Открытый классный час «О славной дочери казахского народа Маншук Маметовой»


Акмолинская область

Астраханский район

С. Жанатурмыс

ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Учитель начальных классов

Дробизова Вера Александровна

Стаж 13 лет, категория 1

Эпиграф: «Я жить хочу, чтоб Родине отдать,

Последний сердца движущий толчок.

Чтоб я, и умирая, мог сказать.

Что умираю за Отчизну – мать»  (М. Джалиль)

Цели:

Дать представление о понятиях «подвиг», «героизм».

Расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной Войне, о подвигах Советских солдат.

Воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, милосердия.

Прививать чувство уважения и гордости к подвигу и героизму людей.

Тип урока: Урок-песня.

Основные приемы: слово учителя, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, пословицы.

Ход классного часа.

Учитель: Посмотрите на лица самых красивых женщин на земле (Обращаю внимание на серию открыток «Женщины-Герои Советского Союза). Показ слайда №2.  Они разные внешне, и течет в них кровь разных национальностей , но в одном они одинаковы: в красоте, чистоте человеческой. Во имя жизни других не пощадили свою.

Учитель.
“Не мало народ мой видал,
Батыры с булатом и пикой стальной
Бросались, как тигры могучие, в бой.
Запой, моё сердце, о смелых героях!”
Так пел великий Жамбыл в своих песнях. И пусть сегодня запоет сердце каждого из нас о “Девушке ставшей легендой!”. О девушке, которую казахский народ называет МАНШУК Маметовой. Мы не имеем абсолютно никакого морального права забывать войну. В 1941 году встали женщины в один ряд с отцами, мужьями, братьями. Война не щадила их жизни. Вместо белых платьев, шинель, гимнастерка, вместо легких туфлей тяжелые сапоги. Вместо школьной скамьи окопы на передовой, боль и смерть.

Ученик: Я не привыкла, чтоб меня жалели,

Я тем гордилась, что среди огня,

Мужчины в окровавленных шинелях,

На помощь звали девушку меня… (Ю.Друнина)

Ученик: Маншук Маметова, наша землячка родилась 15 июля 1922 года в поселке Урда, Бокейординского района, Западно-Казахстанакой области. С детства она мечтала быть врачом. Так случилось, что в 5 летнем возрасте она осталась без родителей, и ее взял на воспитание двоюродный брат отца Ахмет Маметов и его жена Амина. За большие карие глаза и необычную подвижность новые родители ласково прозвали ее «моншағым» – «бусинка». И когда девочку спрашивали, как ее зовут, она отвечала «Маншук». Окончив среднюю школу, девушка поступила в медицинский институт. В 1941 году началась война и Маншук ушла на фронт, сказав: «…мое место там, где идут бои с врагом». На фронте она стала пулеметчицей. Вскоре на ее груди засверкал значок «Отличник-пулеметчик». Бойцы уважали и любили жизнерадостную и приветливую Маншук. В тяжелые минуты она подбадривала друзей шуткой или ласковым словом. Маншук- девушка компании, она олицетворяет характер, когда во время боев вокруг погибали друзья, она не лила слез, хотя прощание с друзьями было навсегда.

Песня «Темная ночь»

Учитель: Однажды отряд, где служила Маншук, получили приказ встретить врага. Фашисты хотели захватить город Невель в Беларуси.

Песня: «Эх,Дорога»

Прошло немного времени, и немцы начали стрелять. Однако взять город они не смогли. Оставив сотни трупов, своих солдат и офицеров, враг отступил. Стало тихо, но это продолжалось всего несколько минут. Немцы повторили атаку. И снова начался бой. Пулеметчица Маншук Маметова в том бою уничтожила более семидесяти фашистских солдат и офицеров. Тогда же она была смертельно ранена.

Ученик:

Девушка необыкновенная,

Скромная Родины дочь

В тяжкое время военное

Фронту спешила помочь.

Смелая смерть, презирая,

Извергом гибель несла.

В битве навек, умолкая,

Гордо в бессмертие вошла.

Ученик:

Мәншүк апайө Батыр қыз

Ардақтаймыз аты біз,

Ұқсап Мәншүк апайға,

Өсіп келе жатырмыз.

Давайте почтим минутой молчания память Маншук Маметовой.

