Проектная деятельность «Источники света»


Дулепина Оксана Николаевна

воспитатель КГКП «Центр развития я\с №1 «Ромашка»

Картасы ұйымдастырылған оқу әрекеті

Карта организованной учебной деятельности

Топ/Группа: старшая группа

 Білім беру аймағы/Образовательная область: Путешествие в мир

Бөлімі/Раздел:    проектная  деятельность

Сабақтын тақырыбы/Тема занятия:  Источники света

Сабақтын мақсаты/Цель занятия: Расширять представления дошкольников о явлении не живой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы.

Міндеттері/Задачи:

1. Білімділік/Образовательная:  Показать детям значение  света  в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с  ним.

2.Дамытушылық/Развивающая:  Развивать познавательный интерес, чувство ответственности, умение устанавливать причинно – следственные связи. Активировать в речи новую лексику, умение анализировать, делать выводы.

3. Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитывать любознательность.                                                                                                                         Билингвалды компонент/Билингвальный компонент: свет- жарық

Сөздікжұмыс/Словарная работа:  фольга, марля

Құрал-жабдықтар/Оборудование:  фонарики, лампа, глобус, фольга, ткань, марля,   книга,   простой карандаш,   коллаж, цветной или плотный картон, цветные стеклышки, сундучок, конверт, карточка для заполнения.

    Ход занятия:

Описание: Картинки по запросу естественные и искусственные источники света

-Ребята,сегодня войдя в группу,  я увидела сундук. Откуда он неизвестно.  Открываю сундучок, а в нем письмо. Выясняем, что  письмо и сундучок от фокусника. Он хочет научить нас делать фокусы со светом. Размещаю коллаж «Искусственные и естественные источники света»

-А вы знаете, что является главным источником света для нас днём? (Солнце.) А ночью? (Луна.) Что помогает видеть нам вечером? (Лампы, фонари на столбах.)

        – Что такое свет? Что дает нам свет? (Лампа, свеча, фары, солнце и т.д.) Все это                           называется – источники света. Свет движется быстрее всего во Вселенной, поэтому   источники света освещают предметы, находящиеся на расстоянии от него. Так и   Солнце, которое находится очень далеко от Земли, освещает его. А всегда ли на нашей планете светло? Предлагаю детям выяснить причину. Размещаю глобус напротив лампы.

Какие материки освещены светом? Какие материки в темноте? Начинаем медленно вращать глобус. Что вы замечаете? Земля движется плавно и мы движемся вместе с ней. Земля – не прозрачный шар, а Солнце освещает Землю лишь наполовину. Когда Солнце освещает часть планеты, то какое время суток там сейчас? (День) А на неосвещенной? (Ночь)  

Предлагаю проверить, через какие предметы проходит свет.

   Опыт «Ловушка для света»

 
 
 
 
 
 

Напоминаю, что после каждого проведения опыта заносить результаты   в таблицу. Если предметы пропускают свет ставим «плюс», если нет «минус». Для этого взять цветной или плотный картон, фольгу, марлю, цветные стеклышки, книгу.

 -Предметы, которые пропускают свет называются – прозрачные.  А которые задерживают свет – светонепроницаемыми. Мы говорили, что свет движется очень быстро, а по какой  дорожке он движется,  по прямой или по кривой.

Предлагаю это выяснить. Закрываем конец фонарика фольгой, сделать дырочку. Поводите фонариком вокруг. Можно направить луч на любой предмет.

  – Почему легко направлять свет? Потому что свет идет по прямой линии. Эта линия называется лучом.

    Опыт «Что даёт больше света?»
(На столе стоит лампа, свеча, фонарик в руках педагога, по очереди зажигает источники света) Что же светит ярче?  Совместно с детьми ставит цель, делают вывод. В поисках мы, возможно, будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. Что нам поможет двигаться в темноте? Давайте возьмём с собой фонарики. Вспомним правила пользования фонариком (включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять). Ой! (Приглушается свет.) Наступила темнота, но нам не страшно. Мы как отважные путешественники, включаем свои фонарики.
-У нас появилась великолепная возможность поиграть. Превращаемся в светлячков. Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится.) А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Света становится больше.) Свет рассеивается. (Включается свет.) Ребята, а как теперь светят фонарики? (Тускло.) Когда светло, фонарики можно выключить, светлячки засыпают.

    Игровое упражнение «Свет бывает разный»
На столе расположены картинки, изображающие источники естественного, искусственного света.  Задание: Разложите картинки на две группы. (Проводится работа в группах) Почему вы разделили предметы так? Свет в природе естественный, искусственный свет – изготовленный людьми.

 – Что нового вы узнали на занятии? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Сегодня вы молодцы справились с заданиями фокусника и узнали много нового.