Урок-панорама «Казахские сыны великой степи» (посвящен 550 летию Казахского ханства и Дню Независмости РК)


Павлодарская область

г. Экибастуз

ГУ Детский дом «Үміт»

воспитатель Сагындыкова Н. Т.

Цель: Углубить знания учащихся по истории образования Казахского ханства и деятельности одного из первых казахских ханов  Абылай – хана, знакомство с поэзией глашатая  свободы и независимости Махамбета Утемисова.

Задачи:

– привить   учащимся  патриотические чувства ответственности за свою Родину;

– воспитывать казахстанский патриотизм и уважение к историческому прошлому своего государства;

– знакомить детей с обычаями и традициями казахского народа;

– воспитывать уважительное  отношение  к культурному наследию, истории своего Отечества.

Подготовительная работа: подбор информации, фонограммы,  разучивание стихотворений, рисование, работа над  инсценировкой

Оборудование: внутренний вид  юрты , фонограммы, казахские национальные атрибуты для создания соответствующего колорита, выставка книг о батыров и ханов. Портреты Абылай- хана, Махамбет Утемисова. Слайдовая презентация.

План:

1. Слово воспитателя.

2. Будем говорить о деятельности одного из первых ханов Абылай-хане.

3. Инсценировка  предания « Сон Абылая»

4. Чтение стихотворения Махамбет Утемисова « Не оседлав боевого коня…»

5. Панорама «Игры предков-асык»

 

Ход:

Қайырлы күн балалар, қонақтар сіздерді бүгін біз кигіз үйге шақырамыз.Бұл үй сиқырлы үй,ішіне кірсек өткеніміз есімізге түседі.

В нашей волшебной юрте, можно вспомнить всё  о чем мы знаем .Проведем путешествие  по историческому прошлому государства. Мы собрались сегодня дружною семьею, выразить  глубокое почтение к обычаям традициям, историческому прошлому страны на  урок –панораму  на тему: «Казахские сыны великой степи»посвященный  550- летию Казахского ханства.  Мы покажем знания  об историческом прошлом, об одном из первых ханов Абылае,  об отважном поэте Махамбете Утемисове .

1.  Панорама о  Абылай – хане \участвуют дети театрального клуба «Маска»\

Абылай

Абылай – хан (1711-1781) – выдающийся государственный деятель, храбрый полководец  мудрый политик, один из наиболее ярких деятелей  Казахского Ханства. Настоящее имя  Абилмансур.  После одной из схваток, когда с кличем « Абылай» напал на врага, стал называться Абылаем.Абылай  родился в 1711 году в семье султана Уали, потомка Чингис-хана.С его именем связаны возрождение и подъем страны, успехи во внешней политике.Абылай происходит из знаменитого  рода, который берет начало от Джучи-хана. Он рано лишился отца, детство и юность провел в изгнании. Некоторое время будущий Великий хан был пастухом у знаменитого Толе бия. Уже в те годы он проявил себя сметливым, отважным воином.Имя Абылай Абилмансур получил в период войны с джунгарами. В одном из сражений он убил в поединке джунгарского батыра Шарыша и бросился на врага с кличем « Абылай!». Имя своего знаменитого деда Абилмансур сделал боевым  кличем, воодушевив этим казахов, он обеспечил победу в сражении. После этой победы его избрали султаном Средней Орды, и он стал одним из самых известных правителей Казахской Степи. Будучи дальновидным политиком,  Абылай  использовал дипломатические пути в установлении связей с правителями соседних стран. Будучи султаном в 1748 году он принял подданство России, а в 1756 году Подданство Китая. Казахское ханство оставалось независимым. Во главу угла ставилась защита национальных интересов и консолидация. Для казахского народа Абылай служит олицетворением свободы и независимости.

2. Инсценировка  предания « Сон Абылая»

Автор: Абылай, достигнув весьма солидного возраста, решил возвратить

казахам свою родину – Бухару, собрал самых лучших батыров трех жузов и двинулся в поход. Он ни с кем не советовался, а решал все сам. В ночь, когда

Абылай лег спать вблизи города Самарканд, ему приснился сон.

Наутро он позвал к себе старца-советника Бухар-жырау и попросил его разгадать сон.

Абылай: « Приснилось мне, что перед моим шатром появился тигр и возлег возле него. Я очень удивился и не успел во сне даже подумать об этом, как этот  тигр превратился в медведя. Пока я думал, как же тигр стал медведем, этот медведь, стал вдруг волком. Когда я и это хотел понять, волк уже превратился в лису, а потом уже эта лиса стала зайцем. Так я лежал, удивляясь во сне этим првращениям, и тут только проснулся».