 

Учитель: Маншук Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ее имя с гордость произносит народ. В городе Алма-ата есть улица имени Маншук Маметовой, ее имя носит школа № 28. В Этой школе училась Маншук.

Первой девушкой-казашкой ставшей Героем Советского Союза.
Гульсим Сельжанова посвятила Маншук прекрасное стихотворение
Люблю твои черты,
Твой профиль тонкий,
Жизнь отдала ты праведной борьбе.
Как мы сегодня,
Будут чтить потомки
И подвиг твой, и память о тебе.
Забыть ли время испытаний тяжких
Ещё не стёрты все его следы…
Твоей судьбою, смелая казашка,
Все степняки в краю родном горды.
Им чудится:
Страною, мирной ныне,
Среди своих стареющих подруг,
И ты проходишь, наша героиня,
Проходишь, вечно юная Маншук.
Пословицы:

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Каждый,  кто был на войне, маршал ли, солдат ли, достоин чести.

Жизнь ваша стала книгой, которой дивится свет…

Учитель:

В чем подвиг Маншук? Она ушла в бессмертие, защищая Родину и ее будущее. Человек, который любит свою Родину, может сделать все!

Ученик:

Путь ее в бессмертие

Слава ей нетленная дана.

Защищая Невель городок,

Пала героинею она.

Не услышать сердца ее стук.

В бронзе девушка стоит стройна,

Дочь свою казахскую Маншук,

Вечно помнит-

Свято чтит страна.

Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Стихотворение о Победе.

Столько лет прошло, но люди помнят
О тех грозных и тяжелых днях!
И цветы несут к могилам павших
В этих яростных, безжалостных боях.

Люди помнят, люди помнят о Победе
И о том, какой огромною ценой
Нам досталась счастье жить на свете,
Как стало ярким солнце над землей.

Как стало ярким, несмотря на голод,
На смерти тысячей людей вокруг.
Сороковых прошел смертельный холод –
И небо как–то чище стало вдруг.

Вздохнули легче русские дубравы,
Освободились русские поля.
Конца не будет той великой славе,
Что столько лет несет наша земля!

Как в мае сорок пятого, мы ныне
Благодарим прошедших ту войну,
Всех тех, кто шел вперед, теряя силы,
Свободной делая великую страну!

Звучит песня «День Победы» (фонограмма).

Обобщение урока.

Вывод: Каков эмоциональный заряд этого урока?

Самоанализ  открытого классного часа в 4 «Б» классе.

 

Цели:

Дать представление о понятиях «подвиг», «героизм».

Расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной Войне, о подвигах Советских солдат.

Воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, милосердия.

Прививать чувство уважения и гордости к подвигу и героизму людей.

Тип урока: Урок-песня.

Основные приемы: слово учителя, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, пословицы.

К подготовке классного часа мне помогали учащиеся 4 «Б» класса и ученица 9 «Б» класса.  Заранее все  вместе нарисовали  красочные рисунки, которые былина  вывешены  на доске. Совместная подготовка к классному часу подтолкнула  к более близкому общению между учениками и учителем.

Я решила начать классный час  с просмотра серий открыток «Женщины – Герои Советского Союза». Все открытки сопровождались музыкой, что и вызвало у детей остроту восприятия данного материала. На протяжении всего классного часа звучали военные песни. Учащиеся эмоционально спели песни – «Темная ночь», «Эх, Дорога», которые помогли на минутку перенестись мысленно в то военное время.

Все дети рассказывали выразительно стихи и внимательно слушали друг друга. Краткую историческую справку рассказала ученица 9 «Б» класса. Особое внимание учеников привлекло – военная пилотка, которая была одета на ней. В этом возрасте дети очень эмоциональны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать  такими вещами как пилотка, привлечение учащихся старших классов и т.д.

Я подготовила  пословицы,  с которыми дети еще не встречались.  С ознакомлением были задействованы все ученики. Они их читали и вешали на доску.

В конце мероприятия я прочитала стих о Победе и включила под фонограмму песню «День Победы».  Дети вместе с фонограммой стали петь песню. В этот момент возник вопрос: – « Каков эмоциональный заряд этого классного часа?». Услышав ответы детей,  я поняла, что поставленной цели достигла.

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *