодрая, как всегда.
– В чем тут дело? — недоумевала Простуда.
Как ты думаешь, почему Таня не заболела?
А все было очень просто! Таня утром обливалась холодной водой, а потом вместе с мамой и папой занималась физическими упражнениями. Вот Простуда и не смогла девочку свалить!
Как-то Таня шла по улице и встретила Зарядку. Девочка поздоровалась с ней и спросила, почему Зарядка не ходит в сад.
– Как? — удивилась Зарядка. – А разве ваш садик не переехал?
– Конечно, нет! Никуда мы не переехали, а вот без тебя ребята заболели.
-Хорошо, что ты мне об этом сказала. Сейчас же пойдем в детский сад! — воскликнула Зарядка.
Те ребята, что уже поправились, очень обрадовались, когда улыбающаяся Зарядка вошла в зал.
Она сейчас же включила музыку, и занятие началось.
Зловредной Простуде это очень не понравилось: она стала еще сильнее кашлять, чихать и шмыгать носом.
Наконец, это заметила заведующая. Она вызвала уборщицу в свой кабинет.
– Уважаемая! – обратилась она к Простуде. — Вы сказали мне, что совершенно здоровы, а сами всех обкашливаете и обчихиваете, это не дело! Вы мне всех малышей заразили! Отправляйтесь-ка домой и лечитесь. Вызовите врача, возьмите больничный лист. Пока совсем не поправитесь, на работе лучше не появляйтесь. Это мой приказ! — строго добавила заведующая.
Простуде ничего не оставалось, как убраться восвояси.
А ребята снова стали заниматься по утрам с Зарядкой и совсем перестали болеть».
Зарядка должна быть:
Постепенной.
От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
Разнообразной.
Примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений ( «самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).
Регулярной.
Оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.
Умеренной.
Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка
Доступной.
Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
Одежда ребенка не должна сковывать его движений, а лучше и вовсе проводить зарядку в трусиках и босиком. В детской зарядке не должны использоваться гантели и другие утяжелители. Нельзя перенапрягать малыша. Зарядка должна продолжаться от 5 до15 минут, и нужно строго следить за его осанкой, правильным исполнением упражнений и дыханием.
Проводить зарядку лучше под любимую музыку ребенка, и сделать упражнения своеобразным ритуалом – пусть это будет игра. Тогда утренняя зарядка станет малышу в радость.
Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе ( «с-с-с»; «ш-ш-ш»).
Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Главная часть зарядки должна состоять из упражнений, выполняемых с нарастающей интенсивностью, которые укрепляют мышцы, суставы и сухожилия. В их число входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса, наклоны в стороны, способствующие укреплению боковых мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и спину.
В детском саду утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми с одной возрастной группой, в удобной для ребёнка спортивной форме. Постепенно дети привыкают к определенному порядку, дисциплине, к выполнению некоторых трудовых навыков (подготовить физкультурные пособия, убрать стулья и т. д.) Утренняя гимнастика проводиться в спортивном зале, на участке весной, летом и осенью. Утренняя гимнастика проводиться под музыкальное сопровождение, с физкультурными пособиями (флажками, кубики, мячи, обручи), которые повышают интерес, улучшают качество движений.
Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого ребенка. Решить эту задачу можно только общими усилиями детского сада и семьи.
Приучая детей с малых лет выполнять утренние упражнения на все будущие годы, мы закладываем фундамент, вырабатывая привычку у детей делать утреннюю зарядку каждое утро, приучаем детей проявлять заботу к своему здоровью.
Уважаемые родители, ваше желание видеть своего ребёнка смеющимся, весёлым, здоровым зависит в первую очередь от Вас! А мы воспитатели, физинструктор всегда готовы прийти Вам на помощь! Будьте Все здоровы и счастливы!
Метки: воспитатель, детский сад, дошкольное образование