Автор: Бухар-жырау так растолковал сон Абылая:

Бухар-жырау: « Если ты во сне увидел тигра, значит тебе угрожает опасность, и твоя птица счастья, к сожалению, от тебя улетела. Ты достиг значительных лет, и теперь, если не хочешь молвы о том, что Абылай-хан

погиб от руки сартов Бухары, возвращайся назад. А то, что тигр превратился

в медведя, означает, что время твоих детей будет подобно времени борющихся друг с другом медведей. Медведь, ставший волком, – это время

твоих внуков, которые будут рыскать по степи в жестоких походах, как волки. Волк, превратившийся в лису, – это время твоих правнуков, которые станут подобны лисам. Лиса, превратившаяся в зайца, означает, что последующие твои потомки будут трусливы, как зайцы».

Автор: Абылай выслушал ответ Бухар-жырау и отступился от мысли захватить Самарканд. Он отправил к правителю города своего посла:

Я не собираюсь воевать с вами, а пришел, чтобы поклониться святым местам и пожелать здравия народу древнего Самарканда.

3. Панорама о поэте и о воине глашатай свободы и беззаветной преданности своему народу Махамбет Утемисове.

Махамбет Утемисов ( 1804-1846) – поэт, глашатай свободы и независимости,

Воинской доблести и беззаветной преданности своему народу.

Родился в Западно-Казахстанской области. Отец Утемис был известным бием. Махамбет с детства рос сильным и отважным. Поэта возмущало жестокое отношение правителей к народу.

Он не побоялся высказать хану всю правду. Народное восстание под руководством Исатая и Махамбета – итог этого противостояния.

Махамбет стал духовным лидером и летописцем восстания.

Наследие Махамбета – духовно-поэтическая летопись жизни казахов ХIХ

века. Его стихотворения обогатили художественный мир поэзии жырау.

Ребята  послушайте  стихотворение Махамбета Утемисова

« Не оседлав боевого коня» и «  Ереуіл атқа ер салмай

на казахском и на русском языках.

 

4.Чтение стихотворений чтецами  театрального клуба.

 

Ереуіл атқа ер салмай

 

Ереуіл атқа ер салмай

Егеулі найза қолға алмай,

Еңку-еңку жер шалмай,

Қоңыр салқын төске алмай,

Тебінгі терге шірімей,

Терлігі майдай ерімей,

Алты малта ас болмай,

Өзіңнен туған жас бала,

Сақалы шығып жат болмай,

Ат үстінде күн көрмей,

Ашаршылық, шөл көрмей

Қу толағай бастанбай,

Ерлердің ісі біте ме ?

 

Не оседлав боевого коня…

 

Не оседлав боевого коня,

Не взяв в руки острого копья,

Не испытав жажду и голод,

Не перенеся жару и холод,

Живя верхом в седле,

Забыв о доме и семье,

Что даже родной сын,

Повзрослев, стал чужим.

Не находясь постоянно в пути,

Весь в поту и дорожной пыли,

Утратив облик, сон, покой,

Не начав смертельный бой-

Сможет ли долг исполнить герой?

5. Панорама «Игры предков-асык» Объяснение правил игры.  Вызываются желающие

Воспитатель:

В традициях родной земли

И мудрость предков, и народа достоянье!

По верному пути вы нас вели,

Преодолев во времени большое расстояние,

Мы честный путь избрать смогли.

Учили нас вы старших уважать,

Родную землю от напасти защищать,

И знаем мы – моя Земля, моя отчизна – Мать!

Наша история очень богата и культура  настолько сложна в круговороте  истории. Наши предки оставили нам богатую страну, большие возможности, а самое главное свою мудрость. Так не забывайте же своих предков, не говорите , что они ушли в  небытие,  не говорите, что они умерли, ведь можно ли утверждать что человек умер, если слова его живут в сердцах народа?

 

Выступление учащихся музыкальной школы

(Күй, Домбыра)

Ведущий: Дружно и весело было в нашей юрте, а теперь пора к дастархану, как говорят аксакалы: « Пусть все плохое в землю уйдет, желаем в жизни много светлого, пути верного!».

Біздің кигіз үйге кіріп бізбен тарихқа шолу жасағандарыңызға көп рахмет,

сау сәләмәт болыңыздар!

Рефлексия:

У каждой команды на ватмане нарисовано сердце – душа человека. Вам надо записать на стикере,то что узнали на уроке – панорама и  вклеить на сердце.

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *