Внеклассное занятие по коррекции недостатков развития речи для учащихся 4 «А», 4 «Б» классов “Зимние мотивы””
КГУ «Рудненская коррекционная школа»
Управления образования акимата Костанайской области.
учитель-логопед Пшеницына Валентина Андреевна.
Цели.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык словообразования.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь через ответы на вопросы, составление предложений. Развивать речевое дыхание через выполнение дыхательных упражнений. Развивать зрительное и слуховое восприятие через восприятие речевых и неречевых звуков, визуальное восприятие объектов. Развивать произвольное внимание через концентрацию на воспринимаемом объекте. Развивать мыслительную деятельность через выполнение коррекционно-развивающих упражнений. Развивать тактильные и кинестетические ощущения через пальчиковую гимнастику. Развивать подвижность речевого аппарата через выполнение артикуляционных упражнений. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук через предметно-практическую деятельность.
Воспитательные: воспитывать мотивационный интерес к учебной деятельности. Воспитывать эмоциональный отклик на сезонные явления природы. Воспитывать интерес к поэзии. Воспитывать самостоятельность. Воспитывать эстетические чувства. Воспитывать старание и аккуратность в работе.
Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.
Формы работы: слушание аудио записи, коррекционно-развивающие упражнения, рассматривание слайдов, иллюстраций, картинок, использование здоровьесберегающих технологий, слушание стихотворных произведений, предметно-практическая деятельность.
Оборудование: аудиозапись, слайды, трафареты для коррекционных упражнений, трафареты для предметно-практической деятельности, ножницы, клей, бумага, краски, ватные палочки.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Дети входят в класс, здороваются с гостями.
Звучит запись звуков метели и шума ветра.
Звучит запись звука шагов по снегу. Дети узнают звуки, называют.
Отвечают, какая метель (холодная, снежная с сильным ветром).
Какой снег (белый, пушистый, холодный).
2. Загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
3. Какая погода бывает зимой?
Если идёт снег-снежная. (слайд)
Если сильный ветер-ветренная. (слайд).
Сильный холод-холодная. (слайд).
4.Артикуляционная гимнастика: покажем зиме язычок, подразним зиму, подуем холодным воздухом на снежинку легко, подуем сильно, подуем тёплым воздухом на руки (ш-ш-ш…), как лошадка бежит по снегу.
5. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Скажем о зиме ласково:
Зима-зимушка, снежинка-снежиночка, лёд-ледок, ветер-ветерок, гора-горка.
6. Пока о зиме говорили, пальчики наши замёрзли, надо пальчики погреть.
Встаём и выполняем пальчиковую гимнастику под стихотворное сопровождение.
1, 2, 3, 4, 5 (загибаем пальцы)
Мы идём во двор гулять. (пальчики шагают по столу)
Бабу снежную слепили, (показываем как лепим снежный ком)
Птичек крошками кормили. (движение пальцами-сыплем корм)
С горки мы потом катались, (движ. указат. пальцем от ладони до локтя)
А потом в снегу валялись. (поворачиваем кисти рук)
Все в снегу домой пришли, (стряхнуть снег с плеч)
Суп поели, (показываем как едим)
Спать легли. (ладошку под щёку)
7. Зима говит для ребят много игр и развлечений.
Сейчас узнаем каких.
Отгадывание загадок из конвертов со снежинками.
Всё лето, стояли- зимы ожидали.
Дождались поры, помчались сгоры. (санки) (слайд)
Два берёзовых коня по снегам несут меня. (слайд)
Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи.)
Башмаки-озорники мчат меня по льду реки. (коньки) (слайд)
С метлой в руке, с ведром на голове (слайд)
Стою зимой я на дворе. (снеговик)
-Какие ещё знаем игры и развлечения для детей? (снежки, хоккей).
8. –А вот, ребята, снеговик
Он к снегу к холоду привык.
И его слепили ловко
Вместо носа вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки
И ведро на голове
И метла в его руке.
Он пришёл в 4 класс, чтоб порадовать всех нас.
Здесь у него много братьев снеговиков, их нарисовал художник, но поторопился и не всё дорисовал. Поможем дорисовать снеговичков и расскажем об этом.
Дети выбирают снеговика, дорисовывают, вывешивают работу на доске и рассказывают об этом (у моего снеговика не руки, я дорисовал руку).
9.Чтение художественного слова.
Как прекрасен зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Приходи сюда скорей,
Наблюдай здесь жизнь зверей!
Уточняем какие животные живут в лесу.
10. Коррекционная игра «Чей хвостик?». Узнать и назвать кому принадлежит хвост.
11.Рассматривание на слайдах фотографий животных. Беседа об их жизни зимой.
Физминутка музыкальная «Мишка косолапый»
12.Животные добывают себе еду в лесу или запасают на зиму. Зимующим птицам трудно прокормиться зимой, им помогает человек.
Коррекционно-развивающая игра «Накормим зимующих птичек».
Дети сажают птиц на кормушку, определяют какие птицы не зимующие.
13. Слушание стихотворения С.Есенина «Белая берёза».
Стих. читается под тихую музыку с просмотром слайдов(берёзы в снегу у дома).
14. «Мастерская Деда Мороза».
Дети находят в конвертах индивидуальное задание, выполняют его
и устраивают выставку своих работ.
13. Ресурсный круг.
Дети встают в круг.
– Что сегодня на занятии мы слышали и видели?
-.Что было самым интересным.
– Что бы вы ещё хотели сделать.
15. Итог. Поощрение детей.