Педагогический проект «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»


Жапарова Кунсулу Кимадиденовна

Воспитатель Мини-центра «Куаныш» при ГУ СОШ № 29,г. Павлодара

Введение

 

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, – остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности [1].

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы но основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте [2].

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях [3].

Знакомить детей с правилами дорожного движения в рамках работы по основам безопасности жизнедеятельности, формировать у них навыки правильного поведения ыа дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой пове­дения, а их соблюдение — потребностью человека.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях [4].

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и выбрала тему самообразования, сформулированную следующим образом «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр».

Целью моей работы является обучение дошкольников правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

 

Поставила перед собой такие задачи:

–  обучение свободной ориентировке в помещении и на участке детского сада;

–  обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;

–  формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и
предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

–  воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного
движения;

–  воспитание культуры поведения в дорожно-транспортном процессе;

–  совершенствование знаний о дорожных знаках и их назначении;
– развитие представлений детей о видах транспорта;

–  обогатить представление детей по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза: если обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного

движения будет проводиться целенаправленно и систематически, в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса с использованием дидактических игр, то уровень знаний, умений и навыков осознанного безопасного поведения на улице дошкольников значительно возрастет.

Прогнозируемые результаты:

дошкольники знают:

–  правила светофора;

–  дорожные знаки и их назначение;

–  виды транспорта;
умеют:

– свободно ориентироваться в пространстве (в помещении и на участке детского
сада);

–  наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, обходить их;
соблюдают:

–  правила дорожного движения;

–  технику безопасности на дороге;

–  общепринятые нормы поведения в дорожно-транспортном процессе,

В рамках темы самообразования был составлен перспективный план, представленный в таблице 1.

 

Таблица 1. Перспективное планирование

 

Год работы
Цели работы
1 год работы: 2008-2009

учебный год
1 . Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме самообразования.
2. Изучить и обобщить опыт педагогов по вопросам ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
2 год работы: 2009-2010

учебный год
1. Разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать дидактический материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
3. Разработать методическое пособие «Дорожное путешествие».
3 год работы:

2010-2011 учебный год
1. Использование теоретического и дидактического материала с детьми на занятиях, прогулках, а также в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса.
2.    Диагностика   знаний   по   ПДД   и   коррекционная   работа   с дошкольниками.
3. Разработать рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Анализ научно-методической литературы показал, что ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения посвящены работы следующих авторов: Клименко В.Р., Степаненковой Э.Я., Филенко М.Ф.: Саулиной Т.О., Юрянина А.Г., Пантелеева Г.Н., Александровой О.А., Щурмелевой О.В., Добряковой В.А., Борисовой Н.В., Паниной Т.А., Уклонской С.А., Шорыгиной Т.А., Извековой Н.А., Медведевой А.Ф., Поляковой Л.Б., Федотовой А.Н., Романовой Е.А., Малюшкиной А.Б. и других.

Научная новизна заключается в том, что;

– разработана   система   дидактических   игр   для   ознакомления   дошкольников   с правилами дорожного движения и формирования у них безопасного поведения на дороге, в транспорте;

–     разработано методическое пособие «Дорожное путешествие».
Практическая   значимость   состоит  в  том,   что  результаты   опыта  могут  быть использованы в практике работы воспитателей дошкольных учреждений по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Скачать проект полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *