Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РЕФЛЕКСИИ


Киевская Елена Александровна,

специалист высшей категории высшего уровня квалификации,

учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорска;

Директор КГУ «Школа-гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорска

 Мухамадиева Кульзира Жакеновна

 

Мақала тәжірибелі-эксперименталды жұмыстың нәтижесімен таныстырады. Автор бастауыш сынып оқушыларының өздік жұмысын ұйымдастырудың зерттеулерімен таныстырады. Сабақтың әр кезеңіндегі  рефлексивтік әрекеттің әр түрлі ұйымдастыру әдістері мен формаларын ұсынады.

The article presents the results of the experimental work. The author represents the researches of independent work’s organization in a primary school. Also he offers a variety of forms and methods of reflective activity at all stages of the lesson.

«Правильная организация рефлексивной деятельности

влияет на осознание своих возможностей,

на становление младшего школьника

как субъекта деятельности».

В.В. Давыдов

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.

Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.

Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.

Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью[7].

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию рефлексивной деятельности. Смысл метода рефлексии заключается в создании условий для осознания своего «Я».

В связи с этим стоит проблема – как организовать рефлексивную деятельность младших школьников. Этим и обоснован выбор темы моей исследовательской работы: «Организация самостоятельной работы как условие развития способности младших школьников к рефлексии ».

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. В процессе обучения  задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся, способность к рефлексии.

Самостоятельная работа – это метод, который очень помогает учителю не только  для выяснения способностей учащихся, но и развития саморефлексии, осознание значимости собственного «Я». Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок[19].

Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения.

По результатам наблюдения было выяснено, что 33 % ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность; 38 % – умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы; 43 % – умеют адекватно оценить собственный вклад в дело; 48 % – умеют сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело; 33 % – умеют достичь поставленные цели, приложить волевые усилия. Данные результаты занесены в диаграмму.

Новый рисунок (4)

На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент.

С первого класса, по методике Г.А. Цукерман ввела оценочную шкалу[21]. Такая оценка:

  • Позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
  • Носит информативный характер;
  • Способствует формированию позитивной самооценки.

Действие оценки можно представить в двух видах: ретроспективности и прогностической оценки. Оценка первого вида – ретроспективная; она предполагает, что у ребенка есть желание оценить свою работу, он понимает, зачем это необходимо, что значит оценить работу и как это можно сделать. Оценка второго вида – прогностическая. Это действие более высокого порядка, так как позволяет устанавливать границу знания – незнания, нацеливает на получение нового способа действия, предусматривает оценку своих возможностей перед решением задачи.

Таким образом, действие оценки тесно связано с действием контроля. А четко организованный контроль позволяет дать более точную оценку. Этапы организации рефлексивной деятельности на уроке:

  1. Содержательная рефлексия.

Цель: выявить собственные затруднения.

Ход действий: У каждого ребенка есть карта ошибок, которая заполняется самим ребенком после проведения проверочных работ. Анализируя свою работу и заполняя карту, ребенок сам определяет те затруднения, которые у него возникли. На этом этапе он определяет, с каким видом орфограмм ему нужнее всего поработать в данное время на уроке (или серии уроков). Фактически ребенок осуществляет содержательную самооценку и определяет, что необходимо было

знать и уметь, чтобы написать без ошибок, как он действовал, чтобы записать слово, чего он еще не знает или не умеет, чтобы решить данную орфографическую задачу.

Таблица 3 – Карта ошибок

Виды орфограмм.       Дата написания работы_________________

 

Орфограммы Затруднения
Безударные гласные в корне  
Парные согласные в слабой позиции  
Правописание предлогов  
Имена собственные  
Перенос слов  
Правописание приставок  
Правописание гласных после шипящих  
  1. Планирование.

Цели: 1.наметить пути ликвидации своих затруднений;

2.выявить трудности в конкретной операции.

Ход действий: Дети группируются по типу ошибок и работают в специальной тетради, где фиксируется трудность. Они восстанавливают развернутый способ действий при проверке данной орфограммы и с помощью короткого текста выявляют этап, на котором испытывают затруднение. Каждый фиксирует свой результат с помощью условных обозначений: «-» – у меня не все получается; « + » – я стараюсь, чтобы у меня все получилось, но еще могу ошибиться; «+» – я доволен своим результатом, я умею это делать.

Таблица 4 – Планирование

Способ работы Мой результат
1. Запись слова с пропуском слабой позиции +
2. Нахождение корня слова + –
3. Подбор других слов с тем же корнем +
4. Нахождение среди подобранных слов того, в котором нужный звук в корне находиться в сильной позиции +
5. Обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в том же корне
  1. Практическая деятельность детей, взаимодействие.

Цель: практическое освоение способа действия

Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий. Он составляет, раскладывает слова и буквы, контролирует свою работу (сам, в паре, совместно с учителем), а затем записывает результат в тетради.

В октебре дует реский ветер.

Он нисет па дорошкам желтые

Листья. Сизый дымок веся из Труп.

Собака Барбос спит в бутке.

Исправь ошибки, положив сверху правильную букву. Докажи, что ты прав. Запиши исправленный текст.

  1. Рефлексивный контроль.

Цель: подключение детей к оценке результатов работы, организация содержательного «отчета» детей о выполнении своего плана (дети могут высказываться по желанию).

Ход действий: На этом этапе группы собираются вместе, чтобы подвести итог и ответить на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Какую пользу извлекли? Чему учились? и т.д.

Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял, как надо действовать при проверке». «Мне понравилось находить и исправлять ошибки». «Мне было трудно выполнять задание, но теперь я знаю, какое окончание писать». «Я буду дальше учиться проверять слова» и т.д.

Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Можно использовать на практике такой вид работы:

  1. Тема: Использование схем при решении задач.

Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.

Текст работы:

  1. Составить схемы к задачам формулы.

а) Длина веревки А метров. Какой она станет если её уменьшить на В метров?

б) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполиться через 3 года?

  1. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные схемы)

В+С=А

К-Е=В

Таблица 5 – Оценочный лист работы

 

Основные умения № задания Прогностическая оценка Итоговая оценка
Умею решать задачу по схеме      
Умею составлять схему к задаче      
Умею составлять все возможные схемы по формуле      

Итоговая работа по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Как показывает опыт, работа с такими таблицами в «Книжке саморазвития» позволяет ребенку увидеть уровень своего умения на определенный период и осознать, как он вырос по отношению к самому себе, что является основой для формирования рефлексивных способностей младшего школьника.

По результатам проведенной диагностической методики, было выяснено, что 71 %, т. е. большинство ребят имеют адекватную самооценку; 29 % – завышенную самооценку. По 43 % детей имеют средний и высокий уровень притязаний; 14 % – низкий уровень притязаний.

Новый рисунок (5)

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что данная работа способствовала становлению у детей адекватной самооценки и повышению их уровня притязаний, а, следовательно, развитию рефлексии.

Я уверенна, что именно в начальной школе необходимо организовывать рефлексивную деятельность. Она может протекать только в обстановке эмпатии, если каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Я думаю, чтобы получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности.

 

 

 

Литература:

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 6. – Томск: «Пеленг», 1992.
  2. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.// Нач. школа: плюс, минус. – 2001. – № 1.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *