Развитие критического мышления в дошкольном возрасте.
Айнакузева Рита Бекишевна
учитель русского языка Алматинская область, города Талдыкорган» «Ясли-сад №7»
«Мышления – это показатель способности
человека подходить к проблеме с разных сторон»
Почему так важно развивать у детей не просто “мышление”, а именно “критическое мышление”? В раннем возрасте у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление. Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. Поэтому использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям. Разница в мышление и критическим мышлением, том, что критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения. Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы дети могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности. К дошкольным годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. В этом возрасте формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребёнка появляются друзья. Ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам). У ребенка становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. В дошкольном возрасте появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.В дошкольном возрасте складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек». Этот возраст соответствует второму уровню «проясняющейся» критичности – выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.
На занятиях использую такие приемы критического мышления.
1.При составление предложений в виде ответа на вопросы, игра «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем?
Тема: Растем здоровыми. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.
2. Мозговой штурм: «Если, на Земле не было бы транспорта? Что бы вы сделали»
Выскажите предположения, выберите подходящую версию.
3. Чтение любой сказки, например сказка «Репка», игра «Прогноз» – представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии.
– Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе «Репка»?
-О каких животных пойдёт речь?
-Назовите (выбор по иллюстраций).
4.По теме: «Спорт» «Ассоциация» – активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.
– Какие ассоциации возникают при слове «спорт»?
-Называйте всё, что вспоминается.
Дети выбирают подходящие картинки и называют.
Докажите, что вы правильные выбрали картинку.
5.Тема: «Домашние животные». «Диаграмма Венн» –конкретизировать, классифицировать на основе сравнения.
– Что мы знаем о животных?
-На какие группы мы их можем поделить?
-Распределите животных по кругам сравнения.
Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние).
– Какие животные могут быть и дикими и домашними?
– Где вы их расположили по кругам сравнения?
Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов.
– Чем отличаются дикие и домашние собаки?
-Почему животных называют домашними?
-Что нужно для ухаживания за ними?
-Без чего эти животные жить не смогут?
6. Дидактическая игра «Угадай цвет»
Сначала учу различать предметы по цвету.
– Что тут белое?- Платок, шапка……
– Что тут красное?- Карандаш, кофта……
– Что тут черное?- Мяч, юбка……
Затем, показывая предмет определенного цвета, произносит фразу и учу детей хором отвечать на вопросы какой?
– Шар красный. Шар какой? – Шар красный.
– Шар зеленый. Шар какой? – Шар зеленый.
После этого закрепляются слова- названия цветов и умение отвечать на вопрос какой?
-Шар ( кубик, цветок, платок, лента, рубашка, шапка)
В заключении хотелось бы
отметить следующие:
В первую очередь у
детей развивается активное слушание;
-дети
становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга,
несут ответственность за совместный способ познания;
–
увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный
запас;
– вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
– обостряется любознательность, наблюдательность;
– повышает самооценку.
– появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более
интересная мысль;