Развитие критического мышления в дошкольном возрасте.


Айнакузева Рита Бекишевна

учитель русского языка Алматинская область, города Талдыкорган»  «Ясли-сад №7»    

                                         «Мышления – это показатель способности

                                              человека   подходить к проблеме  с разных сторон»

           Почему так важно развивать у детей не просто “мышление”, а именно “критическое мышление”? В раннем возрасте у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление. Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. Поэтому использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям. Разница в мышление и критическим мышлением, том, что критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения. Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы дети могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности. К дошкольным годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. В этом возрасте формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребёнка появляются друзья. Ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам). У ребенка становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. В дошкольном возрасте появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.В дошкольном возрасте  складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек». Этот возраст соответствует второму  уровню «проясняющейся» критичности – выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться  в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.

             На занятиях использую такие приемы критического мышления.

1.При составление предложений в виде ответа на вопросы, игра «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем?

Тема: Растем здоровыми. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.  

2.  Мозговой штурм: «Если, на Земле не было бы  транспорта? Что бы вы сделали»

Выскажите предположения, выберите подходящую версию.

3. Чтение любой  сказки, например сказка  «Репка», игра «Прогноз» – представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии.

– Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе   «Репка»?

-О каких животных пойдёт речь?

-Назовите (выбор по иллюстраций).

4.По теме: «Спорт» «Ассоциация»  активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.

– Какие ассоциации возникают при слове «спорт»?

-Называйте всё, что вспоминается.

Дети выбирают подходящие картинки и называют.

Докажите, что вы правильные выбрали картинку.

5.Тема: «Домашние животные». «Диаграмма Венн» –конкретизировать, классифицировать на основе сравнения.

– Что мы знаем о животных?

-На какие группы мы их можем поделить?

-Распределите животных по кругам сравнения.

Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние).

– Какие животные могут быть и дикими и домашними?

– Где вы их расположили по кругам сравнения?

Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов.

– Чем отличаются дикие и домашние собаки?

-Почему животных называют домашними?

-Что нужно для ухаживания за ними?

-Без чего эти животные жить не смогут?

6. Дидактическая игра «Угадай цвет»

Сначала учу различать предметы по цвету.

– Что тут белое?- Платок, шапка……

– Что тут красное?- Карандаш, кофта……

– Что тут черное?- Мяч, юбка……

Затем, показывая предмет определенного цвета, произносит фразу и учу детей хором отвечать на вопросы какой?

– Шар красный. Шар какой? – Шар красный.

– Шар зеленый.  Шар какой? – Шар зеленый.

После этого закрепляются слова- названия цветов и умение отвечать на вопрос какой?

-Шар ( кубик, цветок, платок, лента, рубашка, шапка)

В заключении хотелось бы отметить  следующие:
В первую очередь  у детей развивается активное слушание; -дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
– увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
– вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
– обостряется любознательность, наблюдательность;
– повышает самооценку.
– появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;