Открытый классный час «О славной дочери казахского народа Маншук Маметовой»
Акмолинская область
Астраханский район
С. Жанатурмыс
ГУ «Кызылжарская средняя школа»
Учитель начальных классов
Дробизова Вера Александровна
Стаж 13 лет, категория 1
Эпиграф: «Я жить хочу, чтоб Родине отдать,
Последний сердца движущий толчок.
Чтоб я, и умирая, мог сказать.
Что умираю за Отчизну – мать» (М. Джалиль)
Цели:
Дать представление о понятиях «подвиг», «героизм».
Расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной Войне, о подвигах Советских солдат.
Воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, милосердия.
Прививать чувство уважения и гордости к подвигу и героизму людей.
Тип урока: Урок-песня.
Основные приемы: слово учителя, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, пословицы.
Ход классного часа.
Учитель: Посмотрите на лица самых красивых женщин на земле (Обращаю внимание на серию открыток «Женщины-Герои Советского Союза). Показ слайда №2. Они разные внешне, и течет в них кровь разных национальностей , но в одном они одинаковы: в красоте, чистоте человеческой. Во имя жизни других не пощадили свою.
Учитель.
“Не мало народ мой видал,
Батыры с булатом и пикой стальной
Бросались, как тигры могучие, в бой.
Запой, моё сердце, о смелых героях!”
Так пел великий Жамбыл в своих песнях. И пусть сегодня запоет сердце каждого из нас о “Девушке ставшей легендой!”. О девушке, которую казахский народ называет МАНШУК Маметовой. Мы не имеем абсолютно никакого морального права забывать войну. В 1941 году встали женщины в один ряд с отцами, мужьями, братьями. Война не щадила их жизни. Вместо белых платьев, шинель, гимнастерка, вместо легких туфлей тяжелые сапоги. Вместо школьной скамьи окопы на передовой, боль и смерть.
Ученик: Я не привыкла, чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня,
Мужчины в окровавленных шинелях,
На помощь звали девушку меня… (Ю.Друнина)
Ученик: Маншук Маметова, наша землячка родилась 15 июля 1922 года в поселке Урда, Бокейординского района, Западно-Казахстанакой области. С детства она мечтала быть врачом. Так случилось, что в 5 летнем возрасте она осталась без родителей, и ее взял на воспитание двоюродный брат отца Ахмет Маметов и его жена Амина. За большие карие глаза и необычную подвижность новые родители ласково прозвали ее «моншағым» – «бусинка». И когда девочку спрашивали, как ее зовут, она отвечала «Маншук». Окончив среднюю школу, девушка поступила в медицинский институт. В 1941 году началась война и Маншук ушла на фронт, сказав: «…мое место там, где идут бои с врагом». На фронте она стала пулеметчицей. Вскоре на ее груди засверкал значок «Отличник-пулеметчик». Бойцы уважали и любили жизнерадостную и приветливую Маншук. В тяжелые минуты она подбадривала друзей шуткой или ласковым словом. Маншук- девушка компании, она олицетворяет характер, когда во время боев вокруг погибали друзья, она не лила слез, хотя прощание с друзьями было навсегда.
Песня «Темная ночь»
Учитель: Однажды отряд, где служила Маншук, получили приказ встретить врага. Фашисты хотели захватить город Невель в Беларуси.
Песня: «Эх,Дорога»
Прошло немного времени, и немцы начали стрелять. Однако взять город они не смогли. Оставив сотни трупов, своих солдат и офицеров, враг отступил. Стало тихо, но это продолжалось всего несколько минут. Немцы повторили атаку. И снова начался бой. Пулеметчица Маншук Маметова в том бою уничтожила более семидесяти фашистских солдат и офицеров. Тогда же она была смертельно ранена.
Ученик:
Девушка необыкновенная,
Скромная Родины дочь
В тяжкое время военное
Фронту спешила помочь.
Смелая смерть, презирая,
Извергом гибель несла.
В битве навек, умолкая,
Гордо в бессмертие вошла.
Ученик:
Мәншүк апайө Батыр қыз
Ардақтаймыз аты біз,
Ұқсап Мәншүк апайға,
Өсіп келе жатырмыз.
Давайте почтим минутой молчания память Маншук Маметовой.
