Проектная деятельность «Источники света»
Дулепина Оксана Николаевна
воспитатель КГКП «Центр развития я\с №1 «Ромашка»
Картасы ұйымдастырылған оқу әрекеті
Карта организованной учебной деятельности
Топ/Группа: старшая группа
Білім беру аймағы/Образовательная область: Путешествие в мир
Бөлімі/Раздел: проектная деятельность
Сабақтын тақырыбы/Тема занятия: Источники света
Сабақтын мақсаты/Цель занятия: Расширять представления дошкольников о явлении не живой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы.
Міндеттері/Задачи:
1. Білімділік/Образовательная: Показать детям значение света в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с ним.
2.Дамытушылық/Развивающая: Развивать познавательный интерес, чувство ответственности, умение устанавливать причинно – следственные связи. Активировать в речи новую лексику, умение анализировать, делать выводы.
3. Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитывать любознательность. Билингвалды компонент/Билингвальный компонент: свет- жарық
Сөздікжұмыс/Словарная работа: фольга, марля
Құрал-жабдықтар/Оборудование: фонарики, лампа, глобус, фольга, ткань, марля, книга, простой карандаш, коллаж, цветной или плотный картон, цветные стеклышки, сундучок, конверт, карточка для заполнения.
Ход занятия:
-Ребята,сегодня войдя в группу, я увидела сундук. Откуда он неизвестно. Открываю сундучок, а в нем письмо. Выясняем, что письмо и сундучок от фокусника. Он хочет научить нас делать фокусы со светом. Размещаю коллаж «Искусственные и естественные источники света»
-А вы знаете, что является главным источником света для нас днём? (Солнце.) А ночью? (Луна.) Что помогает видеть нам вечером? (Лампы, фонари на столбах.)
– Что такое свет? Что дает нам свет? (Лампа, свеча, фары, солнце и т.д.) Все это называется – источники света. Свет движется быстрее всего во Вселенной, поэтому источники света освещают предметы, находящиеся на расстоянии от него. Так и Солнце, которое находится очень далеко от Земли, освещает его. А всегда ли на нашей планете светло? Предлагаю детям выяснить причину. Размещаю глобус напротив лампы.
Какие материки освещены светом? Какие материки в темноте? Начинаем медленно вращать глобус. Что вы замечаете? Земля движется плавно и мы движемся вместе с ней. Земля – не прозрачный шар, а Солнце освещает Землю лишь наполовину. Когда Солнце освещает часть планеты, то какое время суток там сейчас? (День) А на неосвещенной? (Ночь)
Предлагаю проверить, через какие предметы проходит свет.
Опыт «Ловушка для света»
Напоминаю, что после каждого проведения опыта заносить результаты в таблицу. Если предметы пропускают свет ставим «плюс», если нет «минус». Для этого взять цветной или плотный картон, фольгу, марлю, цветные стеклышки, книгу.
-Предметы, которые пропускают свет называются – прозрачные. А которые задерживают свет – светонепроницаемыми. Мы говорили, что свет движется очень быстро, а по какой дорожке он движется, по прямой или по кривой.
Предлагаю это выяснить. Закрываем конец фонарика фольгой, сделать дырочку. Поводите фонариком вокруг. Можно направить луч на любой предмет.
– Почему легко направлять свет? Потому что свет идет по прямой линии. Эта линия называется лучом.
Опыт
«Что даёт больше света?»
(На
столе стоит лампа, свеча, фонарик в руках педагога, по очереди зажигает
источники света) Что же светит ярче? Совместно
с детьми ставит цель, делают вывод. В поисках мы, возможно, будем двигаться при
свете, а возможно и в темноте. Что нам поможет двигаться в темноте? Давайте
возьмём с собой фонарики. Вспомним правила пользования фонариком (включать по
необходимости, батарейки не вынимать, не ронять). Ой! (Приглушается свет.)
Наступила темнота, но нам не страшно. Мы как отважные путешественники, включаем
свои фонарики.
-У нас появилась великолепная возможность поиграть. Превращаемся в светлячков.
Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится.) А если
фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Света становится больше.) Свет
рассеивается. (Включается свет.) Ребята, а как теперь светят фонарики?
(Тускло.) Когда светло, фонарики можно выключить, светлячки засыпают.
Игровое упражнение «Свет бывает разный»
На столе расположены картинки, изображающие источники естественного,
искусственного света. Задание:
Разложите картинки на две группы. (Проводится работа в группах) Почему вы
разделили предметы так? Свет в природе естественный, искусственный свет –
изготовленный людьми.
– Что нового вы узнали на занятии? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Сегодня вы молодцы справились с заданиями фокусника и узнали много нового.