Маленькие попрыгунчики.
Литвинова Екатерина Андреевна
инструктор по физической культуре ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»
Актуальность
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время широкое применение в детских садах получили разнообразные виды мячей
Мячи позволяют разнообразить подвижные игры, они дарят детям радость и здоровье. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий всего организма. Одна из популярных игр в современном мире является Фитбол
Фитбол в переводе с английского означает “мяч для опоры”, который используется в оздоровительных целях.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.
За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма
Целью моей работы: Развивать (совершенствовать) физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов
2. Совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость и заболеваниям с помощью фитболов.
3. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость
4. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх
Как я уже говорила Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений, как предмет, снаряд или опора.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
Ø для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
Ø для укрепления мышц брюшного пресса;
Ø для укрепления мышц спины и таза;
Ø для укрепления мышц ног и свода стопы;
Ø для формирования осанки;
Ø для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
Ø для развития ловкости и координации движений;
Ø для развития танцевальности и музыкальности;
Ø для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
Ø для расслабления и релаксации как средств профилактики различных
Ø заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Безусловно, фитбол оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:
Они содействуют профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.)
Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)
Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)
Гимнастические упражнения подразделяются на:
Ходьбу, бег, прыжки
На месте и в движении
С мячом в руках, ногах
Сидя на мяче
Ору: По признаку организации группы
• одиночные
• вдвоем, втроем
• по кругу
• в сцеплении в колоннах
• в шеренгах
• в движении
По анатомическому признаку
• для рук и плечевого пояса
• для ног и тазового пояса
• для туловища и шеи
• для всего тела
По исходным положениям
• из стойки
• из седа (приседа)
• из упоров
• из положения лёжа (на боку, на спине, животе)
По признаку преимущественного воздействия
• На силу
• На растягивание
• На расслабление
• На осанку
• На координацию
• На дыхание
7слайд Классификация ОРУ без предметов сидя на мяче так же классифицируется и по анатомическому признаку:
1. Упражнения для рук и плечевого пояса:
• для пальцев и кисти
• Для увеличения подвижности в суставах
• Для сгибателей и разгибателей мышц рук
• На расслабление мышц рук и плечевого пояса
2. Упражнения для ног и тазовой области:
• для стопы и голени
• Для увеличения подвижности в суставах
• Силовые упражнения для мышц бедра
• Для мышц тазового дна
• Для расслабления мышц ног
3. Упражнения для туловища:
• Для мышц передней поверхности туловища (силовые)
• Для увеличения подвижности позвоночника
• Для мышц задней поверхности туловища (силовые)
• Для мышц боковой поверхности туловища (силовые)
• Для мышц шеи
4Комплексные упражнения
(упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)
5. Упражнения на дыхании
В своей работе я использую мячи фитболы как:
1. Мяч как препятствие
2. Мяч как массажер
3. Мяч как амортизатор, тренажер
4. Мяч как ориентир
5. Мяч как отягощение
6 Мяч как опора
7. Мяч как предмет
9 Организация работы проводится по трем направлениям:
v работа с детьми;
v работа с педагогами, инструктор по физической культуре, (выступление с докладами, гимнастику на мячах на семинарах)
v работа с родителями консультации, выступления на родительский собраниях, папки передвижки
Существуют различные технологии по использованию фитболов работе с дошкольниками
1. Познакомить со всеми свойствами мяча, научить простейшим движениям (правильная посадка на мяч, медленные покачивания сидя на мяче не теряя контакта с ним).
2. Первое занятие можно проводить в индивидуальной форме.
3. Занятия с детьми четвертого года жизни проводить индивидуально или с родителями.
4. Подобрать упражнения в соответствии с уровнем физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
5. На физкультурных занятиях упражнения на мячах не должны превышать 30-40% общего времени (5-10 мин).
6. Для снятия электрического эффекта протирать мячи влажной тряпкой перед занятием.
7. Познакомить с правилами (не толкаться, не пинать мяч, не бросать его куда попало, не прыгать, внимательно слушать педагога).
В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я рекомендую соблюдать основные правила фитбола:
• Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося.
• Одежда должна быть удобной
• В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии.
• Следить за правильной посадкой на мяче.
• Необходимо научить ребенка приемам самостраховки.
• На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи.
• Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1,5 м
• Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча.
• Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
• Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.
• При выполнении упражнений лежа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание.
• Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек
В своей работе так же хочу обратить внимание на методические рекомендации к проведению занятий на фитболах:
Разучить основные движения, сидя на мяче.
Дать детям представление о форме и физических свойствах мяча
Научить правильной посадке на мяч и приемам самостраховки
Учить упражнениям на удерживание равновесия
Разучить основные исходные движения с мячом
(броски, ловля, удары, упр. в парах)
Дать представление об основных исходных положениях на фитболе (сидя, лежа на спине, животе, на боку)
Предлагать мяч детям для самостоятельной деятельности только после того, как они обучены упражнениям с фитболом
Учить выполнять упражнения в сочетании с колебательными покачиваниями на мяче
Следить за внешними признаками утомления.
По каждой возрастной группе составлены комплексы ОРУ
Заключение
Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.
При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках.
Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе.
Дети, занимающиеся фитболами , меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам. По результатам итогового мониторинга показатели развития физических качеств детей значительно возросли.
Можно отметить, по данным диагностики, что проведенный анализ
показал уровень развития физических качеств детей до начала проведения диагностики – были низкие показатели значений, а по окончанию диагностики показатели значительно возросли.
Также было выяснено, что на протяжении работы с фитболами у детей наблюдается положительная динамика в развитии физических качеств.
Заниматься фитболами могут не только дети в дошкольном возрасте, но и взрослые. Занятия на фитболах им принесет такое же удовольствие, как и детям.
Спасибо за внимание.