Учитель: Маншук Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ее имя с гордость произносит народ. В городе Алма-ата есть улица имени Маншук Маметовой, ее имя носит школа № 28. В Этой школе училась Маншук.
Первой девушкой-казашкой ставшей Героем Советского Союза.
Гульсим Сельжанова посвятила Маншук прекрасное стихотворение
Люблю твои черты,
Твой профиль тонкий,
Жизнь отдала ты праведной борьбе.
Как мы сегодня,
Будут чтить потомки
И подвиг твой, и память о тебе.
Забыть ли время испытаний тяжких
Ещё не стёрты все его следы…
Твоей судьбою, смелая казашка,
Все степняки в краю родном горды.
Им чудится:
Страною, мирной ныне,
Среди своих стареющих подруг,
И ты проходишь, наша героиня,
Проходишь, вечно юная Маншук.
Пословицы:
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Каждый, кто был на войне, маршал ли, солдат ли, достоин чести.
Жизнь ваша стала книгой, которой дивится свет…
Учитель:
В чем подвиг Маншук? Она ушла в бессмертие, защищая Родину и ее будущее. Человек, который любит свою Родину, может сделать все!
Ученик:
Путь ее в бессмертие
Слава ей нетленная дана.
Защищая Невель городок,
Пала героинею она.
Не услышать сердца ее стук.
В бронзе девушка стоит стройна,
Дочь свою казахскую Маншук,
Вечно помнит-
Свято чтит страна.
Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Стихотворение о Победе.
Столько лет прошло, но люди помнят
О тех грозных и тяжелых днях!
И цветы несут к могилам павших
В этих яростных, безжалостных боях.
Люди помнят, люди помнят о Победе
И о том, какой огромною ценой
Нам досталась счастье жить на свете,
Как стало ярким солнце над землей.
Как стало ярким, несмотря на голод,
На смерти тысячей людей вокруг.
Сороковых прошел смертельный холод –
И небо как–то чище стало вдруг.
Вздохнули легче русские дубравы,
Освободились русские поля.
Конца не будет той великой славе,
Что столько лет несет наша земля!
Как в мае сорок пятого, мы ныне
Благодарим прошедших ту войну,
Всех тех, кто шел вперед, теряя силы,
Свободной делая великую страну!
Звучит песня «День Победы» (фонограмма).
Обобщение урока.
Вывод: Каков эмоциональный заряд этого урока?
Самоанализ открытого классного часа в 4 «Б» классе.
Цели:
Дать представление о понятиях «подвиг», «героизм».
Расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной Войне, о подвигах Советских солдат.
Воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, милосердия.
Прививать чувство уважения и гордости к подвигу и героизму людей.
Тип урока: Урок-песня.
Основные приемы: слово учителя, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, пословицы.
К подготовке классного часа мне помогали учащиеся 4 «Б» класса и ученица 9 «Б» класса. Заранее все вместе нарисовали красочные рисунки, которые былина вывешены на доске. Совместная подготовка к классному часу подтолкнула к более близкому общению между учениками и учителем.
Я решила начать классный час с просмотра серий открыток «Женщины – Герои Советского Союза». Все открытки сопровождались музыкой, что и вызвало у детей остроту восприятия данного материала. На протяжении всего классного часа звучали военные песни. Учащиеся эмоционально спели песни – «Темная ночь», «Эх, Дорога», которые помогли на минутку перенестись мысленно в то военное время.
Все дети рассказывали выразительно стихи и внимательно слушали друг друга. Краткую историческую справку рассказала ученица 9 «Б» класса. Особое внимание учеников привлекло – военная пилотка, которая была одета на ней. В этом возрасте дети очень эмоциональны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать такими вещами как пилотка, привлечение учащихся старших классов и т.д.
Я подготовила пословицы, с которыми дети еще не встречались. С ознакомлением были задействованы все ученики. Они их читали и вешали на доску.
В конце мероприятия я прочитала стих о Победе и включила под фонограмму песню «День Победы». Дети вместе с фонограммой стали петь песню. В этот момент возник вопрос: – « Каков эмоциональный заряд этого классного часа?». Услышав ответы детей, я поняла, что поставленной цели достигла.
Метки: Маншук Мамедова, Открытый классный час «О славной дочери казахского народа Маншук Маметовой», получить сертификат о публикации, скачать открытый урок