Маленькие попрыгунчики.


Литвинова Екатерина Андреевна

инструктор по физической культуре ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»

Актуальность

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства.  В настоящее  время широкое применение в детских  садах получили разнообразные виды мячей

Мячи позволяют разнообразить подвижные игры, они дарят детям радость и здоровье. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий  всего организма. Одна из популярных игр в современном мире является Фитбол

Фитбол в переводе с английского означает “мяч для опоры”, который используется в оздоровительных целях.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.

За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма

Целью моей работы: Развивать (совершенствовать) физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

1.     Укреплять здоровье детей с помощью фитболов

2.     Совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость и заболеваниям с помощью фитболов.

3.     Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость

4.     Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх

Как я уже говорила Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений,  как предмет, снаряд или опора.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

Ø для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

Ø для укрепления мышц брюшного пресса;

Ø для укрепления мышц спины и таза;

Ø     для укрепления мышц ног и свода стопы;

Ø для формирования осанки;

Ø    для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

Ø для развития ловкости и координации движений;

Ø     для развития танцевальности и музыкальности;

Ø     для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

Ø    для расслабления и релаксации как средств профилактики различных

Ø      заболеваний  (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Безусловно, фитбол оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:

Они содействуют профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.)

Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)

Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)

Гимнастические упражнения подразделяются на:

Ходьбу, бег, прыжки

На месте и в движении

С мячом в руках, ногах

Сидя на мяче

Ору: По признаку организации группы

•       одиночные

•        вдвоем, втроем

•        по кругу

•        в сцеплении в      колоннах

•        в шеренгах

•        в движении

По  анатомическому признаку

•       для рук и плечевого пояса

•      для ног и тазового пояса

•      для туловища и шеи

•      для всего тела

По исходным положениям

•       из стойки

•      из седа (приседа)

•      из упоров

•      из положения лёжа (на боку, на спине, животе)

По признаку преимущественного воздействия

•      На силу

•       На растягивание

•      На расслабление

•      На осанку

•      На координацию

•      На дыхание

7слайд Классификация ОРУ без предметов сидя на мяче так же классифицируется и по  анатомическому признаку:

1.     Упражнения для рук и плечевого пояса:

•       для пальцев и кисти

•      Для увеличения подвижности в суставах

•      Для сгибателей и разгибателей мышц рук

•      На расслабление мышц рук и плечевого пояса

2. Упражнения для ног и тазовой области:

•       для стопы и голени

•      Для увеличения подвижности в суставах

•      Силовые упражнения для мышц бедра

•      Для мышц тазового дна

•      Для расслабления мышц ног

3. Упражнения для туловища:

•      Для мышц передней поверхности туловища (силовые)

•      Для увеличения подвижности позвоночника

•      Для мышц задней поверхности туловища (силовые)

•      Для мышц боковой поверхности туловища (силовые)

•      Для мышц шеи

4Комплексные упражнения

(упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)

5.  Упражнения на дыхании

В своей работе я использую мячи фитболы как:

1. Мяч как препятствие

2. Мяч как массажер

3. Мяч как амортизатор, тренажер

4. Мяч как ориентир

5. Мяч как отягощение

6 Мяч как опора

7. Мяч как предмет

9 Организация работы проводится по трем направлениям:

v работа с детьми;

v работа с педагогами, инструктор по физической культуре,  (выступление с докладами, гимнастику на мячах на семинарах)

v  работа с родителями консультации, выступления  на родительский собраниях, папки передвижки

 

Существуют различные технологии по использованию фитболов   работе с дошкольниками

1. Познакомить со всеми свойствами мяча, научить простейшим движениям (правильная посадка на мяч, медленные покачивания сидя на мяче не теряя контакта с ним).

2. Первое занятие можно проводить в индивидуальной форме.

3. Занятия с детьми четвертого года жизни проводить индивидуально или с родителями.

4. Подобрать упражнения в соответствии с уровнем физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

5. На физкультурных занятиях упражнения на мячах не должны превышать 30-40% общего времени (5-10 мин).

6. Для снятия электрического эффекта протирать мячи влажной тряпкой перед занятием.

7. Познакомить с правилами (не толкаться, не пинать мяч, не бросать его куда попало, не прыгать, внимательно слушать педагога).

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я рекомендую соблюдать основные правила фитбола:

•      Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося.

•      Одежда должна быть удобной

•      В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии.

•      Следить за правильной посадкой на мяче.

•      Необходимо научить ребенка приемам самостраховки.

•      На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи.

•      Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1,5 м

•      Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча.

•      Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

•      Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.

•      При выполнении упражнений лежа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание.

•      Подгруппа занимающихся не более  6-12 человек

В своей работе так же хочу обратить внимание на методические рекомендации к проведению занятий на фитболах:

Разучить основные движения, сидя на мяче.

Дать детям представление о форме и физических свойствах мяча

Научить правильной посадке на мяч и приемам самостраховки

Учить упражнениям на удерживание равновесия

Разучить основные исходные движения с мячом

(броски, ловля, удары, упр. в парах)

Дать представление об основных исходных положениях на фитболе (сидя, лежа на спине, животе, на боку)

Предлагать мяч детям для самостоятельной деятельности только после того, как они обучены упражнениям с фитболом

Учить выполнять упражнения в сочетании с колебательными  покачиваниями на мяче

Следить за внешними признаками утомления.

По каждой возрастной группе составлены комплексы ОРУ

Заключение

Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.

При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках.

Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе.

Дети, занимающиеся фитболами , меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия.  На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.  По результатам итогового мониторинга показатели развития физических качеств детей значительно возросли.

Можно отметить, по данным диагностики, что проведенный анализ

показал уровень развития физических качеств детей до начала  проведения диагностики – были низкие показатели значений, а по окончанию диагностики показатели значительно возросли.

Также было выяснено, что на протяжении  работы с фитболами у детей наблюдается положительная динамика в развитии физических качеств.

Заниматься фитболами могут не только дети в дошкольном возрасте, но и взрослые. Занятия на фитболах им принесет такое же удовольствие, как и  детям.

Спасибо за внимание.