Авторская программа по развитию познавательной компетенции: «Эврики» для работы с детьми дошкольного возраста (от 5-ти лет)


Шуршулина Татьяна Витальевна,

Миронова Юлия Васильевна, 

воспитатели  ГККП ясли-сада «Балауса»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи.

По мере развития познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника.

Проблема развития у детей познавательной активности актуальна тем, что именно познавательная активность ребёнка является основным компонентом любой формы его деятельности. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к учёбе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы, применять в своей деятельности инновационные технологии. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И. Щукина: «Стимуляция познавательных интересов поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новое».

Структура данной программы и содержание занятий составлены таким образом, что охватывают все стороны подготовки дошкольника к обучению, учитывая психические особенности детей данного возраста. В процессе занятий дети легче адаптируются в группе сверстников, объединены совместной деятельностью, у них формируется чувство сплочённости, повышается уверенность в своих силах, создаётся безопасное пространство для общения, условия для самовыражения.

Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.   Данная образовательная программа рассчитана на один  год обучения: в течение этого периода будет  осуществляться подготовка детей к обучению в  школе, включающая развитие логического мышления, памяти,  сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, развитие навыков экспериментирования, общения, а также  наблюдательности, самостоятельности; развитие коммуникативных навыков.